Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablica_-konspekt_strekoza_sonya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                            МДОУ д/с № 50

                                                                                         комбинированного вида                                                                                                                                      «Дефектолог»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы

в подготовительной группе ФФНР

Тема: «Пересказ рассказа Стрекоза Соня»

                                                                                                                          Составила и провела

                                                                                                                                                                               учитель-логопед

                                                                                                                                                                               Белова Т.Ю.

Люберцы  

Цель:

  1. Закрепить произнесение звука С в слогах, словах, предложениях.
  2. Продолжать учить определять позицию звука С в словах.
  3. Закреплять умение составлять предложения с определённым словом, делить предложение на слова.
  4. Закреплять умение составлять схемы  предложения.
  5. Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.
  6. Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаюлицу

Оборудование:   сюжетная картина «Стрекоза Соня» из пособия Л.А.Боровских,  схемы для составления предложений  по количеству детей. Сюжетные картинки о сове, лисе, слоне, стрекозе по кол-ву детей. Мольберт. Зеркала по количеству детей.

Ход занятия.

I.Организационный  момент:

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите садитесь на стульчики.

II.Самомассаж.

Ребята,  скажите какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Каждое время года прекрасно по-своему. Давай те расскажем о них.

Если солнце жарко греет,               Поглаживающие движения от середины лба

Если лёгкий ветер веет,                  носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Стало сухо и тепло -

Это лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше,        Постукивающие движения подушечками пальцев

Листья падают неслышно,               по лбу, щекам, подбородку.

Птицам улетать пора –

Это осень к нам пришла.

 

Если вьюга кружит, злится,             Круговые движения в области лба, щёк,

Всюду белый снег кружится,           подбородка

В снежных шапках все дома –

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лёд,                           Поглаживающие движения обеими ладонями         

Звонкий ручеёк течёт,                        сверху вниз по боковым сторонам лица и

Распускается листва –                         шеи, по центральной части лица и шеи

Это к нам пришла весна.

II. Логопед загадывает загадку. 

Вот и наступила долгожданная весна. Вся природа начинает просыпаться и к нам кто-то спешит на занятие. Хотите узнать кто это? Отгадайте загадку.

Шелестящий вертолет,
Вдруг, отправился в полет.
Он над лугом полетал,
На цветочках отдыхал.
                                     (Стрекоза)
 

 III. Развитие, артикуляционной  моторики.

   Жила-была стрекоза. Она жила около озера  под листочком лопуха. Она каждое утро делала зарядку. И чистила свой хоботок вот так.
«Хоботок» 
А потом она весело улыбалась себе.
«Улыбка»
И всем насекомым, которые жили рядом с ней.
Но однажды поселилась неподалёку  лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.
«Широко открыть рот»
Стрекоза  набралась  храбрости и полетела  посмотреть на нее. Она  сделала  страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.
(Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна.)  
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот. (Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны.) Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь стрекозы. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.
«Веселая змейка».
А стрекоза в ответ помахивала  своим чистым хоботком.
(Язык выпячивается вперед.)
С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.

IV. Работа с картиной.

  1. Назвать слова со звуком «С».

Логопед: Но однажды Стрекоза отправилась на прогулку. Она была очень внимательная, любознательная, трудолюбивая. Что же  увидела она по дороге? Ребята внимательно рассмотрите картину и назовите все слова со звуком  С, определите, где спрятался этот звук в словах.

(Дети называют слова и определяют место звука в словах).

 Работа над предложением.

Логопед: Посмотрите на свои картинки и составьте предложение о стрекозе ( о лисе, о сове, о слоне) и выложите схему предложения.

Дети:

  1. Стрекоза летала по лесу. Стрекоза села на подсолнух.
  2. Лиса  поранила лапу.
  3. Сова лечит зверей. т.д.

Логопед: Сколько слов в предложении. Назови первое слово, второе слово, третье слово. Какое слово самое короткое в твоём предложении.

V. Физкультминутка: «Стрекоза»

  Утром стрекоза проснулась,                  (протираем глазки и потягиваемся)

Потянулась, улыбнулась.                       (из положения упор-присев постепенное   выпрямление туловища, руки вперед и вверх)

Раз – росой она умылась,                             (дети умываются)

Два – изящно покружилась,                    (кружатся на месте)

Три – нагнулась и присела,                       (наклонились и присели)

На четыре – полетела.                             (дети машут руками как крыльями)

У реки остановилась,                                (присели)

Над водою закружилась.                           (пробежка на месте)

VI. Чтение текста «Стрекоза Соня».

  Стрекоза Соня с сумкой летала по лесу. Она увидела подсолнух, села на него и стала собирать семечки в сумку. Затем Соня отнесла сумку с семечками к летала

  В дупле большой сосны жила большая мудрая сова. А так как к сове ходили лечиться все лесные звери, то её дом-дупло так и назывался – «Скорая помощь». Стрекоза Соня отнесла сумку  с семечками к старой сове, надеясь, что из них можно приготовить лекарство. И верно, из семечек, которые принесла стрекоза Соня, сова смогла приготовить лекарство для слона и лисы.

  Так стрекоза Соня помогла вылечиться лесным жителям.

Беседа по тексту:

- С чем летала стрекоза Соня по лесу?

- Что она увидела?

- Что она стала делать?

- Куда отнесла стрекоза сумку с семечками?

- Кто жил в дупле большой сосны?

- Кто ходил лечиться к сове?

- Как назывался её дом-дупло?

- Зачем Соня отнесла суку с семечками к старой сове?

- Что приготовила из семечек сова?

- Для кого сова приготовила лекарство?

- Кому помогла вылечиться стрекоза соня?

Логопед: А сейчас вы попробуете пересказать этот рассказ с помощью мнемотаблицы.

Выслушиваются пересказы 2-3 детей.

Итог: О каких звуках говорили на занятии? Какой рассказ пересказывали. Отметить наиболее активных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию речи для старшей и подготовительной группы по лексическим темам

Конспекты занятий по развитию речи для старшей/подготовительной группы занятия по развитию речи...

конспект занятия по развитию речи "Мебель" для детей подготовительной группы.

Познавательно-исследовательское занятие по теме «Мебель» Программные задачи: - Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; обивке: ткань,...

Конспект занятия по развитию речи "Мамин праздник" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Коррекционно-образовалельные цели: Активизация и актуализация словаря по теме "Мамин праздник". Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суф...

Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные» в подготовительной группе ...

Конспект занятия по развитию речи «В магазине игрушек» подготовительная группа

Задачи:1.     Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки пр...

Конспект занятия по развитию речи «Зимние забавы» в подготовительной группе.

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины(целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного)....

конспект занятия по развитию речи "Заюшкина избушка" в подготовительной группе

Конспект интегрированного  занятия по развитию речи "Заюшкина избушка" в подготовительной группе....