Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Лисята».
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Королева Анна Николаевна

Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi_st.gr1_.docx24.61 КБ
PDF icon nod_lisyata.pdf665.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 комбинированного вида

143983, РФ Московская обл. г. Балашиха, мкр. Керамик, ул. Керамическая, д. 23., стр. 1., тел: 522-21-76

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Лисята».

Воспитатель: Королева А. Н.

2019г.

Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:

  • Закрепить навыки преобразования символов мнемотаблицы в слова и предложения.
  • Упражнять в умении использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги.
  • Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок.
  •  Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать выступления товарища.
    Материалы и оборудование: мнемотаблица, демонстрационные картины с животными к загадкам, портрет Е.И. Чарушина, картина «Лисята».

Ребята предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке.
(на доску педагог выставляет изображения животных-отгадок)

И по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы,
И в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы (белка)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу,
И узнали мы… (лису).

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
(Дети отгадывают загадки)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а что объединяет всех этих животных?
Дети: Эти все животные живут в лесу, они дикие животные.
Воспитатели: Видели ли вы когда-нибудь диких животных? Расскажите, как и когда вы их встречали?
Дети: Я видел волка и лису в «Московском зоопарке». Мы ходили с родителями туда на выходных.
Я видел белку, когда мы с папой ходили гулять в парк.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?»
Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите какое, какое это животное: лиса ….
(Воспитатель бросает мяч ребенку).
Дети: Хитрая, рыжая…
(Возвращают мяч воспитателю).
Воспитатель: Медведь ….
Дети: Сильный, большой, косолапый….
Воспитатель: Волк ….
Дети: Серый, зубастый….
Воспитатель: Заяц…..
Дети: Трусливый, быстрый….
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лес и превращаю в животных. Выходите на ковер.
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях,
ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Я вам предлагаю послушать рассказ детского писателя Е. И. Чарушина «Лисята».
(на доске - портрет писателя, картинка лисят).

Знакомство с автором.

Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных.

На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е. Чарушина, который называется «Лисята».

Чтение рассказа.

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! — он уже на высоком шкафу. А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать… Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе. Глядит охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог — и другой выскочил.

Беседа по рассказу.

Воспитатель: Ответьте на мои вопросы, в этом вам поможет мнемотаблица.

(задает вопросы и показывает на доске мнемотаблица)

- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).

- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).

- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).

- Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог).

- Как охотник обнаружил лисят?

- Чем заканчивается рассказ?

Воспитатель: Предлагаю вам ещё раз прослушать рассказ, обратите внимание на мнемотаблицу.
(Повторное чтение рассказа)
Воспитатель: А теперь предлагаю вам ребята пересказать этот рассказ парами: один начинает, другой завершает в этом вам поможет наша мнемотаблица.
(Пересказ детей. Варианты пересказа: 1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку; две пары детей пересказывают сказку без схем; один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.).
Рефлексия.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Мне понравилось отгадывать загадки.
Мне понравились таблицы.
Воспитатель: Как называется рассказ, написанный писателем?
Дети: Рассказ «Лисята».

Воспитатель: С каким писателем вы сегодня познакомились?
Дети: Евгений Чарушин.

Воспитатель: Кто главные герои этого рассказа?

Дети: Лисята.
Воспитатель: Молодцы. Спасибо!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»

Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»

Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.Задачи:Обучающие: Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.Способствовать форми...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию и формирование способн...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе детского сада.

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе детского сада....