Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"
консультация по обж

Чулкова Ирина Валерьевна

Воспитание безопасного поведения у детей одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своему развитию и знаниям становится к этому подготовленным.

Главная цель работы воспитателя по профилактике детского дорожного травматизма - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:

1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2. формирование у детей бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов.

3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Подготовила: воспитатель ЧУЛКОВА И.В.

2020г.

Воспитание безопасного поведения у детей одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своему развитию и знаниям становится к этому подготовленным.

Главная цель работы воспитателя по профилактике детского дорожного травматизма - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:

1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2. формирование у детей бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов.

3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:

1. Ребёнок пешеход

2. Ребёнок пассажир

3. Ребёнок водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют наглядные и технические средства обучения. С их помощью осуществляются в данном направлении и комплексно решаются поставленные задачи:

 - воспитательные - реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

 -развивающие - направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

 -обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам дорожного движения.

Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.

 Согласно календарно-тематическому планированию в марте проходит тематическая неделя, посвящённая углублённому изучению правил дорожного движения. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д. Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий. Однако одной тематической недели недостаточно. Работу надо проводить систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.). Нужно приучать ребёнка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Формы организации образовательной деятельности:

  • игры – занятия;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  •  рассматривание иллюстраций по теме;
  •  наблюдения;
  •  экскурсии;
  •  сюжетно – ролевые игры;
  •  настольные, дидактические, подвижные игры;
  •  просмотр мультфильмов;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • досуги;
  • разыгрывание ситуаций с предлагаемыми обстоятельствами;
  • взаимодействие с сотрудниками ГИДД.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

1. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках).

2. Иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.

3. Знание имени, фамилии, домашнего адреса (город, улица, в подготовительной группе номер дома и квартиры).

4.  Знание  правил поведения во дворе:

 - не ходить никуда без разрешения взрослых;

 - играть только на детской площадке;

 - не играть близко от проезжей части дороги;

 - не кататься по проезжей части дороги.

5. Знание правил  безопасного поведения  в транспорте:

  • Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.
  •  Не стоять у дверей.
  • Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
  • Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
  • Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

6. Знание правил  безопасного поведения на дороге:

  • Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
  •  Не играть на дороге или около проезжей части
  • Переходить улицу только по пешеходному переходу.
  • При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины направо.

Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому, понимая всю важность данной проблемы, необходимо включать занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.

Требование к РППС и уголкам безопасности дорожного движения в группах

Первоочередную роль в работе по формированию навыков безопасного поведения на улице играет предметно-развивающая среда, которая включает в себя:

  • наглядные центры ПДД и дорожной безопасности,
  • условия для самостоятельной игры,
  • образовательной деятельности,
  • продуктивной деятельности
  • условия для индивидуальной работы
  • ИКТ и видеоматериалы,
  • художественную литературу для чтения детям.
  • возможность организовать игры на прогулке.

Примерное содержание уголков безопасности дорожного движения

в группах детского сада

Первая младшая группа (2-3 года):

  • набор транспортных средств;
  • иллюстрации с изображением транспортных средств;
  • кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора;
  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
  • дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Вторая младшая группа (3-4 года): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  • картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку»;
  • простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
  • макет транспортного светофора.

Средняя группа (4-5 лет): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения второй младшей группы, следует добавить:

  • макет светофора с переключающимися сигналами;
  • дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
  • на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Старшая группа (5-6 лет): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения средней группы, следует добавить:

  • макет перекрёстка, желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
  • набор дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Главная дорога», «Уступи место», «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
  • дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица».
  • схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Подготовительная группа (6-7 лет): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения старшей группы, следует добавить:

  • картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
  • окно выдачи водительских удостоверений тем, кто сдал экзамен по ПДД.

Работа с родителями в аспекте воспитания грамотного пешехода обязательно включает в себя организация выставки семейного творчества по ПДД

А также  наглядно-информативные стенды для родителей: памятки, консультации , перечень литературы для домашнего чтения, анкетирование, беседы на родительских собраниях и видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучаем дошкольников безопасному поведению на улицах города

Обобщение опыта работы ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице....

«Нестандартное оборудование как эффективное средство воспитания у дошкольников безопасного поведения на улицах города» презентация

Целью данной презентации является создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задачдошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительнораньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к ...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Важность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Это проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует ...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города".

Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"...

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города".

По дороге в детский садМы пойдём с тобой, малыш. Улыбаясь светофору,Влево, вправо поглядишь.Чтобы день такой чудесныйОмрачить не смел никто,Правила движенья вместеМы усвоим? Да, легко!...