Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»
план-конспект занятия (старшая группа)

Галеева Лия Наилевна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей  группе

«Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galeeva_l.n._sad1_konspekt_zanyatiya_muzey_aksakova.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад присмотра и оздоровления №1»

МБДОУ «Д/с №1»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей  группе

«Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»

2020г.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей  группе

«Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»

Цель: формирование у детей активной социальной и гражданской позиции; воспитание инициативной и ответственной личности.

Задачи:

1.Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного края.

2.Познакомить детей с историей создания сказки «Аленький цветочек», расширить знания о биографии писателя.

3. Развивать исследовательский интерес, любознательность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

3.Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира.

4.Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

Ноутбук, видео-презентация  «Музей усадьба в Аксаково»,  проектор, Книга «Кинельская  чаша», стационарный патриотический уголок «Малая родина-Бугуруслан», иллюстрации с историческими местами города, уголок «испорченные» картинки - иллюстрации  с изображением сюжетов к сказке, недостающие фрагменты для книжки, к фонограмма к игре «Гори, гори ясно», клей-карандаш, коврики для наклеивания, салфетки, тарелочки,

Ход занятия:

Проблемная ситуация:

Дети, стоят возле патриотического уголка «Малая родина-Бугуруслан» и  рассматривают фотографии памятных мест города и книгу «Кинельская чаша.  Воспитатель обращается к детям с вопросом.

Воспитатель: Ребята, что вы рассматриваете?

Дети:  Мы рассматриваем фотографии  нашего города, исторические здания и памятники.

Воспитатель интересуется фотографиями на патриотическом уголке.

Воспитатель:   Ой, как интересно! А это что за карта?

Дети: Это карта Оренбургской области, где мы живем.

Воспитатель:  А наш город отмечен на карте Оренбургской области? Давайте найдем наш город.

Воспитатель:   Вот  на этой  фотографии, что за  историческое здание? Показывает на фото краеведческого музея.

Дети: Это наш краеведческий музей.

Воспитатель:

Слово « музей» очень интересное. Кто может объяснить, что такое музей?

Дети:

 (Музей – это место где много красивых вещей. В музеи много картин. В музеи есть кости мамонта. В музеи есть пушки и т.д.)

Воспитатель: Где мы можем узнать, более точно о том, что такое музей? К кому мы можем обратиться?

Дети: Мы можем узнать в интернете, или в энциклопедии.

Воспитатель:  Давайте обратимся к помощи Алисы.

(Воспитатель задает вопрос в интернете и все слушают ответ.)

Воспитатель достает из  корзины, зеркало, кокошник и цветочек аленький.

Воспитатель:  Ребята,  вот эти предметы – экспонаты из нашего краеведческого музея. Посмотрите на них внимательно, и скажите, из какой они сказки.

Дети: Сказка Аленький Цветочек. 

Фото сказки

Воспитатель: А кто автор этой сказки?

Дети: Сергей Тимофеевич Аксаков.

Фото писателя

Воспитатель: Какие вы молодцы, а может вы  даже знаете, где писатель жил и сочинил эту сказку?

Дети: нет

Воспитатель: А хотите узнать? 

Фото  оренбургской области, поместья в Аксаково

Воспитатель:    Родина Сергея Тимофеевича Аксакова - наш родной край Оренбургский.  Дом,  где  вырос и жил писатель  находится в селе Аксаково  Бугурусланского района. Там он и написал сказку Аленький Цветочек. Теперь в селе Аксакова располагается дом-музей–   зповедник.

Воспитатель:   Ребята, а как вы думаете, почему он так называется  музей – заповедник?

Дети:

Фото  поместья.

Воспитатель:   Потому, что дом-музей находиться за переделами города.

Достопримечательностями села Аксакова  является не только  дом, но и вся территория с липовыми и сосновыми аллеями.

Сюрпризный момент: 

Приходит сообщение на телефон.

Воспитатель: Ребята, прошу прощения, но мне пришло какое то важное сообщение. Прочитаем?

Воспитатель:

Воспитатель  читает.

Здравствуйте, дорогие ребята, мы слышали, что вы интересуетесь историей своего родного края. И знаете, что сказку Аленький цветочек написал наш земляк С.Т.Аксаков. Так вот  некоторые страницы  в той самой первой книжки со сказкой от времени пришли в негодность, кусочки оторвались. И мы сотрудники музея просим  вас помочь нам восстановить странички из книжки.

Воспитатель: Ребята, что делать, мы можем помочь музею?

Дети: да.

Воспитатель: Что нам нужно для этого сделать?

Дети: Поехать в музей.

Воспитатель:  У нас есть уникальная возможность посетить дом-музей, узнать и историю края родного. Но для того, нам нужно выехать за его пределы нашего города?

Дети: Да

Воспитатель:  Как же мы можем поехать, если у нас нет транспорта, и вообще у нас  скоро обед, да и мы разрешения у родителей не спросили?

Воспитатель:   Можно же совершить виртуальное путешествие по аксаковским местам?

Дети: Да.

Воспитатель:  И так внимание на к экран.

 (Началось видео)

Мы оказались на родине знаменитого писателя  Оренбургской области, Сергея Тимофеевича Аксакова. Исторический памятник конца 18 века.

Чем отличается музей в черте города от музея заповедника за городом? Тем, что окунуться в атмосферу 18 века можно только так. В дали от городской суеты, в тиши, погрузившись в думы и воспоминания, в окружении величия русской природы.

