Индивидуальный план по самообразованию на 5 лет
материал

Омарова Анастасия Владимировна

Индивидуальный план по самообразованию на 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_novyy.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию на 2016 – 2020 г.г.

воспитателяМАДОУ № 88

Омаровой Анастасии Владимировны

Тема: «Сенсорное развитие детей  посредством игровой деятельности»

Актуальность темы: Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

 Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

 Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

 Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

 Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. 

Цель:повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога.

Задачи: Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив..

Основные направления самообразования:

- профессиональное (образовательная деятельность) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);

- психолого-педагогическое (ориентированное на детей и родителей),

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая,), Интернет-ресурсы; медиа - информация на различных носителях, семинары-практикумы, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

1. Мастер-классы, семинары-практикумы.

2. Открытые занятия, развлечения.

3. Разработанные планы и проекты по теме.

4. Составленные консультации для воспитателей по данной теме.

5. Составленные консультации для родителей по данной теме.

6. Обновление дидактических материалов и наглядных пособий.

7. Публикация статей по теме.

8. Получение дипломов за участие в конкурсах.

9. Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

10.Разработка и проведение занятий, праздников,  развлечений  для публикации на сайте ДОУ, мини-сайте педагога.

11. Проведение  мастер-классов  для педагогов и родителей по теме.

12. Доклады и выступления по распространению опыта работы

Способ демонстрации проделанной работы

1. Мастер-классы, семинары-практикумы.

2. Открытые занятия, развлечения.

3. Размещение разработок занятий, консультаций, статей, на мини-сайте.

4. Презентации.

Форма отчета по проделанной работе

1. Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне.

2. Представление администрации аналитического отчета.

3. Выступление по теме самообразования с анализом, выводами и рекомендациями на ГМО и семинарах – практикумах

1. Основные этапы работы по самообразованию.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5 лет, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Раздел плана

Сроки

Содержание работы

Форма отчетности

1.

Диагнос-тический

2016 – 2017 у.г.

1. Постановка проблемы.

2. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

3. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию сенсорики.

1. Подписка на методическую литературу: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».

2. Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды.

2. Подбор методического оснащения.

3. Пополнение методической копилки

4. Разработка рабочей программы и перспективного плана  по сенсорному воспитанию в познавательной деятельности дошкольного возраста

5. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

6. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов: лепка, рисование,апликация.

2.

Прогнос-тический

2016- 2017 у.г.

1.Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

4.Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

1.Выставки работ детей.

2. Составить картотеку заданий и игр для развития способностей детей через сенсорику.

3. Обогащение предметно – развивающей среды (трафареты, штампы из поролона и т.д.).

4. Анкетирование родителей.

5. Выступление на ГМО воспитателей ДОУ.

6.Курсы повышения квалификации.

7. Участие в работе муниципальных и региональных методических объединений для педагогов по теме самообразования.

 

3.

Практи-ческий

2017 – 2018 у.г.

1. Внедрение опыта работы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Корректировка работы.

4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе).

1. Проведение открытых НОД на разных уровнях.

2. Выставки детских работ для родителей.

3. Методическая разработка «Развитие творческих способностейу детей от 3-х до 7-ти лет через сенсорное познание»

4. Семинар для родителей «Формирование у детей сенсорных навыков»

5. Папка – передвижка для родителей «Речевое развитие через сенсорное воспитание».

6. Участие в публикации

7.Участие в выставке летбуков

8. Выступление из опыта работы на педагогическом совете.

4.

Практи-ческий

2018 - 2019 у.г.

1. Внедрение опыта работы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Корректировка работы.

4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

1.  Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

2. Участие в работе муниципальных и региональных семинарах – практикумов.

3. Мастер-класс для педагогов«Рисование кулечками».

4. Участие в работе муниципальных и региональных методических объединений для педагогов по теме самообразования.

5. Участие в конкурсах и олимпиадах по теме самообразования.

6. Обогащение предметно – развивающей среды. Дидактические игры («Солнечные и пасмурные деньки», «Радужный хоровод»)

5.

Обобща-ющий

2019 - 2020 у.г.

1. Подведение итогов.

2. Распространение опыта своей работы

3. Оформление творческой лаборатории: «Сенсорное воспитание через изобразительную деятельность».

1.Публикация статей и методических разработок в СМИ по теме самообразования.

2. Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования 3. Показ мероприятия родителям и педагогам.

4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

5. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.

6. Участие в работе муниципальных и региональных методических объединений для педагогов по теме самообразования.

7.  Обогащение предметно – развивающей среды

Список литературы:

  1. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
  4. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014

5.    Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.

6.   Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.

  1. Журнал «Домашняя школа Монтессори», 2001.

8.   Журнал «Для самых маленьких», 2001.

9.   Работы Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....

Индивидуальный план по самообразованию педагога

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....

Индивидуальный план по самообразованию

План работы на 2013-2018 уч.годы...

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»

Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....