Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"
консультация по обж

Прокофьева Татьяна Викторовна

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач
дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно
раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому
подготовленным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
"Формирование у дошкольников безопасного поведения на
улицах города"

По дороге в детский сад
Мы пойдём с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядишь.
Чтобы день такой чудесный
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим? Да, легко!

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач
дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно
раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому
подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует
так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из
детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении,
умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить
систематизированную информацию
 о безопасном поведении на улице и
приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому
сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных
задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность,
которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и
привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче
ему будут даваться знания.
Очень важно приобретение таких навыков и привычек
, как:
сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно –
неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело
(машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение
имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя,
потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися
затруднениями. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Главная цель работы воспитателя по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей навыков осознанного безопасного
поведения на улицах города включает нескольких задач:
1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах
безопасного поведения на улице;
2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и
бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не
только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или
ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с
движениями других людей и перемещением предметов;
3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного
поведения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного
движения»:
1. Ребёнок – пешеход
2. Ребёнок – пассажир
3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,
самоката, роликовых коньков и др.)
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни
в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить
планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в
самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды
детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания
ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в
играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько
времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном
направлении определяют сами воспитатели в зависимости от условий, темы,
сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.
Для каждой возрастной группы необходимо определить свои цели и
ориентиры. Объединить некоторые темы, так как привлечение материалов из
другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия
правильного и неправильного поведения на улице.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по
формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах
дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться
воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она
помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей,
накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы,
заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование
сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью
чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-
драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и
предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного
возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а
готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как
при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом
помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся
ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на
улице имеют современные наглядные и технические средства обучения.
С их помощью осуществляются инновационные подходы в данном
направлении и комплексно решаются поставленные задачи:
- воспитательные задачи реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её
опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в
ней;
-развивающие задачи направлены на развитие у детей познавательных процессов:
концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи
и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку
для правильной ориентации на улице;
-обучающие задачи направлены на формирование навыков и полезных привычек
безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и
безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.
Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал
посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную
проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели
объединены одной темой: тематические познавательные занятия,
практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях
«Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное
моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения
к детскому саду и т.д.
Полученные знания детей в рамках «тематической недели» закрепляются
в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении
целевых прогулок и экскурсий.
Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок
лучше усвоит в наглядно-действенной форме
 с опорой на непосредственное
(практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной
ситуации.                                                                                                                                              Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях,                      а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.
Работу надо проводить систематически: не менее 2-3 раз в неделю
беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о
дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды
и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).
Нужно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они
становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и
повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько
раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали
алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно,
компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка
правильного поведения на улице.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой,
дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя
из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для
него станет привычным.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести
ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении
занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных
символов и атрибутов.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице,
доступное детям дошкольного возраста.
Общие представления:
1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
2. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут
возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде
(самокате, роликовых коньках).                                                                                                
 Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной
части улицы:
Знать следующие правила дорожного движения:
1. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
2. Не играть на дороге или около проезжей части.
3. Переходить улицу только по пешеходному переходу.
4. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –
направо.
5. Знать устройство проезжей части.
6. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Знать правила поведения в транспорте:
1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения
взрослых.
2. Не стоять у дверей.
3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.
2. Играть только на детской площадке.
3. Не играть близко от проезжей части дороги.
4. Не кататься по проезжей части дороги.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут
даваться знания. Поэтому понимая всю важность данной проблемы,
необходимо включать занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучаем дошкольников безопасному поведению на улицах города

Обобщение опыта работы ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице....

«Нестандартное оборудование как эффективное средство воспитания у дошкольников безопасного поведения на улицах города» презентация

Целью данной презентации является создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Воспитание безопасного поведения у детей одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своему развитию и знаниям становится к этому подгото...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Важность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Это проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует ...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города".

Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"...

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города".

По дороге в детский садМы пойдём с тобой, малыш. Улыбаясь светофору,Влево, вправо поглядишь.Чтобы день такой чудесныйОмрачить не смел никто,Правила движенья вместеМы усвоим? Да, легко!...