План работы в межаттестационный период на 2015-2020 г.
методическая разработка

Рябцова Виктория Витальевна

План работы в межаттестационный период на 2015-2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_v_mezhattestatsionnyy_period_na_2015-2020_g.docx52.31 КБ

Предварительный просмотр:

План работы в межаттестационный период на 2015-2020 г.

Рябцовой Виктории Витальевны

воспитателя МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60» НМР РТ

 

Работа по теме самообразования начата: 30.12.2015 г.

Предполагается завершение: 30.12.2020 г.

Тема самообразования: «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством дидактической игры».         

Актуальность.

В современных условиях изменились и усложнились задачи дошкольных образовательных учреждений в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с усвоением первичных знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания дошкольников, развитие у них творческих способностей, обогащение сокровищами мировой культуры и формирование здорового образа жизни.

        Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Проблема развития познавательной активности старших дошкольников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении». В статьях словарях, энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность. Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер. Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели. Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность
Познавательная активность отражает определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора. Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания . Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Известно, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка), использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания. Кроме того, повышению мотивации старших дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту. Большое внимание должно уделяться формированию своего «Я» у каждого ребенка, что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному становлению личности ребенка в конечном итоге. 

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

 
Цель: Создание  условий  для  поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Для решения этих проблем были поставлены следующие задачи:     

  1. Создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений.
  2. Расширение развивающей предметно-пространственной среды с  учётом индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы.
  3. Разработка  комплекс консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей.
  4. Овладение современными педагогическими технологиями, способствующими развитию самостоятельности и творчества.
  5. Повысить уровень практических, теоретических знаний и умений педагогов по вопросу детской инициативы.
  6. Повышение компетентности родителей в вопросах детской инициативы и познавательного развития.

Вопросы изучения:

  • изучить ФГОС дошкольного образования;
  • изучить методическую литературу по теме;
  • изучить приемы и методы работы с детьми, педагогом, как повышение эффективности развития творческих способностей детей дошкольного возраста и сопровождающей деятельности музыкального руководителя в условиях ДОО;
  • изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы;
  • обогатить предметно-пространственную среду группы.

Длительность.

          Работа над опытом охватывает период с 2015 по 2020 год (вторая младшая группа - подготовительная). На протяжении всей деятельности проводился мониторинг развития певческих навыков дошкольников.

Апробирование опыта осуществлялось с 2015 года поэтапно:

План самообразования составлен в соответствии с документами:

  • Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Образовательная программа МАДОУ

 

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические

мероприятия

Год реализации

 

  1. Научно-теоретическая подготовка

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Реализация

2015-2020 г.

2.

Изучение и внедрение в работу программ  и методик по теме: : «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством дидактической игры».

  1.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  2. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер,  П.Гринфилд. - М.:1981
  3. Е.А. Бокшиц Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.
  4. В.И. Лозовая Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 2000. 29.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка/ А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 2005. - 363 с.
    4. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

5. В.М.Букатов Педагогические таинства дидактических игр : Учеб.-метод. пособие / В. М. Букатов, Рос. акад. наук. Моск. психол.-соц. ин-т. - 2. изд., испр. и доп. - М.: Флинта, 2003. - 151 с.

2015-2020 г.

3.

Изучение методической литературы по теме: : «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством дидактической игры».

  1. Периодическое издание «Вопросы дошкольной педагогики», «Молодой учёный», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
  2. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.
  3. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41–60.

4.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие дошкольников» - М., 1984;

5. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;

6.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;

7. Эльконин Д.Б. «Символика и её функции в игре детей»// Дошкольное воспитание –1966 г., № 3.

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. Сада .2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с: ил.

2015-2020 г.

4.

Разработка авторских дидактических пособий, дидактических игр

Разработка авторских пособий , получение рецензии, апробация, практическая деятельность

2013-2018 г.

5.

Работа с родителями

Привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения, разработка конспектов, консультаций, сценариев мероприятий, реализация  во все виды деятельности

2015-2020 г.

6.

Проведение игровых тренингов и викторин

Подготовка анкет, разработка конспектов, брошюр

2015-2020 г.

7.

Участие в республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях в рамках конкурсов

Разработка статей для выступлений, публикаций в сборниках и периодической печати

2015-2020 г.

8.

Прохождение курсов повышения квалификации

 По теме предложенной образовательной организацией

2018 г.,2020г.

9.

Квалификационные тестирования

Изучение вопросов, подготовка

2020 г.

10.

Получение высшей квалификационной категории

Подготовка портфолио и презентации

2020 г.

 

  1. Разработка программно-методического обеспечения

1.

Познавательно-исследовательские проекты с воспитанниками, открытие показы ООД

ООД, развлечения, конкурсы, выставки, эксперименты, беседы.

2015-2018 г.

2.

Анализ работы по теме (ежегодно)

Педсоветы в ДОУ, родительские собрания

2015-2020 г.

3.

Внедрение в работу с детьми методических игр, пособий по познавательному развитию  

Изготовление дидактических игр, пособий, внедрение в образовательную деятельность, подготовка конспектов с использованием пособий

2015- 2020 г.

4.

Методические брошюры по теме

Консультации для родителей, педагогов ДОУ, педагогов г. Нижнекамска

2015-2020 г.

5.

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Участие в мероприятиях по обобщению педагогического опыта , выступления на педсоветах.

2015 – 2020 год

6.

Распространение опыта, информирование родителей о работе по теме

Обновление личного сайта

2015-2020 г.

7.

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе КМО, РМО и в зональных семинарах.

Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта.

Работа по обновлению информации на сайте детского сада.

Открытые занятия различного уровня.

Консультативная помощь родителям.

2015-2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015-2020 гг.

Тема самообразования: "Речевое развитие дошкольников посредством погружения в англоязычную среду"...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015 - 2020 годы

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2015-2020 гг. по повышению профессионального уровня воспитателя Гужвий Людмилы Михайловны

Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2015-2020 гг. по повышению профессионального уровня воспитателя Гужвий Людмилы Михайловны ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня 2015- 2020 г.г.

Актуальность выбранной темы. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позвол...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период с 2015 - 2020 годы

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период с 2015 - 2020 годы...