как воспитать невротика. метод «от противного». Она построена в виде рекомендаций на тему «как воспитать невротичного, полного психологических проблем человека». Вполне понятно, что делать надо с точностью наоборот. И тогда из вашего ребенка вырас
консультация

Рекомендации родителям как осознанно воспитывать ребенка. Постороена методом от "ПРОТИВНОГО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospitat_nevrotika.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ВОСПИТАТЬ НЕВРОТИКА

Знаменитый французский писатель Антуан Экзюпери как-то сказал:«Все мы родом из детства…».

Корни большинства проблем тех, кто решился прийти в кабинет психолога, уходят в прошлое, в детство.

Вот далеко не полный список тех недугов, прочные основания которых формируются в результате родительских ошибок и психолого-педагогического невежества.

  • невротизация поведения и межличностных отношений, семейная тирания
  • тревога, агрессия, недовольство жизнью,неуверенность в себе,внутренние конфликты,
  • потеря смысла жизни, конфликты и ссоры в семьях

Да, свой сценарий жизни мы пишем сами.

Но это не исключает того, что нашей рукой водит бессознательная воля наших родителей и воспитателей, их собственные неврозы и психологические проблемы.

Я намеренно написал эту статью, используя метод «от противного».

Она построена в виде рекомендаций на тему «как воспитать невротичного, полного психологических проблем человека».

Вполне понятно, что делать надо с точностью наоборот.

И тогда из вашего ребенка вырастить здоровая, зрелая личность, успешный человек, способный стать счастливым и подарить счастье окружающим его людям.

Детский невроз: основные признаки и проявления

Для начала давайте определимся с терминами. О неврозах я уже писал в этих статьях:

Что такое невроз и кто такой невротик? Признаки невроза и почему он иногда полезен

Поэтому здесь просто повторюсь, что невроз – это очень низкая приспособленность к жизни.

Это когда жизнь человека наполнена внутренними и внешними конфликтами, тревогой и прочими отрицательными эмоциями.Когда он живет словно бы в пол силы, при хороших задатках и потенциалах мало чего достигает.

Когда он чувствует постоянную неудовлетворенность жизнью, и ему сложно уживаться с людьми и обстоятельствами, а тем более, активно изменять их.

Нетрудно определить, что представляют собой и неврозы у детей

Это совокупность в целом обратимых и исправимых психологических и поведенческих дефектов, способствующих тому, что ребенок частично утрачивает приспособляемость к жизненным обстоятельствам.

Его контакты с окружением привносят в его внутренний мир страдания и тревогу.

Такому ребенку намного труднее в этом мире, чем другим детям.

Самые распространенные симптомы невроза у детей

  • Социальная не адаптивность,Повышенная тревожность
  • Повышенная впечатлительность и внушаемость, чрезмерная ранимость
  • Агрессивность, ярость, злость ,Стремление причинить боль окружающим
  • Страхи и приступы удушья,Никогда и ничем не удовлетворяемые требования внимания и одобрения
  • Плаксивость, слабость и раздражительность,Частые и необъяснимые смены настроения
  • Повышенная утомляемость и нарушения сна, Неуверенность в себе, нерешительность
  • Страх одиночества и заброшенности, Навязчивые действия, страх, что «случиться что-то плохое»

Важно отметить, что в этой публикации я не буду говорить о так называемых ситуативных неврозах. Речь пойдет о неврозах характера. Невроз характера не обусловлен реакцией человека на внешние неблагоприятные обстоятельства и ситуации. Он есть результат негативной динамики специфических свойств характера и личности человека.

Например, неуверенности в себе, тревожности, замкнутости, агрессивности, неумения решать проблемы, стремления к власти или к подчинению и т.п.

А вот эти самые специфические свойства личности и характера формируются в результате неблагоприятных обстоятельств семейного воспитания.

Как раз в том случае, когда родители руководствуются нижеследующими правилами и рекомендациями:   

 

Как вырастить невротика: общие рекомендации

Правило 1

Первое и очень важное правило: безоговорочно и не смотря ни на что, считайте себя самым лучшим и даже идеальным родителем и педагогом.Если не совсем получается, то используйте фразу:

«Конечно же, в моей методике воспитания моего ребенка есть определенные недостатки, но…».

А вот дальше сыпьте эпитетами, хвалите себя, приводите примеры «удачного» применения самых лучших методов воспитания.Все это позволит вам избежать сомнений в правильности своего подхода к ребенку.

Позволит вам не замечать чудовищных ошибок в воспитании и закрывать глаза на то, что невротизация ребенка идет полным ходом.Вы возвеличитесь и свысока перестанете замечать то, что происходит в реальности.

Ведь самоидеализация всегда приводит к слепоте в отношениях.     

