Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.
    план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

    В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnemotablica_-konspekt_strekoza_sonya.docx22.72 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                МДОУ д/с № 50

                                                                                             комбинированного вида                                                                                                                                      «Дефектолог»

    Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы

    в подготовительной группе ФФНР

    Тема: «Пересказ рассказа Стрекоза Соня»

                                                                                                                              Составила и провела

                                                                                                                                                                                   учитель-логопед

                                                                                                                                                                                   Белова Т.Ю.

    Люберцы  

    Цель:

    1. Закрепить произнесение звука С в слогах, словах, предложениях.
    2. Продолжать учить определять позицию звука С в словах.
    3. Закреплять умение составлять предложения с определённым словом, делить предложение на слова.
    4. Закреплять умение составлять схемы  предложения.
    5. Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.
    6. Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаюлицу

    Оборудование:   сюжетная картина «Стрекоза Соня» из пособия Л.А.Боровских,  схемы для составления предложений  по количеству детей. Сюжетные картинки о сове, лисе, слоне, стрекозе по кол-ву детей. Мольберт. Зеркала по количеству детей.

    Ход занятия.

    I.Организационный  момент:

    Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите садитесь на стульчики.

    II.Самомассаж.

    Ребята,  скажите какое сейчас время года?

    Дети: Весна.

    Каждое время года прекрасно по-своему. Давай те расскажем о них.

    Если солнце жарко греет,               Поглаживающие движения от середины лба

    Если лёгкий ветер веет,                  носа, верхней губы, подбородка к ушам.

    Стало сухо и тепло -

    Это лето к нам пришло.

    Если дождь стучит по крыше,        Постукивающие движения подушечками пальцев

    Листья падают неслышно,               по лбу, щекам, подбородку.

    Птицам улетать пора –

    Это осень к нам пришла.

     

    Если вьюга кружит, злится,             Круговые движения в области лба, щёк,

    Всюду белый снег кружится,           подбородка

    В снежных шапках все дома –

    Это к нам пришла зима.

    Если тает снег и лёд,                           Поглаживающие движения обеими ладонями         

    Звонкий ручеёк течёт,                        сверху вниз по боковым сторонам лица и

    Распускается листва –                         шеи, по центральной части лица и шеи

    Это к нам пришла весна.

    II. Логопед загадывает загадку. 

    Вот и наступила долгожданная весна. Вся природа начинает просыпаться и к нам кто-то спешит на занятие. Хотите узнать кто это? Отгадайте загадку.

    Шелестящий вертолет,
    Вдруг, отправился в полет.
    Он над лугом полетал,
    На цветочках отдыхал.
                                         (Стрекоза)
     

     III. Развитие, артикуляционной  моторики.

       Жила-была стрекоза. Она жила около озера  под листочком лопуха. Она каждое утро делала зарядку. И чистила свой хоботок вот так.
    «Хоботок» 
    А потом она весело улыбалась себе.
    «Улыбка»
    И всем насекомым, которые жили рядом с ней.
    Но однажды поселилась неподалёку  лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.
    «Широко открыть рот»
    Стрекоза  набралась  храбрости и полетела  посмотреть на нее. Она  сделала  страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.
    (Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна.)  
    Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот. (Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны.) Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь стрекозы. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.
    «Веселая змейка».
    А стрекоза в ответ помахивала  своим чистым хоботком.
    (Язык выпячивается вперед.)
    С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.

    IV. Работа с картиной.

    1. Назвать слова со звуком «С».

    Логопед: Но однажды Стрекоза отправилась на прогулку. Она была очень внимательная, любознательная, трудолюбивая. Что же  увидела она по дороге? Ребята внимательно рассмотрите картину и назовите все слова со звуком  С, определите, где спрятался этот звук в словах.

    (Дети называют слова и определяют место звука в словах).

     Работа над предложением.

    Логопед: Посмотрите на свои картинки и составьте предложение о стрекозе ( о лисе, о сове, о слоне) и выложите схему предложения.

    Дети:

    1. Стрекоза летала по лесу. Стрекоза села на подсолнух.
    2. Лиса  поранила лапу.
    3. Сова лечит зверей. т.д.

    Логопед: Сколько слов в предложении. Назови первое слово, второе слово, третье слово. Какое слово самое короткое в твоём предложении.

    V. Физкультминутка: «Стрекоза»

      Утром стрекоза проснулась,                  (протираем глазки и потягиваемся)

    Потянулась, улыбнулась.                       (из положения упор-присев постепенное   выпрямление туловища, руки вперед и вверх)

    Раз – росой она умылась,                             (дети умываются)

    Два – изящно покружилась,                    (кружатся на месте)

    Три – нагнулась и присела,                       (наклонились и присели)

    На четыре – полетела.                             (дети машут руками как крыльями)

    У реки остановилась,                                (присели)

    Над водою закружилась.                           (пробежка на месте)

    VI. Чтение текста «Стрекоза Соня».

      Стрекоза Соня с сумкой летала по лесу. Она увидела подсолнух, села на него и стала собирать семечки в сумку. Затем Соня отнесла сумку с семечками к летала

      В дупле большой сосны жила большая мудрая сова. А так как к сове ходили лечиться все лесные звери, то её дом-дупло так и назывался – «Скорая помощь». Стрекоза Соня отнесла сумку  с семечками к старой сове, надеясь, что из них можно приготовить лекарство. И верно, из семечек, которые принесла стрекоза Соня, сова смогла приготовить лекарство для слона и лисы.

      Так стрекоза Соня помогла вылечиться лесным жителям.

    Беседа по тексту:

    - С чем летала стрекоза Соня по лесу?

    - Что она увидела?

    - Что она стала делать?

    - Куда отнесла стрекоза сумку с семечками?

    - Кто жил в дупле большой сосны?

    - Кто ходил лечиться к сове?

    - Как назывался её дом-дупло?

    - Зачем Соня отнесла суку с семечками к старой сове?

    - Что приготовила из семечек сова?

    - Для кого сова приготовила лекарство?

    - Кому помогла вылечиться стрекоза соня?

    Логопед: А сейчас вы попробуете пересказать этот рассказ с помощью мнемотаблицы.

    Выслушиваются пересказы 2-3 детей.

    Итог: О каких звуках говорили на занятии? Какой рассказ пересказывали. Отметить наиболее активных детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по развитию речи для старшей и подготовительной группы по лексическим темам

    Конспекты занятий по развитию речи для старшей/подготовительной группы занятия по развитию речи...

    конспект занятия по развитию речи "Мебель" для детей подготовительной группы.

    Познавательно-исследовательское занятие по теме «Мебель» Программные задачи: - Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; обивке: ткань,...

    Конспект занятия по развитию речи "Мамин праздник" в подготовительной группе компенсирующей направленности

    Коррекционно-образовалельные цели: Активизация и актуализация словаря по теме "Мамин праздник". Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суф...

    Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные» в подготовительной группе

    Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные» в подготовительной группе ...

    Конспект занятия по развитию речи «В магазине игрушек» подготовительная группа

    Задачи:1.     Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки пр...

    Конспект занятия по развитию речи «Зимние забавы» в подготовительной группе.

    Учить детей целенаправленному рассматриванию картины(целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного)....