Рабочая программа "Формирование культуры безопасности"
рабочая программа (младшая группа)

Тарасенко Валентина Николаевна

Содержание предлагаемой программы способствует систематизированию работы по формированию у воспитанников основ культуры безопасности. Поскольку обстановка, окружающая ребенка дома и   в местах его прогулок с родителями, может не отвечать требованиям безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_bezopasnost-_3-4_goda.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

Протокол № 1 от 28.08.2020 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 17 «Колосок»

Марчихина О.И.

Приказ от 28.08.2020 года № 2П

                   МП

сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 Формирование культуры безопасности

образовательная область «Познавательное развитие»

2 год обучения (дети 3-4 года)

(составлена на основе  парциальной)

 образовательной программы дошкольного образования

 Формирование культуры безопасности

                                                           Разработчик:  Тарасенко В.Н. воспитатель

                                 

пос. Шоссейное

2020

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса по виду образовательной деятельности « Безопасность», которая входит в состав образовательной области «Познавательное развитие» раздел: «Социально-коммуникативное развитие» для детей 3 года обучения (группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет).

Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой   дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок», в соответствии с ФГОС ДО (разработана на основе парциальной)  образовательной программы дошкольного образования «Формирование культуры безопасности», под редакцией  Л.Л. Тимофеевой (Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020г.).        

Содержание предлагаемой программы способствует систематизированию работы по формированию у воспитанников основ культуры безопасности. Поскольку обстановка, окружающая ребенка дома и   в местах его прогулок с родителями, может не отвечать требованиям безопасности.

Важнейшими направлениями работы педагога в данный период является обучение (помощь в организации самообслуживания) членов семей воспитанников и организация обучения, воспитания и развития детей через семью.

 

Основная форма реализации данной программы – 15 минут в процессе образовательной деятельности 1 раз в 1 неделю, в совместной деятельности, в режимных моментах.

Основные цели и задачи:

Цель: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности. Способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

Задачи:

  1.  Учить детей различать действия, одобряемые и неодобряемые взрослыми (родителями, педагогами), учить понимать, что можно делать и что – нельзя (опасно).
  2.  Учить безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), природными объектами быта, игрушками.
  3. Учить безопасно, осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой изобразительной, двигательной деятельности.
  4.  Подводить к пониманию элементарных наиболее общих правил поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  5. Формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт. Начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения;
  6. Формировать основы мотивационной готовности к соблюдению правил безопасного поведения.
  7. Способствовать становлению готовности эстетическому восприятию и оценке действительности.
  8. Закладывать основы физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций.

 

 

2. Планируемые результаты освоения программы

         

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), на основе описания целевых ориентиров дошкольного образования и современного понимания задач приобщение детей к культуре безопасности можно выделить показатели качества освоения программы:

  1. Ребенок различает действия, одобряемые и неодобряемые взрослыми, понимает, что можно делать и чего делать нельзя (опасно).
  2. Ребенок умеет безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами, природными объектами, предметами быта, игрушками.
  3. Ребенок умеет безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использование бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности.
  4. Ребенок знаком с элементарными правилами поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации, на улице, в общественных местах, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Система оценки результатов освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

  • педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой   эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
  • индивидуальные карты развития ребенка, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
  • выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика

        

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, непосредственно – образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.

3. Содержание программы

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Задачи

Средства реализации

К-во ОД

Месяц

1.

Природа осенью и безопасность.

Стр. 48-51. [2, 3]

 Знакомить детей осенними явлениями природы связанными с ними наиболее общими правилами безопасного поведения в природе. Учить видеть красоту природы, формировать эмоциональную готовность к осуществлению безопасной для себя и природы деятельности. Учить безопасно для себя и окружающей природы осуществлять рассматривание природных объектов, наблюдение за ними, использовать для изучения и продуктивной деятельности природные материалы. Формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности.  

Сюрпризный момент, беседа, рассматривание иллюстраций и   игра,  чтение произведений художественной литературы о природе.

1

Сентябрь

2.

Игровая площадка. Стр.57-62 [2, 3]

 Знакомить детей с моделями безопасного поведения на игровой площадке, с приемами безопасного использования игрового и трудового инвентаря. Учить безопасно, перемещаться по игровой площадке в ходе подвижных игр, наблюдений, прогулок, развивать основные виды движений, ловкость. Знакомить с элементарными правилами поведения на игровой площадке.

Сюрпризный момент, беседа,  наблюдения, трудовые поручения, подвижные игры, физические упражнения, игровые ситуации, чтение произведений художественной литературы.

1

Октябрь

3.

Безопасность в помещении. Стр.66-72 [2, 3]

 Знакомить детей с моделями и приемами безопасного использования различных предметов. Учить правильно, выполнять различные игровые, трудовые действия. Знакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в игровой, двигательной, изобразительной деятельности, конструировании, самообслуживании.

Сюрпризный момент, беседа,  практические упражнения, игровые ситуации, трудовые поручения, художественное слово.

1

Ноябрь

4.

Праздник и безопасность.

Стр.86-87.  [2, 3]

 Обеспечить соблюдения мер безопасности, связанных с украшением помещений, проведением массовых мероприятий. Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в общественных местах, в ходе массовых мероприятий, при создании и использовании новогодней атрибутики

Сюрпризный момент, беседа, игровые ситуации, чтение произведений художественной литературы.

1

Декабрь

5.

Безопасность и погода зимой. Стр.91-94. [2, 3]

Знакомить детей с зимними явлениями природы и связанными с ними моделями безопасного поведения. Учить соблюдать правила безопасного поведения на игровой площадке в зимний  период, знакомить  с приемами безопасной транспортировки и использования трудового и спортивного инвентаря и оборудования. Учить при помощи несложных экспериментов выявлять свойства веществ, природных объектов.

Сюрпризный момент, беседа,  целые прогулки, рассматривание (наблюдение), экспериментирование. Подвижные игры, упражнения для согревания. Практические упражнения на целенные формирование навыков самообслуживания, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов о зиме, игровые ситуации.

1

Январь

6.

Безопасность в помещении. Предметы быта.

Стр. 96-98. [2, 3]

 Знакомить детей с безопасными приемами выполнения бытовых операций. Организовать отработку практических навыков в ходе выполнения упражнений, трудовых поручений. Поддержать интерес к бытовым операциям в ходе сюжетно-ролевых игр.

 Сюрпризный момент, беседа, практические упражнения, трудовые поручения, наблюдение за работой взрослых, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов, театрализованные игры.

1

Февраль

7.

Безопасность и погода ранней весной.

Стр.104-107.[2, 3]

 Знакомить детей с явлениями природы, характерными для начала весны, обращать внимание на объекты природы и явления, связанные с потенциальной опасностью. Формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения. Формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности

Сюрпризный момент. Целевые прогулки, рассматривание ( наблюдение: сосульки, гололед, наст). Экспериментирование, игровые ситуации, физические и практические упражнения, трудовые поручения, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов.

1

Март

8.

Безопасность на улицах города. Стр.80-84.[2, 3]

 

 Формировать у детей начальные представления об устройстве улиц, о транспорте. Обеспечить первичное накопление и осмысление опыта действий в качестве пешехода, пассажира. Знакомить с элементарными правилами передвижения по тротуару. Правила дорожного движения.

Сюрпризный момент, беседа,  игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, просмотр мультфильмов.

1

Апрель

9.

Природа весной и безопасность.

Стр.119.[2, 3]

 Знакомить детей с объектами природы и явлениями, характерными для весны, правилами безопасного для себя и природы поведения. Учить видеть последствия нарушения правил, делать выбор на основе гуманного отношения к растениям и животным. Знакомить с моделями безопасного поведения у реки, на море, в лесу.

Сюрпризный момент, беседа,  рассматривание (наблюдение),     экскурсии, экспериментирование, ознакомление с правилами безопасного для ребенка и природы поведения, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов, театрализованные игры, игровые ситуации.

1

Май

ИТОГО ОД: 9

4. Список литературы.

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  Э.М. Дорофеевой — 5-е изд. [инновационное], испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Под редакцией  Л.Л. Тимофеевой (Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020г.).
  2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Под редакцией  Л.Л. Тимофеевой, 2015. С. Сергачева, 2016. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление. 2016.
  3. ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.        Под редакцией  Л.Л. Тимофеевой. С. Сергачева. (Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, в части формируемой участниками образовательных отношений «Формирование культуры безопасности»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

Культура безопасности в ДОУ. Организация и профилактика безопасности в ДОУ.

В материале описана система работы по организации безопасности в ДОУ....

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса «Безопасность на улице»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса  &la...

Рабочая программа "Формирование культуры безопасности"

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Формирование культуры безопасности" (дошкольный возраст)...

Сценарий викторины по формированию основ культуры безопасности с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое безопасность»

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущими показателями детского дорожно - транспортного травматизма.  Формирование культуры   безопасн...

Всемирный День охраны труда под девизом «Культура безопасности труда как ключевой элемент корпоративной культуры»

Детский сад №5 п.Первомайский, поддержал призыв Коркинской районной организации профсоюза работников образования, организовать мероприятие, посвященные Всемирному Дню охраны труда под девизом «К...