Родительское собрание "Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Перевертнева Наталия Ивановна

Правила этикета в обществе – это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире  важно знать правила  этикета, иметь хорошие манеры, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Это залог успешного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rodit_sobr._st._gr.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ этикета

у детей старшего дошкольного возраста

          Правила этикета в обществе – это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире  важно знать правила  этикета, иметь хорошие манеры, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Это залог успешного человека.

Этикет в современном обществе - перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных ситуациях.

Разделяют несколько основных видов таких правил.

  1. Умение подать себя – правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.
  2. Речевой этикет – умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость, манера речи.
  3. Столовый этикет – манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.
  4. Правила этикета в обществе – как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.
  5. Деловой этикет – отношения с коллегами,  с руководством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести деловые переговоры и т. д.

           Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. Применительно к современной ситуации человеческий мир стоит на грани глубокого кризиса. Основной причиной этого кризиса является неумение слушать и слышать, неумение находить различные формы контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, с окружающим миром и людьми.

              Почему нас заинтересовала проблема формирования основ этикета между детьми старшего дошкольного возраста? Гнев, агрессия, неадекватное поведение в обществе очень часто находит место в общении между детьми. К сожалению сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать как отец или мать настаивают: «Не реви, лучше научись давать сдачи». Этот безобидный на первый взгляд совет, совет – начало пути, по которому если идти без оглядки, может дойти до принципа: «Око за око».

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. Так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд.

« Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени».

Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Детские психологи Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина считают, что способность к общению включает в себя:

- желание вступить в контакт с / «Я хочу»/

- умение общаться / «Я умею»/, включающее умение слушать собеседника, эмоционально переживать, решать конфликтные ситуации.

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим. / «Я знаю»./

             Не всегда дети умеют общаться друг с другом, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. Конфликты в детском коллективе неизбежны. Их вовсе ненужно избегать или стараться замять, а нужно сформировать у детей эмоционально-мотивационную установку по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Учить ребенка приобретать навыки, умение и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни

«…Самый лучший способ привить детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример».

Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

             Родители пример всему, что видит ребенок. Первая школа ребенка – дом. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье, даже убеленный сединой ветеран продолжает ссылаться на то,  чему меня учили дома, чему учила меня моя мать, что мне показал отец. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к осмыслению  значения слов.

       Цель взрослого - помочь ребенку радоваться жизни, дать ребенку опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать. Важно привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры,  культуру поведения. Это будет началом пути в удивительный и полный тайн мир единения природы и человека, людей разных национальностей и вероисповедания, мир добра и красоты. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может ли повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по- настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми  к нюансам в их поведении. Требуются определенные умения и определенные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако мы как первые учителя своего ребенка можем во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнем прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

        Процесс работы по развитию у детей навыков хороших манер поведения должен быть непрерывным и в тесном сотрудничестве ДОО с  родителями.

В детском саду, мы педагоги большое внимание уделяем этой теме. Проводим с детьми организованные занятия, беседы, наблюдения, показываем личный пример в общении  взрослых.  Проводим игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

С помощью этих игр мы развиваем :

- чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

- умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

- развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Это игры: «Клеевой ручеёк», « Слепец и поводырь»,  « Волшебные водоросли», «Вежливые слова»,   «Подарок на всех»,  « Волшебный букет цветов»,   «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»,   «Игры-ситуации»,   «Коврик примирения»,  «Разговор через стекло»  и др.

Подводя итог, хочется сказать:

Чтобы наши дети были воспитанными,  приятными людьми    в любых ситуациях, чтобы с ними хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать уверенными  в себе и счастливыми  людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Проект "«Формирование основ этикета у детей старшего дошкольного возраста»...

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...

Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений ребенка старшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры".

Цель собрания: привлекать родителей в непосредственно-образовательную деятельность, закрепить математические знания, представления детей, уметь использовать их в окружающей жизни.Задачи:Обогатить знан...

Родительское собрание: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание направлено на повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативных навыков у детей 5-7 лет....

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет" (презентация)

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...

Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"

Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...