Неудивительно, что именно эти места и научили Сергея Тимофеевича по настоящему любить природу, замечать детали, удивляться и восхищаться красоте уральских родных просторов.  

Богатая экспозиция которого не только информирует о жизни и творчестве знаменитого земляка, но и погружает нас из мира 21 века в век 18 в царскую Россию, в провинцию с другим стилем жизни и с течением времени. Наверное это самая ценная функция музеев переносящая нас аж на 3 века назад.

- А сейчас, ребята,  я предлагаю  вам  сделаем  гимнастику для глаз, чтобы глаза отдохнули.

Гимнастика  для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Видео продолжается

1 октября 1791 года родился писатель. Сергей Тимофеевич  Аксаков.  За эти 200 лет изменилось очень многое: наш образ жизни, облик многих аксаковских мест.

Достопримечательностями села Аксакова  является не только  барский дом, церковь,  но и озеро, сад, деревья, но и вся территория с липовыми и сосновыми аллеями.

Для всех поколений Аксаковых во все времена главной ценностью оставалась семейственность. Они очень любили домашние уютные  посиделки, на огонек часто собирались друзья.

Игра: Гори, гори ясно.

Воспитатель:  А теперь, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграем в игру, в которую любил играть маленький Сережа вместе со своими друзьями.

Видео продолжение.

Есть в доме Аксаковых комната, настоящая историческая ценность. Именно в этих стенах, будучи маленьким Сережа услышал из уст своей няни ключницы Пелагеи ту самую сказку.

(Видео из ролика)

Под такие волшебные слова маленький Сережа засыпал каждую ночь. И село Аксакова по праву можно назвать родиной сказки «Аленький цветочек», одна из самых добрых и мудрых сказок, и она из ряда русских народных стала авторской. Этой сказке в прошлом году исполнилось 165 лет с момента выхода ее в свет. 

Воспитатель:  Ребята, 165 лет это много или мало?

Дети: Это очень много.

Воспитатель: Так вот  некоторые страницы  в той самой первой книжке со сказкой от времени пришли в негодность, кусочки оторвались.

Воспитатель:  О чем просили нас сотрудники музея, чем мы им хотели помочь?

Дети: Да, мы должны помочь отремонтировать старую книжку.

Воспитатель:  Правильно, ребята, нам нужно восстановить странички как настоящие реставраторы.

Воспитатель:  Кто нибудь из вас знает кто такой реставратор?

Фото реставратора

В музее есть музейный доктор это - Реставратор.

Он реставрирует, то есть  возвращает  цвет и недостающие фрагменты картинам и старинным вещам.  Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Воспитатель: Ну, что вы готовы?

Тогда,  проходим за столы и принимаемся за работу

- Но для начала  я предлагаю вам размять свои пальчики и сделать гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Девочки мальчики.

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5 – начинай считать опять.

Практическая часть:  

Детям предлагается восстановить испорченные странички. На столах лежат листы с иллюстрацией из сказки с недостающими частями. Дети  аккуратно должны наклеить недостающие фрагменты.

Воспитатель: Ребята,   будем восстанавливать  испорченные странички. На столах лежат листы с иллюстрацией из сказки с недостающими частями. Вам нужно  аккуратно наклеить недостающие фрагменты. Давайте повторим правила работы с клеем.

Правила работы с клеем.

Дети:

1.Клеем надо пользовать осторожно, не допускать попадания в глаза. 

2. Если клей попал в глаза, их нужно промыть  водой.

3. Клей намазываем на салфетке.

Звучит спокойная музыка. Дети выполняют работу, воспитатель следит за их работой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с задание на отлично!  А теперь нужно, чтобы странички подсохли от клея, мы разложим их на столе. А потом передадим в музей.  

Итог занятия:

Ребята, вам было интересно сегодня в музее? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего? Что из сегодняшнего занятия вы хотели бы рассказать друзьям, родителям?

Рефлексия:

Сотрудники музея передали вам в подарок вот такие цветочки, вы им очень понравились. Для кого  занятие было интересным, и вам  не было трудно  возьмите аленький цветочек, а у кого были трудности возьмите ромашку.

Вы меня очень порадовали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Виртуальная экскурсия в Окский заповедник"

В материале содержатся сведения о том, что такое заповедник на примере Окского Государственного заповедника; о работе ученых по сохранению таких видов животных, как выхухоль, бобр, лось, зубр и стерх....

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»

Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей п...

Конспект беседы по познавательному развитию в подготовительной группе «Дальневосточный морской заповедник и его обитатели»

Знакомить  воспитанников  с охраняемыми природными  объектами Приморского края с  «Дальневосточным морским заповедником », его назначением и морскими обитателями....

Конспект занятия по познавательному развитию «Музеи Санкт-Петербурга» для детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы

Цель:  Знакомство с музеями родного города Санкт -  Петербурга.Задачи:Образовательные:Формировать у детей  понятие "музей". Обобщить и систематизировать представлени...

Конспект занятия по познавательному развитию "Заповедники Югры"

Цель: закрепить знания детей о заповедниках России и их назначенииЗадачи:Образовательные:Познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;Сформировать представление детей о ра...

План-конспект занятия по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «11 января – День заповедников и национальных парков».

План-конспект занятия по познавательному развитию.«11 января – День заповедников и национальных парков».Цель: формировать у детей представление о заповедных местах, национальном...