Конспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Щеглова Анна Александровна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kraski_oseni.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Краски осени» по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе

  

Образовательные области:

 «Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»

Технологии: игровые, речевые, здоровьесберегающие, коммуникативные.

Цель:  закрепление представлений  детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Образовательные задачи

Обучающие:

-совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлению с окружающим;

-продолжать учить составлять рассказы по опорным схемам (мнемотаблицам) об осени;

-активизировать речь детей

Развивающие

-развивать диалогическую и монологическую речь, внимание, память, мышление;

-развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;

-развивать партнерские отношения, координацию речи и движения.

Воспитательные:

 -воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине.

-формировать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества, инициативу, умение слушать товарища.

 

Предварительная работа: экскурсии по территории детского сада;

-наблюдения за изменениями в природе;

-чтение художественной литературы: Н. Сладков «Осень на пороге»,  М. Пришвин «Осинкам холодно»,   А. Плещеев «Рябина краснеет»«Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь»;

-рассматривание картин и иллюстраций с изображением осеннего пейзажа;

-разучивание стихотворений на осеннюю тематику;

-аппликация «Дары осени», оригами «Осенние дерево», рисование «Осенние листья»«Осень золотая»«Поздняя осень».

Материалы:   картинки с приметами осени, мнемотаблицы; стихи об осенних месяцах, осенние листики по количеству детей.

 

Содержание НОД:

1.Вводное слово воспитателя:

Ребята, послушайте сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела

своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что

дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики

стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу? » Но никто ей ничего

не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на

деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не

могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не

знаешь, кто листики на деревьях красит? » Посмотрела на них Сова и

ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и

раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой

волшебницы… ».

Дети. Осень!

Вос-ль:. Как вы догадались?

Дети. Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными:

красными, жёлтыми, коричневыми.

2.Основная часть.

Вос-ль:  Отгадайте загадку.

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем,

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два

Пришла (осенняя пора).

-Молодцы! А какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает вспомнить стихи о сентябре, октябре, ноябре.

Сентябрь

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря

И открылись школы.

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Ноябрь

Поле черно-белым стало,

Капает то дождь, то снег,

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

А сейчас продолжите предложение.

Если осенним днём светит солнышко то день - – солнечный.

Если небо заволокли тучи, стало пасмурно, то день – пасмурный,

Если осенним днём дует ветер, то день - ветреный.

Если осенним днём пошёл дождь, то день- дождливый.

Молодцы, ребята.

 Вос-ль: А сейчас давайте  составим предложения об осени. Помогут вам картинки.

 (Показывает мнемотаблицы).

  Это схемы, по которым вы будите составлять рассказы. (Дети выбирают по желанию мнемотаблицу).

Игровое задание «Составь рассказ об осени» ( 3-4 детей составляют рассказы, используя схемы)

Вос-ль: Давайте продолжим разговор об осени, расскажем птичкам, почему осень называют золотой, вспомним, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

 

- Какой месяц был перед октябрём? (Перед октябрём был сентябрь)

- Какой месяц наступил после октября? (После октября наступил ноябрь)

Правильно.

- Как называют время в начале и середине сентября. (Это время называют

ранней осенью)

- В последние дни сентября начинается самый красивый период осени.

Как он называется? (Он называется золотая осень.)

 

А сейчас, какой период осени начинается? (Начинается поздняя осень). Дуют

сильные ветры, выпал снег.

Мы сейчас с вами поиграем.

Физминутка «Мы осенние листочки»

Мы- листочки, мы- листочки, (Дети стоят в кругу)

Мы осенние листочки (с листочками в руках.)

Мы на веточках сидели (Присели.)

Ветер дунул- полетели. (Побежали по кругу).

Мы летали, мы летали (Побежали, помахивая листочками.)

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок (Присели, поднимая листочки над

Мы присели все в кружок. головой.)

Ветер снова вдруг подул (Дети разбегаются)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели. (Приседают и кладут листочки.)

Вос-ль: Посмотрите на картины русских художников. Определите, на которой из картин изображена ранняя осень, на которой золотая осень, на которой – поздняя осень.

Вос-ль:. Мне понравилось как вы составляли рассказы, как много знаете об осени.

-Ну, а теперь последнее задание  . Вы должны каждый по очереди сказать по одному слову об осени «Какая она?» (Ранняя, поздняя, золотая, красивая, дождливая, холодная, теплая, унылая, радостная, пасмурная, таинственная и т. д.).

3.Заключительная часть.

Вос-ль: Мы сегодня много интересного рассказали птичкам про осень. Это

чудное, красивое время года.

Вспомним за что же мы любим осень.

Например: Я люблю осень, потому что птицы в стаи собираются и весело

галдят.

  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...

ОД по развитию речи (с использованием мнемотаблиц) в старшей группе "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания"

Цель: Обучение детей пересказыванию с использованием мнемотаблиц.Задачи:Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Учить передавать содержание ...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию и формирование способн...

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зима в гостях у ребят»

Задачи:Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей об особенности зимнего пейзажа через создание его словесного образа, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учит...