Информация на тему: «Формирование нравственных качеств дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»
материал

Давыденко Надежда Евгеньевна

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга. Чтобы подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали красоту большого, серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsiya_nravstvennoe_vopitanie.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский.

Слайд 2

На сегодняшний день музыка как фактор воспитания не используется в должной мере современным обществом. Это связано с пассивной позицией определенной части родителей и педагогов, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой мере способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще всего в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате на задний план оттесняется огромный потенциал музыки в нравственном возвышении человека, в удовлетворении его стремления к истинной художественности и ценности искусства.

Слайд 3

 И задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга. Чтобы подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали красоту большого, серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим.   Будучи сильным средством эмоционального воздействия,  музыка способна пробудить в душе ребенка чувство стыда и желание исправиться, стремление совершить доброе дело, пожалеть, приласкать, помочь тому, кто в этом нуждается,  быть внимательным к окружающему миру, любви к  Родине, к родителям, уважению к людям старшего поколения и народным традициям.  

 Слайд 4

С музыкой дети соприкасаются с самого рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, а в последующем и в школе.

Слайд 5

Основными целями формирования нравственных  качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности являются:

  • Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним.
  • Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.
  • Стимулировать развитие нравственных качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.

Слайд 6

 Основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия с точки зрения нравственного развития способствуют становлению характера, норм поведения; формируют нравственные качества личности; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в  детском саду на музыкальных занятиях, в игре, на прогулке, в свободной деятельности,                       на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства.                                                                

Слайд 7

Все виды музыкальной деятельности : музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация  позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.                                                                                

               

                 

      Слайд 8    

                 Основным видом музыкальной деятельности  является

слушание музыки.

В процессе слушания музыки у детей развивается  способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, воображать. А многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно –нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. С раннего возраста  на музыкальных занятиях мы обращаемся к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе: «Танечка, баю, бай, бай! Не ложись на самый край, придет серенький волчок; Схватит Таню за бочок».   Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.   Дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, весёлым произведениям  и  песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Программа  О. П. Радыновой  «Музыкальные шедевры» помогает  решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Кукла заболела»,  «Новая кукла», «Слеза», «Сладкая грёза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение.

Слайд 9

Пение, музыкально-ритмические  движения,  игра на детских музыкальных инструментах являются активными видами деятельности детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме.   Творчество В. Шаинского,  Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, помогает  открыть для детей  много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом любит    детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. Такие песни как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывают музыка и песня. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

Слайд 10

Музыкально-ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Помимо основных программных задач по музыкально-ритмической деятельности детей, ставятся следующие задачи: - воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость, выдержку, умение действовать в коллективе); - воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, умение подчинять свои интересы интересам всего коллектива; - воспитывать любовь и гордость за свою Родину, Армию, уважение к ее воинам; любовь к матери, бабушке. Тщательно отобранный репертуар способствует решению этих задач: музыкально- ритмические упражнения различного характера, танцы и хороводы, игры р.н. и музыкальные и др. Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, используются следующие методы и приемы:

 - выразительное исполнение музыки;

 - художественное слово;

- показ движения;

- образное сравнение;

 - игры, поговорки;

- творческие задания, импровизации.

Но если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях,  в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду. Поэтому для решения задач по духовно-нравственному воспитанию основной акцент приходится на подбор репертуара для исполнения песен, игр, танцев, коллективного музицирования. С помощью него в рамках духовно-нравственного воспитания детей знакомят:

- с традициями русского народа и укладом их жизни,

- с народным фольклором,

- с особенностями традиционной подготовки и проведения народных календарных праздников;

воспитывают и развивают:

- чувство патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к истории России, ее традициям и праздникам,

- умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её,

- нравственные и эстетические чувства ребёнка, формируют систему нравственных и эстетических эталонов,

- навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к - сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств,

- уважительное, милосердное, внимательное отношения к близким,

- художественный вкус и эстетические предпочтения на основе образцов традиционной духовной культуры.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений.

Слайд 11

Праздники  календарные и православные, являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальными руководителями и воспитателями. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура. На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор содержания и тематизма, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.  

Так, при планировании праздников и развлечений в детском саду помимо традиционных и светских праздников (Новый год, 8 Марта, Выпускной, 9 мая) в годовой план можно включить празднование православных праздников и праздников, связанных с русскими народными традициями, народным календарем (Рождество, Масленица, Рождественские Колядки, Осенины).

Именно в этих праздниках формируются элементы нравственности, духовности, патриотизма, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней.

Кроме этого, тематизм и содержание праздников и развлечений должен отражать такие темы, как «Добро и зло», «Забота о близких»,  «Любовь к близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные - наши друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и другие.  

Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить, что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные персонажи всегда появляются только с поучительной, нравоучительной целью, и в конце представления исправляются и становятся на путь истинный.

К репертуару праздников и развлечений должен быть особый подход. С одной стороны песни, пляски, игры, сценки, художественное слово должны отвечать требованиям к выбору репертуара - быть высокохудожественными по содержанию, доступными для восприятия и исполнения, а также решать различные воспитательные задачи (духовно-нравственные, например). А с другой стороны, не следует забывать, что основная функция музыки на праздниках  создание радостного эмоционального настроя и настроения, праздничной атмосферы, что также является немаловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.

Слайд 12

Таким образом, несмотря на развлекательный и легкий характер, атмосферу непосредственности и эмоциональности,  праздники и развлечения в детском саду также направлены на реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Они развивают у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

В заключение хочется сказать, что работа по нравственному воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду, при  участии и путем личного примера всего педагогического коллектива. Только при этих условиях  заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

                                                                                                    Представлена на методсовет

                                                                                                    28 января 2021 г.

Информация на тему: «Формирование нравственных качеств дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»

                                                                       Подготовила музыкальный руководитель

                                                                  Высшей квалификационной категории

                             МДОУ «ДС №28»

                          Давыденко Н.Е.

Г. Благодарный

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человек...

Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"

Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв...

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту...

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности. Тема: Мы поём, танцуем и играем

Активизация речи детей через различные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру музыкальных звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, з...