Правило 2

Создайте себе идеал человека (образ идеального мужчины или женщины) и, воспитывая своего ребенка, всеми силами старайтесь подогнать его под этот образ.Очень старайтесь, а не то он вырастет не соответствующим идеалу –  гармоничным, творческим, способным радоваться жизни, открытым миру и способным спонтанно реагировать на жизненные обстоятельства.   Если будете стараться и все делать правильно, то у вас получится невротическая личность нашего времени, о которой писала К. Хорни.

Правило 3

Как можно чаще критикуйте, давайте советы, навязывайте свое мнение и решайте за ребенка, как поступить в том или ином случае.Тем самым вы постепенно лишите его природной инициативы, спонтанности и веры в то, что он сам способен решать свои проблемы.  

Кроме того, не давайте ребенку учиться на своих ошибках, замените его жизненный опыт вашими нравоучениями и советами.    Вообще, очень важно помнить, что ваши правила, которым вы стремитесь подчинить ребенка,

ваши советы и рекомендации, что вы даете ему, не должны быть логичными, обоснованными и, самое главное, понятными ему.Пусть сам догадается! Пусть дойдет своим умом!

Так вы вырастите беспомощного человека, самооценка и уверенность в себе которого, целиком и полностью будут зависеть от мнения окружающих его людей.    

Правило 4

Навсегда забудьте, что такое безоценочное принятие.

Любите и уважайте своего ребенка, а также проявляйте заботу к нему только в том случае, если он ведет себя правильно, в соответствие с вашими представлениями о том, что «такое хорошо, а что такое плохо».

Принимайте своего ребенка только в случае, если его поступки, эмоции и мысли, соответствуют критериям правильности, т.е. если он «хороший». Пусть он знает, что понимание, принятие, заботу и любовь нужно заслужить хорошим поведением.Так он превратиться в человека, зависимого от оценок окружающих, постоянно всем угождающего, умеющего манипулировать людьми, ради получения одобрения и признания.               

Правило 5

Сделайте из ребенка кумира семьи и доведите его уровень притязаний до наивысшего.

Тогда он обязательно столкнется с тем, что его притязания будут не соответствовать возможностям их удовлетворения.

Отсюда острые обиды, агрессия, необоснованные требования в признании и одобрении.

Постоянно стимулируйте ребенка на стремление к успеху и достижениям в школе без учета его реальных сил и возможностей.Тем самым вы очень быстро подорвете его психически и физические силы, и посеете в нем конфликт между желаемым и возможным. Между идеалами и реальностью.   

А это базовый конфликт, лежащий в основе почти всех неврозов характера.    

Правило 6

Как можно чаще не соответствуйте базовым ожиданиям ребенка.

Чего всегда ждут дети от своих родителей? Ясно чего: любви, заботы, безоценочного принятия, нежности и понимания.  

Но даем ли мы им это в полной мере?Вот пример:


Мама и ее 5-летний сын на детской площадке. Сын, играя, упал и испачкал новые штаны. Плачет от боли и обиды. Что он ждет от мамы?

В глубине души он жаждет всего перечисленного выше. Ведь мама подойдет, успокоит и поможет.

Но! Мама подбегает к нему и начинает накачивать его виной и критикой:

«Я же говорила тебе: «Не бегай, упадешь и испачкаешь новые штаны!»». И хорошенько шлепает его по пятой точке.   

Поведение мамы полностью НЕ соответствовало ожиданиям ребенка. 


Так воспитываются люди, всегда недовольные собой, неуверенные, зависимые от мнения и одобрения окружающих.

Такой ребенок будет чувствовать себя покинутым и всю жизнь будет носить в себе вину и зерна отчаяния.

Правило 7

Как можно больше посвящайте себя работе и прочим делам, активно убеждая себя и вашего ребенка, что это делается только для него и ради него.Он поймет. Ведь он уже совсем взрослый, и ему совсем не нужно ваше время, ваше внимание и ваша забота. Кстати, обязательно думайте о работе и решайте различные профессиональные и личные проблемы, когда проводите время с ребенком (например, во время прогулки или игры).

Он этого никогда не заметит, ведь дети еще не умеют считывать эмоциональные сигналы и вообще не разбираются в психологии отношений.  

Кроме того, когда вам ребенок что-то очень живо и с интересом рассказывает и объясняет, вы обязательно:

  • слушайте его рассеянно и невнимательно;отвлекайтесь на другие дела
  • проявляйте безразличие;спрашивайте его о том, что совершенно не относится к теме его рассказа

Никогда подробно и с сочувствием не объясняйте своему ребенку причины своего отсутствия дома и рядом с ним.

Достаточно сухого и короткого объяснения, «как взрослому».Так вы быстро научитесь играть роль отстраненного родителя.А там всего лишь один шажок, и невротизация ребенка завершиться в вашу пользу.Ведь он теперь будет чувствовать, что он не сильно-то интересен вам, что вас заботит другое.Так он быстро придет к мысли, что он вообще никому не нужен.  

И через всю свою жизнь будет нести ощущение ненужности, заброшенности и покинутости.  

