Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ."
статья (подготовительная группа)

Мишунина Елена Викторовна

Нравственно-патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_aspekty_nravstvenno.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Мишуниной Е.В. ДОУ № 133 г.Липецка

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Аннотация. В статье анализируется нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Автор утверждает, что периодом зарождения и формирования норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, старший дошкольный возраст.

Актуальность исследования нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена определенными переменами в системе дошкольного образования. Активно обновляется содержание образо-

вания и воспитания детей, появилось множество инновационных программ. Однако, в связи с этим, стала очевидной проблема снижения нравственности, возникшая в результате увеличения объема информационной нагрузки на детей и их родителей, а также повышения требований образовательной системы. Следовательно, актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития общества приобретает чрезвычайную значимость. Большую роль в развитии патриотического воспитания сыграли Н. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Их изучения явились основой теории и практики патриотического воспитания. Ими были рассмотрены принципы патриотического воспитания: принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, принцип приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка-дошкольника. Главный идеолог советского образования Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на развитие детского кругозора, подчѐркивала, что первоначальным истоком впечатлений детей дошкольного возраста является их ближайшее окружение, именно та среда, в которой они живут. Советский педагог и писатель А.С. Макаренко, рассуждая о патриотических качествах, считал, что именно семья закладывает фундамент патриотического воспитания детей. Так же он утверждал, что воспитать «настоящего человека –патриота своей Родины» можно только в коллективе. Для выдающегося советского педагога-новатора В.А. Сухомлинского, важным звеном в формировании глубоких патриотических чувств является семья, школа, природа [2]. Научное обоснование вопроса о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста раскрыто в трудах Р.И. Жуковской, А.М. Виноградовой, С.А. Козловой. В них отмечены педагогические условия воспитания патриотических черт: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, поддержание контакта воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова раскрывают некоторые особенности развития старших дошкольников как предпосылки патриотического воспитания –опосредованное освоение знаний, выходящее за пределы личного опыта детей, проявление устойчивого интереса к социальным явлениям. По мнению психолога В.С. Мухиной, процесс формирования нравственно-патриотической основы ребенка, его чувств, эмоций, механизмов адаптации в обществе, осознание себя частицей окружающего мира, происходит в период старшего дошкольного возраста. Зарождение патриотического чувства не появляется у ребенка само по себе, требуется целенаправленное, длительное воспитательное воздействие с раннего возраста. Этому способствует влияние многих факторов: образ жизни ребенка, воспитательные мероприятия, проводимые в семье, в дошкольных учреждениях, в трудовом коллективе и другие. Важно осознавать, что сформировать нравственные качества в дошкольном возрасте окончательно невозможно, все только начинает зарождаться: трудолюбие, гуманизм, чувство патриотизма, достоинства и прочее, но, тем не менее, именно этап дошкольного созревания является первоначальным звеном пробуждения нравственности в ребенке. Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. Важным звеном такого воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в историческую и национальную культуру. Приобщение детей к культурному наследию воспитывает уважение к родной земле и народу. Для ребенка дошкольного возраста восприятие Родины начинается с восприятия родного дома, идентификации себя как члена семьи, нации. Нравственно-патриотическое воспитание в значительной степени зависит от родителей ребенка. Воспитание патриотизма в семье способствует развитию у дошкольника эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей. На сегодняшний день разработано большое количество образовательных программ для детей дошкольного возраста. Программа С.А. Козловой «Я –человек» нацелена на воспитание патриотических качеств детей дошкольного возраста. Каждый раздел подразделяется на подразделы (раздел «Земля –наш общий дом»: «Что такое планета Земля», «Кто проживает на Земле», «Как появились люди на Земле»). В ходе курса программы предлагается использование тематических игр, художественной литературы, музыкальных композиций, проведение праздников и экскурсий, ис-пользование наглядного материала. В программе А.В. Коломийченко работа направлена на реализацию воспитательных и образовательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление новых способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов. Анализируя данную программу, мы заметили важное отличие от других педагогических систем: в этой программе рекомендуется вести работу по ознакомлению ребенка с родным краем и родным городом, что очень значимо для детей, так как родной город -это первая малая Родина. В программе «Наследие» поставлена цель введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. П. состоит из следующих блоков: «Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».

Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры. Анализ исторического опыта и современных программ позволяет констатировать, что задача патриотического воспитания дошкольников нашла широкое рассмотрение не только в теоретическом плане, но и практическом. Рассмотренные нами программы разработаны с позиции признания самоценности дошкольного детства в становлении личности. Программы направлены на решение проблемы патриотического воспитания развивающейся личности ребенка-дошкольника. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и программ, реализующихся в дошкольных учреждениях, показывает, что в России на данный момент достаточно актуальна проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Список литературы

1.Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальнойшколе: методическое пособие. –М.: Дрофа, 2010. –156 с.

2.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: советы вос-питателям: цикл бесед. –Киев: Радянська школа, 1975. –236 с. –(Педагогиче-ская библиотека).

3.Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребѐн-ка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. –2006. –No 1. –С. 56-63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

развитие познавательной активности - одна из проблем развития детского потенциала....

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Статья особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дощкольного возраста в психолого-педагогической литературе...