Консультация для педагогов духовно - нравственное воспитание
консультация

Сечкина Ирина Сергеевна

Материал Сечкиной И.С

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №11»

Консультация

Для  педагогов Образовательной организации

на тему:

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста  »

                                                                  Составитель

Воспитатель Сечкина И.С

                   «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет                                                                                                     в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.                                                       Без этого он - засушенный цветок».                                                                       (В.А. Сухомлинский).

                 Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с темой о духовно-нравственном воспитании дошкольников. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Какими вырастут нынешние дошкольники в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность»?  Я уверена, что смещение акцентов в развитии маленьких детей  в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.                                                                                                               Дошкольный возраст - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь, и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Я всерьез задумываюсь, каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат моей деятельности по формированию основ духовно-нравственной личности я вижу в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою Родину, народ. Я стремлюсь, чтобы мои воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир. Задача нелегкая, но очень важная, и я поняла, что педагог, взявшийся за ее реализацию должен в полной мере осознавать, что он будет выступать для детей не только как «Учитель», но и как «Человек» - носитель определенных нравственных ценностей. Невозможно развивать у детей уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. В процессе своей работы над проблемой  «Правовое воспитание детей дошкольного возраста – реальность или миф?», я сделала вывод, что духовно-нравственное воспитание – это основа обеспечения адекватного социального развития и гармоничного формирования личности ребенка. Хочется сказать, что моя профессиональная деятельность не сводится только к формированию у детей конкретных знаний, умений и навыков, и поэтому моя тема еще в большей степени, нежели любая другая, требует от меня индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия. Таким образом, мое общение и взаимодействие  с детьми происходит постоянно, начиная уже с того момента, как ребенок переступил порог детского сада. Считаю обязательным условием всегда и везде относиться к детям внимательно и доброжелательно, стремлюсь к созданию положительного  самоощущения у детей, создавая эмоционально комфортную атмосферу в группе.                                               Одна из первостепенных тем, проведенных мною занятий, это: «Что означает простое «Здравствуйте»», в ходе которого дети узнали об одном очень важном правиле, без которого люди не могут обойтись ни дня и ежедневно выполняют его. С учетом национально-культурных условий, использованием образовательных технологий  деятельностного типа  мною были проведены занятия по темам:  «Что такое милосердие», «Жизнь дана на добрые дела», «Сад моей семьи», «Мой дом – моя крепость», «Какие люди живут на Земле», «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения». Часто такие занятия начинаю с вопроса к детям: «С чего начинается Родина?». А начинается она для ребенка с родного дома. Считаю нужным формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности. Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать. Содержание занятий направляю на формирование представлений о ее нелегком труде. Также рассматриваем с детьми примеры неуважительного отношения к маме и бабушке. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родная улица, детский сад, родной город, позже – не только малая, но и большая многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом.                                                                                            Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Постоянно  довожу до сведения родителей, что именно они - первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека. В связи с этим, предлагала участвовать в анкетировании «Какой вы родитель?» (определение степени близости между родителями и детьми. Выявлено, что большинство родителей озабочено в основном материальным обеспечением ребёнка ); подготовила консультации «О совместном проведении семейных досугов»,  «Как воспитывать ребенка без физических наказаний?»;  проведен конкурс  стенгазет «Наша дружная семья»,  на родительском собрании рассмотрели проблему «Общение с ребенком в семье как диалог», а также «Отец – воспитатель»; разработала буклеты «Одаренный ребенок – особая ценность для общества» и «С чего начинается Родина?»                                                                                                                      Конечно же в духовно-нравственном воспитании дошкольников особое значение имеет художественная литература, устное народное творчество, музыка, живопись, все это способствует тому, что образовательный процесс становится более интересным, увлекательным, а значит и легко воспринимаемым детьми.                                                                      Несправедливо будет, если я не отмечу значение игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и к народной. Они  являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. К сожалению, они почти исчезли из детства. А мне хотелось  сделать их достоянием наших детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Перед игрой рассказываю о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»; хакасская народная игра «Волк в отаре» и т.д.).  Хочу заметить, что не менее важное значение в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника имеют дидактические игры. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно). Много словесных игр использую при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои « лепестки» произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).                                  Опытом моей работы по формированию основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста делюсь с коллегам, является участвуя в  районных мероприятиях: в 2009 году – участие в областной  конференции  по духовно-нравственному воспитанию на базе школы №10, в августе 2010 года оформила наглядный материал в виде стенда и фотоработы с детьми на выставку по теме «Духовно-нравственное воспитание детей-дошкольников», в феврале 2011 года предоставила материал о проделанной работе на заседание  РМО  заместителей заведующих по теме «Конвенция о правах ребенка».                                                                                               Главный результат, на который мне очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.                                        Я надеюсь, что с помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию заложенный мною еще в детстве,  в каждом из воспитанников огонек добра, милосердия, сострадания к окружающему миру будет согревать душу и сердце ребенка на протяжении всей жизни. Он понесет его людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звен...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное воспитание дошкольников с помощью современных технологий»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

В консультации отражены особенности духовно-нравственного воспитания старших дошкольников, ожидаемый результат и методы работы....

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через все виды детской деятельности"

Материал консультации поможет  воспитателям в   реализации  духовно- нравственного воспитания  дошкольников через все виды детской деятельности....

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...