Правило 8

Как можно чаще отвечайте на истерику ребенка собственной истерикой. Сразу хватайте ремень и учите его послушанию, тишине и буддийскому спокойствию. При этом кричите и брызжите слюной как можно сильнее, создайте на лице гримасу неимоверного гнева и ярости, исказите свое лицо наподобие гримасы убийцы-психопата.

Это, пожалуй, лучший путь к психической травматизации ребенка.

Детский невроз (или даже что похуже) таким способом формируется за считанные дни (если не в один миг).

Правило 9  

Обязательно выберите для себя один из трех самых эффективных вариантов (типов) воспитания невротической личности. Вот они:

Слабо-опекающий тип воспитания

Отстранитесь от ребенка. Не формируйте у него привязанности к вам. Меньше ему внимания и заботы.

Пусть будет сам по себе. Пусть считает себя ненужным и нежеланным. Отверженным, с заниженной самооценкой, одиноким и переполненным чувством вины.  

Сверх-опекающий тип воспитания

Здесь, наоборот, — все делайте за него. Заботы и опеки столько, чтобы ребенка выворачивало наизнанку. Удовлетворяйте все его капризы, идите у него на поводу.

Это лишит его инициативы, активности и умения самостоятельно разрешать жизненные трудности. И это все при неимоверных притязаниях и раздутом самомнении.

Чем вам не идеал психологически здорового человека?

Думаю, такого вы будете кормить и нести на своих плечах до самой старости.

Контрастный тип воспитания  

Это когда мама с папой играют в плохого и хорошего полицейских. Когда соревнуются между собой в игре в воспитание.

Например, мама сказала «нельзя», а папа разрешил. Папа наказал, а мама пожалела. Мама сказала одно, а папа совсем другое.

Ребенок вынужден постоянно выбирать между родителями. Он вынужден постоянно лавировать и приспосабливаться.

Так вырастает неуверенный в себе человек, живущий в постоянной тревоге и в ожидании каких-то жутких жизненных изменений.

Правило 10   

Это последнее правило. Под занавес. Добивающее. Звучит так:

«Воспитывая ребенка, как можно чаще используйте «двойное послание»». Сейчас объясню.

Двойное послание – это когда на словах вы выражаете одно, а мимикой, жестами и прочими невербальными сигналами совершенно противоположное.

Так, мама может говорить, что очень любит своего ребенка, то все ее поведение говорит об обратном.  

Многие психологи полагают, что двойное послание может быть причиной не только невроза, но и шизофрении.

Вот хрестоматийный пример двойного послания:


«Мать навещает сына в больнице. Тот, наскучавшись, пытается ее обнять. Но она отстраняется от него, невербально проявляя неприятие. Ребенок, реагирует на это тем, что останавливает свой порыв и сам отстраняется. А мать тут же обижается и говорит: «Ты что, не рад меня видеть? Как это ужасно и плохо с твоей стороны, я ведь так тебя люблю!»


Таковы правила, по которым воспитывается невротическая личность нашего времени.

Большинство родителей неосознанно следуют им, и невротизация детей идет полным ходом.

Причем многие по невежеству или для оправдания своих собственных психологических проблем выдают симптомы невроза у детей, за безобидные хоть и неприятные каверзы их поведения.

Разводят руками и приговаривают: «Что поделаешь? Такова жизнь!».

Так их чада впоследствии оказываются в кабинетах психологов, психотерапевтов и психиатров. И это в лучшем случае.

Как вы понимаете, все делать нужно с точностью наоборот, воспитывая здорового человека, а не уязвленного горечью неприятия и нелюбви невротика.    

Впрочем, как вы помните вот из этой статьи, невроз иногда полезен.

И с оптимизмом глядя в будущее, вслед за К.Г. Юнгом, можно воскликнуть «Как хорошо, что вы заболели неврозом!».

А не то так бы и остались прозябать в своей зоне комфорта и продолжили бы жить не своей жизнью.  

 

 

И только любовью всё преображается.

Ребёнок, окружённый поддержкой — учится защищать;

Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым;

Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным;

Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым;

Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию;

Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя;

Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь;

Ребёнок, окружённый свободой выбора — учится быть ответственным за свои решения.

Берегите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...

Рекомендации на тему "Как воспитать маленького патриота"

Рекомендации на тему "Как воспитать маленького патриота"...

Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка.

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психо...

Куклотерапия как метод разрешения психологических проблем

   Куклотерапия — форма психокоррекции, которую можно использовать для детей любого возраста. Взаимодействие с куклами позволяет ребёнку лучше понимать собственное место в этом ...

Куклотерапия как метод разрешения психологических проблем

Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества. Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между взрослым и ребенком. Она рождает у ребенка чувств...

Исследование "Особенности психологических проблем подростков в полных и неполных семьях. "

Изучая развитие самосознания, многие авторы указывают на ключе­вую роль в данном процессе подросткового возраста. Именно подростковый возраст характеризуется возрастанием интереса к собственной ли...

Куклотерапия как метод разрешения психологических проблем

Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. ...