Разработка содержания мероприятия с родителями.Родительское собрание "Адаптация ребёнка к детскому саду"
методическая разработка (младшая группа)

Николаева Ирина Анатольевна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikolaeva_i.a.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка содержания мероприятия с родителями.

Родительское собрание: «Адаптация ребенка к детскому саду»

 

Выполнила:Воспитатель

 Николаева Ирина Анатольевна

МБОУ школа №57 г. о Самара

                                                                                                                                                                             г. Самара  2019г.

Тема: «Адаптация ребенка к детскому саду».

Форма проведения: родительское собрание.

Аудитория: родители 2 младшей группы.

Количество участников: 15 родителей, воспитатель, педагог-психолог.

Задачи:

1. Формировать представление родителей  о важности соблюдения режима дня.

2. Вызвать у родителей потребность в  педагогических знаниях.

3. Расширить представления родителей о преодолении стрессовых состояний в период адаптации ребенка к детскому саду.

4. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.

5. Создать условия для возникновения дружного родительского коллектива,  помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении.

Ожидаемый результат:

1. Сформировали представление родителей  о важности соблюдения режима дня.

2. У родителей повысили психолого-педагогические знаний.

3. Расширили представления родителей о преодолении стрессовых состояний в период адаптации ребенка к детскому саду.

4. Сформировали активную позицию родителей по отношению к периоду адаптации: чтение соответствующей литературы, консультации со специалистами, активное и позитивное общение с ребенком.

5. Создали соблюдение режима дня детского сада в условиях семьи.        

Информационно-техническое обеспечение: ноутбук, магнитофон.

Материалы и оборудование: мяч, памятки-советы для родителей, листы А4, ручки.

Предварительная работа к собранию:

 1. Анкетирование родителей по теме собрания. (Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения).

 2. Изготовление памяток-советов для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

План собрания:

1. Выполнение упражнения «Комплименты по кругу». - Психолог

2. «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» - психолог
3. Эссе «Знаю ли я своего ребенка» (ответы на вопросы). - Психолог

4. Обзор режимных моментов в течение дня. – Воспитатель.

5. Вопросы родителей. – Воспитатель.

6. Завершение: вручение «Памяток для родителей». – Воспитатель.

Логика проведения:

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем детском саду. Спасибо, что вы пришли на эту встречу. Тема собрания, заслуживает внимания и очень важна, ведь от того, как пройдет адаптация, зависит и дальнейшее пребывание ребенка в саду. Будет ли время в детском саду радостным для ребенка, зависит и от нас, взрослых. Думаю, вы согласитесь с тем, что ваше отношение и внутреннее состояние передается детям. Если вы грамотно выстроите свои отношения (поведение) с ребенком, режим дня в период адаптации, то детям легче будет привыкнуть к воспитателю и условиям жизни в детском саду. Сейчас слово психологу детского сада.

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим об особенностях поведения ваших детей в период адаптации к детскому саду. Прошу всех встать. Сейчас мы выполним упражнение «Комплименты по кругу»: необходимо будет передавать мяч соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное, (звучит классическая музыка, например «Музыка ангелов» В. Моцарта).

Приложение №1.

Психолог: проходите на свои места. Вопросы родителям: было ли сложно выполнять упражнение, в чем сложность? И детям, которые впервые приходят в незнакомый коллектив, без мамы, которая всегда была рядом, очень сложно.  Особенно, если от них требуют того, что дома делали взрослые – самостоятельно есть, одеваться, убирать игрушки на место.  

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
3. Не обманывайте ребенка, забирайте домой во время, как пообещали.
4. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
7.Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест.
9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте» детским садом.
10.Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
11.Не скупитесь на похвалу.
12.Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Приложение№2

РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ

СО СВОИМ МАЛЫШОМ!

Сейчас я прошу каждого написать на листе небольшое эссе на тему «Знаю ли я своего ребенка», в котором ответить на вопросы:

1. Любимые игры вашего ребенка?
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
4. Любимая сказка вашего ребенка?

Родителям очень важно знать об увлечениях и особенностях развития своего ребенка. А теперь, когда вы будете реже видеться, от вас потребуется много сил и желание, чтобы не потерять контакт с ребенком.

        Ваша задача, как родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, возможно, побыть наедине с собой.

