Консультация для педагогов "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через все виды детской деятельности"
консультация

Мусиенко Алла Эдвардовна

Материал консультации поможет  воспитателям в   реализации  духовно- нравственного воспитания  дошкольников через все виды детской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников через

все виды детской деятельности»

Старший воспитатель Мусиенко А.Э.

«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»

Восточная мудрость

Духовно - нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

В настоящее время существует несколько документов, которые отражают отношение государства к системе духовно-нравственных ценностей.

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента России 31 декабря 2015 г., № 683)

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996-р)  

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87. п.1)

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013 года.

Более подробно мы остановимся на ФГОС ДО.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования  «Воспитание личности ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности  к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Главные звенья в воспитании духовно – нравственной личности:

  • Семья
  • Воспитатель
  • ДОУ
  • Социум
  • Природа
  • Труд
  • Искусство

На первом месте по духовно- нравственному воспитанию стоит семья. Очень важно в первую очередь научиться работать, взаимодействовать с родителями воспитанников. Давайте рассмотрим, что такое духовное, а что подразумевается под нравственным воспитанием.

Духовное и нравственное воспитание

        Ш.А. Амонашвили говорит о духовном воспитании следующее:

«В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…»

        Большинство ученых (Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, А.И. Шемшурина и др.) согласны с тем, что: «Нравственное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на формирование нравственного сознания (ознакомление с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества; превращение этих знаний в убеждения), устойчивых положительных нравственных чувств (совести, долга, чести, ответственности, стыда и т.п.), и нравственных качеств (честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, добросовестности и т.п.), формирование культуры поведения (нравственных умений и привычек)».

Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни.

        Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.

Реализация духовно- нравственного воспитания дошкольников проходит через все виды детской деятельности.

 Виды детской деятельности:

  • Познавательно- исследовательская деятельность
  • Музыкальная деятельность
  •  Изобразительная деятельность
  • Коммуникативная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Двигательная- деятельность
  • Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность
  • Конструирование, ручной труд
  • Восприятие художественной литературы

Познавательно- исследовательская деятельность

Формирование начал патриотизма и гражданственности.

Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

Воспитание уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей.

Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт.

Воспитание уважительного отношения к труду.

Музыкальная деятельность

Развиваем музыкальные способности детей, слух, чувство ритма

Знакомим детей с культурным и национальным наследием нашей страны (национальный костюм, народные традиции, фольклор)

Знакомим детей с игрой на народных инструментах

Играем в различные игры под музыку, учим потешки, заклички и т.д.

Знакомим детей с героическим прошлым нашей страны, поём песни военных лет

Слушаем и поём детские песни советских композиторов, знакомим детей с произведениями русских композиторов, используем их во всех видах деятельности.

Восприятие художественной литературы

Расширяем представления детей о родной стране России, о родном городе Санкт-Петербурге.

Знакомим детей с Российской геральдикой, с государственными праздниками, с историей России и нашего города, с русскими богатырями, героями и событиями Великой Отечественной войны, с национальными костюмами народов России.

Углубляем представления детей об окружающем мире, о родной природе: животном и растительном мире.

  Закрепляем знания детей о художественных жанрах.

  Знакомим детей с творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, с российскими спортсменами и другими профессиями.

  Знакомим с малыми фольклорными формами.

  Пробуждаем в детях морально-этические чувства.

  Углубляем представления детей о пожарной безопасности.

   Закрепляем знания детей о правилах дорожного движения.

   Расширяем представления детей о здоровом образе жизни.

Изобразительная деятельность

Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, представлений о малой родине – городе Санкт-Петербурге.
Развитие патриотических чувств в процессе изобразительной деятельности рассматривания произведений искусства.
Воспитание патриотических чувств через знакомство и изображение герба своей семьи, города Санкт- Петербурга, государственной символики России.
Воспитание любви и уважения к историческому военному прошлому, н настоящему (открытка победителю, открытки к 23 февраля, 9 мая).

Знакомство с русской живописью, народными промыслами.

Коммуникативная деятельность

Формируем у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Создаем условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Развиваем социальный и эмоциональный интеллект детей, отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Формируем культуру общения.

Формируем уважительное отношение к своей семье и к сообществу в коллективе детей и взрослых, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Двигательная активность

Знакомство с играми России. Воспитываем толерантность, взаимовыручку, взаимопомощь, поддержку, желание выполнять правила игры в соответствии с условиями.

Знакомство с русским фольклором: введение в праздники героев русских народных сказок, инсценировки с использованием русского народного устного творчества, внедрение русских народных игр.

Гендерное воспитание.  Использование более сложных задач для мальчиков и более простых для девочек

Знакомство с базой Олимпийского образования посредством внедрения олимпийских идеалов, ориентиров, с историями успеха спортсменов, их достижений.

Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, желание трудиться.

Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить его до конца, стремление сделать его хорошо.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Воспитание культурного, опрятного человека, умеющего вести себя за столом, дома, в обществе, в общественных местах.

Игровая деятельность

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Формирование умения соблюдать правила совместной игры.

Формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Воспитание волевых качеств и выполнение установленных норм поведения.

Воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, городу.

Расширение представлений детей о России, родном городе, природе родного края и культурном наследии своего народа.

Развитие интереса к русским традициям и ремёслам.

Таким образом, мы видим, что духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста реализуется через все виды детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...

Развитие речи дошкольников через разные виды детской деятельности.

В соответствии с ФГОС речевое развитие является одной из пяти образовательных областей и предполагает владение речью как средством общения, развитие грамматически правильной монологической и диалогиче...

Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Консультация "Развитие коммуниктивных навыков у дошкольников через рзличные виды музыкальной деятельности"

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагог...

Информация на тему: «Формирование нравственных качеств дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего в...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через разнообразные виды детской деятельности»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...