Взаимодействие ДОУ и семьи
консультация

Иванова Екатерина Сергеевна

Статья описывает проблеммы взаимодействия детского сада и семей воспитанников, и предлагает пути их решения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_e.s.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи»

В последнее время проблема взаимодействия ДОУ и семьи попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и другие факторы) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. 

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

 Познавательные формы взаимодействия с родителями

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей

день продолжают играть познавательные формы организации их

взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую

культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей

на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того,

данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с

особенностями возрастного и психологического развития детей,

рациональными методами и приемами воспитания для формирования их

практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от

домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и

взрослыми.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные

коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий

родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам

образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих

родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и

любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки.  

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы

работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению

проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных

потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической

культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только

родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги,

работники районного отдела образования, представители медицинской службы,

учителя, педагоги-психологи и т.д.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все

вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у

ребенка, охране его психики, обучению грамоте. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять

состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную

практическую помощь. В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.

Групповые собрания родителей — это форма организованного

ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания

детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются

проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч.

Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш

ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?».

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий

родителей. Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого

следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации

родителей.     В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами.

Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые

считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае

педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы

работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с

родителями можно организовать беседы и собрания.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это

группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать

администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для

осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья

воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и

проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского

совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые

заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей

знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно

включить в занятие элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое

распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения

педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов

взаимодействия педагогов и родителей. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в

соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы

ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ,

программой развития и коллективом педагогов, получают полезную

информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт

воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее

позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается

интересующая всех тема.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые

игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные

знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе

обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются

проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей

семье», «Выходной день: какой он?»

Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями,

являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей

группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно

– развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу

теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и

родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график

помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую

может оказать родитель и т.д.

Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы

взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с

родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с

родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с

детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути

совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям

своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из

наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как

самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например,

она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному

вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и

его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре

с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его

пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и

педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с

ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать

волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу

позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей

атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру

близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя,

а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится

дать квалифицированный совет.

Досуговые формы взаимодействия с родителями

 Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые

неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более

доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем

педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую

информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть

эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание

педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных

доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

 Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К

данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных

учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как

«Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник

мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и

дрвечер взаимодействия «Как мы весну встречали). Не обойтись и без

спортивных развлечений таких как «Зарничка», семейные Олимпийские игры

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить

участников педагогического процесса.

 Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие

выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности

родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между

ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности

родителей в жизни группы, один из показателей комфортности

внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька

стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки

папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»

 Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий –

укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей

воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к

труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из

чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные

новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно

рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки

совместного творчества.

 Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет

большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не

только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся

равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском

саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и

звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания

человеческой души.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две

подгруппы:

1. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной —

является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением,

особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей,

и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

2. Задачи другой группы — информационно-просветительской —

близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний

родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не

прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с

познавательными формами.

В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:

 записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,

 видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных

моментов, занятий;

 фотографии,

 выставки детских работ,

 стенды, ширмы, папки-передвижки.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды

наглядности:

 натурная,

 изобразительная,

 словесно-образная,

 информационная.

Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным

методам наглядной пропаганды на современном этапе развития

взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей

убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в

современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются

материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги

часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями

информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению

других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи

ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им

помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо

выступать в качестве квалифицированного советника, который может

подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую

трудность.

Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных

форм.

 Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво

и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается

полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание

занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия

для родителей. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким,

ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его

содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и

полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим

внимание.

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую

информацию:

-  информацию о дополнительных занятиях с детьми;

- объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

- просьбы о помощи;

- благодарность добровольным помощникам и т.д.

 Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы

наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во

временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием

папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на

возникшие вопросы, выслушать предложения.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они

отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по

отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой

папа», «Я дома» и т.д.

 Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например

«Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском

саду» и др.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия

с родителями.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации

общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о

семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку,

запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической

информации. Только на аналитической основе возможно осуществление

индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях

дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-

образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их

родителями.

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики,

который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения

образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами,

для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А также качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в

воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы

детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии

значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к

родителям во время проведения совместных мероприятий.

Письменные формы взаимодействия с родителями

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры

могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи

могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно

обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в

программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная

непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении,

поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую

информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие

записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или

о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь;

здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др.

Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие

благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между

детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит

дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых

семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который

информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть

записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими

мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с

семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла

личных контактов.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие

с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы,

экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного

мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми,

наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для

отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с

родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций,
  • решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Заключение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви

воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна

ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное

воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие

отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными,

свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка

невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и

действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным

воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,

формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо

укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В практике же современного детского сада зачастую используются

стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты,

выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся

нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием.

Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим,

чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и

помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут

проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные

результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными

участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так

как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как

воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными

участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая

себя более компетентными в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....