Ребенок целый день не видит вас. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху, домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

Не спешите домой после сада, остановитесь по пути на детской площадке или побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком! Если ребенок возбужден и не управляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

И, еще немного поразмышляем. Представьте ситуацию:
Двухлетний ребенок с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, по ее мнению, «эту бесцельную возню» и быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
- Правильно ли поступила мама?
- Какие последствия такого поведения мамы?
- Что бы вы посоветовали маме? (беседа с родителями)

И еще одна ситуация:
Мать зовет дочку купаться.
- Не буду! Не хочу! – отвечает дочь.
- Ты, же сама только что просилась, я уже ванну с пеной сделала!
- Не хочу с пеной, хочу с солью!
- Но с солью, мы сделаем завтра, а сейчас смотри, какая пена!
Тут в ванную заглядывает папа:
- Я сейчас сам буду купаться!
- У- у – у! Хочу купаться! Папа, уйди!
Вопросы:
- Определите, в данной ситуации в больше степени проявляется капризность или упрямство? Что делать в таких ситуациях?

 Замечено, что:
- девочки капризничают чаще, чем мальчики;
- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Желаю вам успехов и терпения в развитии ваших детей!

Воспитатель: нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Хорошо, если вы за месяц-полтора ввели режим в детском саду дома, до того, как малыш впервые оказался в саду. Если нет, то делайте это сейчас, без исключений выходного дня.

Ложимся спать: позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

Доброе утро! Утреннее пробуждение важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Одеваемся: надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение.

Самостоятельность: старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Максимум внимания: как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

Нет! дополнительным нагрузкам: отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической.

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят: - нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела
- изменения характера стула
- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.

По всем этим признакам выделяют определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним.

Что должны знать и уметь родители:
1.Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
3. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
4. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
5. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2 - 3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, позволят решить проблему адаптации на должном уровне.

Сейчас, Вы можете задать интересующие вопросы.

Всем спасибо!
Приложение № 1

Анкетирование родителей по теме собрания.

ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ (Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка).

(Фамилия имя ребенка)
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в 
домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4 .Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается
(указать другое)- 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.

Кол-во баллов:

Прогноз адаптации:

Готов к поступлению в ДОУ 40 -55 баллов
Условно готов 24-39 баллов
Не готов 16-23 баллов

Приложение №2                                                                         

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.

Анкета родителям:

1. Каким Вы считаете своего ребенка?
- очень эмоциональным
- спокойным, уравновешенным
- малоэмоциональным

2. Считаете ли Вы, что ваш ребенок…
- излишне беспокоен
- плаксивый
- раздражительный
- апатичный
- очень подвижный

3. Как Ваш ребенок любит, чтобы его называли?

4. Нелюбимая пища Вашего ребенка?

5. Охотно ли ребенок вступает в общение:
- с детьми своего возраста
- с детьми старшего возраста
- с родными
- с незнакомыми взрослыми

6. Любимые занятия ребенка?

7. Как спит ребенок, легко ли засыпает, в каком настроении просыпается?

8. Как ребенок осваивает правила поведения, легко ли им подчиняется?

9. Какие проявления в поведении ребенка Вас волнуют?
- непослушание
- капризы
- неаккуратность
- стеснительность
- нервозность
- другие…

10. Индивидуальные особенности, которые на ваш взгляд надо учесть воспитателю при работе с Вашим ребенком? (пр. не просится на горшок)

11. Каким Вы считаете состояние здоровья ребенка?
- хорошее
- ослабленное
- часто болеющий ребенок

12. Знаете ли Вы, как проходит процесс привыкания детей раннего возраста к ДОУ?
13. Кто в основном занимался воспитанием ребенка?

14. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?

15. Есть ли у ребенка привычки?
- засыпать на руках
- засыпать при укачивании
- сосать палец, соску
- пить из бутылочки и т.д.

 Приложение №3                                                                                      

Советы родителям в адаптационный период (Памятка)

1. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
2. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой.
3. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
4. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи. Так он быстрее привыкнет расставаться.
5. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
6. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
7. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
8. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
9. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
10. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия с родителями "Школа волшебников"

Представленно родительское собрание в средней возрастной группе по теме детского экспериментирования в интересной, нетрадиционной форме семинара-практикума. Оно направлено на максимальное взаимодейств...

Разработка содержания мероприятия с родителями «Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях) во второй младшей группе

Методическая разработка знакомит с основными особенностями развития познавательных интересов и эмоциональности на основе знакомых детьми игр с песком....

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Разработка содержания мероприятия

«Разработка содержания  мероприятия с родителями«Как обогатить словарь дошкольника с ОНР?»в  средней группе...

Разработка содержания мероприятия с родителями "Навстречу друг другу"

Педагогический тренинг с участием родителей, воспитанников и сотрудников сада....

«Разработка содержания мероприятия с родителями «Ребёнок. Дорога. Безопасность» в подготовительной к школе группе.

Тема: «Ребенок. Дорога. Безопасность».Форма проведения: родительское собрание. Аудитория: родители подготовительной к школе группы. Количество участников: 19 родителей, 2 воспитателя,п...

«Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации детей в детском саду»

Раскрываем особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению....