Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в космос»
план-конспект занятия (старшая группа)

Скиба Кристина Мироновна

Данное занятие посвящено Дню Космонавтики и проводилось в качестве открытого мероприятия для родителей в рамках "Дня открытых дверей" в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия

воспитателя и учителя-логопеда

с детьми старшей

 логопедической группы

 с ТНР

«Путешествие в космос»

                                                                                     Подготовили и провели:

                                                                                 воспитатель Короткова И.А.

                                                                                 учитель-логопед Скиба К.М.

апрель

2019 год

Цель: Активизация, уточнение, обобщение знаний детей о космосе, о Дне Космонавтики.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Пополнять и закреплять знания дошкольников о космосе, Дне Космонавтики, освоении космоса человеком.

Учить координировать движения с речью.

Учить образовывать форму множественного числа существительных, подбирать антонимы.

Учить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Учить сравнивать предметы по цвету, форме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую, артикуляционную, мимическую моторику.

Развивать зрительное, слухоречевое внимание, слуховое, тактильное восприятие, логическое мышление.

Совершенствовать просодическую сторону речи (силу, высоту голоса, интонационную выразительность речи, учить произносить гласные звуки на твердой атаке, повторять заданный ритмический рисунок).

Совершенствовать связную речь (учить отвечать на вопросы полным предложением, правильно строить фразы).

Формировать длительный речевой выдох.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любовь к родной земле, природе, планете.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, магнитная доска, изображение ракеты, разделенное на 5 частей, песочный стол, камни разной формы и размеров, кольца су-джок, мячик, обклеенный фольгой (метеорит), волшебное покрывало (круглый отрез легкой ткани (м.б. органза)), веселые и грустные смайлики-звездочки для рефлексии).

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте, ребята, друг друга поприветствуем.

Доброе утро! Добрый день!

Нам здороваться не лень.

Друг на друга посмотрели

И улыбками согрели.

Улыбнитесь вы гостям,

Будут рады они вам.

Воспитатель: Ребята, приближается знаменитая дата -12 апреля. Кто из вас знает, какой праздник мы отмечаем 12 апреля.

Дети: День космонавтики.

Воспитатель: А что произошло 12 апреля?

Дети: В этот день человек впервые полетел в космос. И первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Ребята, нам сегодня в детский сад прислали необычное сообщение. Вам интересно узнать, кто же его нам прислал? (Да)

Воспитатель: Тогда давайте посмотрим его. Присаживайтесь.

Приглашение в гости от инопланетян – марсиан (на слайде): «Здравствуйте, земляне! Мы, жители планеты Марс, знаем, что скоро вы будете отмечать большой праздник – День космонавтики. Мы бы очень хотели его отметить вместе с вами. Прилетайте к нам в гости. Мы будем очень вам рады. Только будьте осторожны, не попадите под метеоритный дождь».

Воспитатель:  Ребята, кто же нас приглашает в гости? (Марсиане). Хотите отправиться в космос, как настоящие космонавты? Какими должны быть космонавты? (Сильными, смелыми, отважными, умными, закалёнными, терпеливыми, здоровыми, выносливыми). Подскажите, на чем можно совершить космическое путешествие?

Дети: На ракете

Воспитатель: Давайте и мы построим нашу ракету. Детали нашей ракеты будут появляться после каждой отгаданной загадки (после каждой отгаданной загадки деталь ракеты вывешивается на магнитную доску).

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это (Космонавт)

Во дворе давно темно
Посмотрю в свое окно
Словно круглый сыр она
В небе жёлтая……(Луна)

Осколок  от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…(Метеорит)

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…(Земля)

Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая (Ракета)

Логопед: Ракета готова. А как вы думаете, далеко ли находится планета Марс? (Ответы детей). Действительно, планета Марс находится очень далеко, и чтобы наш полет прошел отлично, нам надо запастись едой. Ребята, а вы знаете, в чем космонавты берут еду на космический корабль? (Ответы детей). Верно, в тюбиках. Сейчас я буду называть продукты питания, а вы поможете мне разложить их вот в эти тюбики (на экране появляются 3 тюбика: с цифрами 1,2,3).

Дидактическая игра «Тюбики». (Логопед называет продукты питания, а дети угадывают, в каком тюбике это блюдо могло бы быть по количеству слогов в слове). Отправляем еду в нужный тюбик. Так «сок» будет в тюбике с цифрой 1, «вода» – с цифрой 2 и т.д.

Слова: чай, суп, рис, сыр,

             пюре, компот, гречка, мясо, рыба,

             сырники, картошка, вермишель, колбаса, шоколад.

Воспитатель: Ракета есть, еду взяли. Вы, как настоящие космонавты, готовы лететь в космос. Только, раз мы летим в гости, не прилично лететь с пустыми руками. Нужен какой-нибудь подарок. Может, подарим марсианам глобус, чтобы они всегда, глядя на него, вспоминали нас, землян. Ведь глобус - это макет нашей Земли. Согласны?

Логопед: А теперь пройдем в ракету и проверим, работает ли двигатель и все системы исправно (встаем в круг)

Голосовое упражнение «К полету готовы»
• Проверяем запас топлива (длительно тихо произносить с-с-с, длительно громко произносить з-з-з);
• Проверяем люки (произносить гласные на твердой атаке);
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной высотой голоса);
• Включаем двигатель (длительно произносить звук  ж-ж-ж от тихого к громкому).

Воспитатель:

Физкультминутка «Космодром»

Всё готово для полёта,

(Дети поднимают руки сначала перед собой, затем вверх)

Ждут ракеты всех ребят.

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени до взлёта

(Опускают руки через стороны и одновременно маршируют)

Космонавты встали в ряд.

(Встают прыжком – ноги врозь, руки на поясе)

Поклонились вправо, влево,

(Делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон.

(Делают наклоны в стороны)

Вот ракета полетела

(Подпрыгивают вверх)

Опустел наш космодром.

(Приседают на корточки)

Воспитатель: Готовы к полёту? Занимайте свои места (дети садятся на стулья). Начинаем обратный отсчет 10, 9, 8….. – 1 – Пуск.

(Звучит космическая музыка)

Воспитатель: Вот мы и летим. Посмотрите в иллюминатор. Какая наша планета красивая, разноцветная. Что означают цвета на ней? (голубой цвет – это вода: океаны, моря, реки, озера;  зеленый – растения; белый – это снег на севере, желто-коричнеый – цвет пустыни, это песок)

- Но, кроме нашей планеты, существуют и другие. Чем все они похожи? (все круглые, все вращаются вокруг солнца)

- Чем отличаются? (размером, цветом)

Логопед:  Возьмите массажные шарики (Су – Джок)        

- Покажите, как планеты движутся вокруг Солнца. (Дети выполняют круговые движения шарика по ладошки.)

- Теперь давайте откроем шары и достанем кольца.

(Далее дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су – Джок)

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, (кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его)

Два — Венера, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)

Три — Земля, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)

Четыре — Марс, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)

Пять — Юпитер, (кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его)

Шесть — Сатурн, (кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его)

Семь — Уран, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)

За ним — Нептун. (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)

Он восьмым идёт по счёту.

A за ним уже, потом, 

(кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)

Самый маленький –  Плутон.

Воспитатель:  Кстати, сейчас ученые решили, что Плутон из-за очень маленького размера уже не считается планетой. Смотрите, смотрите. Мы приближаемся к планете Меркурий. Эта самая близкая к солнцу планета, но она и самая маленькая. Вся её поверхность покрыта впадинами – кратерами. Вам интересно узнать, как они образовались? Я прошу вас пройти в исследовательское бюро. (песочный стол, камни разного размера) Представьте, что это поверхность Меркурия, а это метеориты, которые постоянно сталкиваются с ней. Бросьте камни. Что получилось?

Дети: Впадины, кратеры.

Воспитатель предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки на поверхности от удара.

Воспитатель: Продолжаем полет (звучит музыка) Дети, вы узнаёте планету, к которой мы подлетаем сейчас?

Дети: Марс.

Воспитатель: Как вы узнали, что это Марс?

Дети: Она красного цвета.

Воспитатель: Да, вся поверхность Марса покрыта пылью красного цвета. Есть предположения, что на Марсе возможна жизнь (сигнал) Вы слышите, нам подают сигналы? Наверное, это Марсиане. Давайте ответим им хлопками.

(Звуковой ритмичный рисунок дети повторяют)

Посмотрите, какая каменистая поверхность у Марса. Идем аккуратно, чтобы не упасть, наступая аккуратно на каждый камень (идем пальчиками по «дорожкам» с приклеенными к ним камешками)

- А вон и марсиане встречают нас (На слайде)

Мимическая гимнастика

Сначала марсиане испугались (покажите – как)

Очень заволновались,

Потом они удивились,

А мы  с ними они подружились.

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись.

Логопед: Ребята, смотрите, сколько метеоритов. Наверное, здесь недавно метеоритный дождь прошел. Хорошо, что мы под него не попали. Марсиане предлагают  с метеоритом поиграть, хотите? Ведь он так похож на мяч с нашей планеты.  

Дидактическая игра «Планеты бывают разные» (Подбор антонимов)

Я буду называть, какие бывают планеты, и бросать метеорит, а вы будете называть противоположное слово и отбрасывать метеорит назад.

  • Далёкие - близкие
  • Холодные - горячие
  • Большие - маленькие
  • Обитаемые - безжизненные
  • Твёрдые - мягкие
  • Яркие - тусклые
  • Темные – светлые

Дидактическая игра «Один-много» (с мячом)

 Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, станция.

Логопед: А мы марсиан можем научить скороговорке. Дети сначала просто проговаривают скороговорку, затем проговаривают ее с различными движениями: хлопки в ладоши, перекрестные шаги, кулак-ладонь и т.д.

Космонатом стать хочу,

С мамой в космос полечу.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, в гостях хорошо, а дома – лучше. Пора и нам в обратный путь.

Марсиане: Понравилось вам на нашей планете?

Дети: Да

Марсиане:  Спасибо, Земляне, мы будем часто вас вспоминать. Но нам очень грустно, потому что мы никогда не увидим вашу красивую планету Земля.

Воспитатель: А у нас есть для вас подарок  -  модель нашей Земли, глобус.  А нам надо возвращаться на Землю.

(Прощаются. Идут к космическому кораблю)

Воспитатель: Смотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, самой красивой и любимой планете Земля. Наш корабль благополучно приземлился.  Снимайте скафандры. Как же легко дышится на нашей планете.

Игра «Волшебное покрывало» (упражнение на развитие речевого дыхания)

Логопед: Мы вернулись. Мы вернулись на Землю. Мы вернулись на родную Землю. Наконец мы вернулись на родную Землю.

Воспитатель: Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные». Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:  «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Рефлексия:  Что было интересным в нашем путешествии? Если наше путешествие было интересным, познавательным, прикрепите рядом с нашей ракетой улыбающуюся звездочку, а если вам было неинтересно или вы считаете, что не справились с заданиями, прикрепите грустную звездочку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Конспект интегрированного воспитателя и учителя-логопеда

Методическая разработка «Конспект интегрированного воспитателя и учителя-логопеда...

Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»

В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...

Интегрированное занятия учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе "Путешествие в зимний лес"

Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя. В коррекции тяжелых нарушений речи важным является взаимодействие всех специалистов ДОУ. В течение недели ...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием элементов песочной терапии

Тема: «День победы»Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 -7 лет включительно)Цель: формирование лексико-грамматических компонентов по теме «День победы»Задачи:К...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

Дети раннего возврата только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметам...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

Содержание занятия:Организационный моментБеседа по рассказуЗагадки на военную темуФизкультминутка «Как солдаты»Игра «Путаница»Игра «Один-много»Игра «Скажи, кт...

Итоговое интегрированное совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя в средней группе Тема: «Космическое путешествие»

Итоговое интегрированное совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя в средней группе Тема: «Космическое путешествие»...