Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Булатова Эльвира Юрьевна

В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отправились в сказку. Путешествие было не только увлекательным, но и поучительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы». Уточнение и активизация словаря по теме. Образование  сложноподчиненных предложений. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговой структуры слов, связной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе, любознательности и заботы к пернатым.

Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», презентация игр «Размышляй», картинки перелетных птиц, спортивный инвентарь – канат. Костюмы лисы и журавля. Посуда (мелкая тарелка и кувшин с узким горлышком). Картинки сказки «Лиса и журавль».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учитель-дефектолог: наступила осень. В теплые страны отправились стаи перелетных птиц. Птицы торопятся улететь до наступления холодов. Грачи, скворцы, лебеди, ласточки и многие другие птицы вернутся к нам только с наступлением весны. Почему этих птиц, дети, называют перелетными?

2. Загадки

На шесте дворец. 
Во дворе певец. 
А зовут его... (скворец).

Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).

Хочет — прямо полетит, 
Хочет — в воздухе висит, 
Камнем падает с высот. 
И в полях поет, поет (жаворонок).

Прилетает к нам с теплом, 
Путь, проделав длинный, 
Лепит домик под окном 
Из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным, 
Ловит в них лягушек, 
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

3. Игра с мячом «У кого кто?». [Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]

Учитель-дефектолог  приглашает детей на ковер:- Давайте поиграем в игру с мячом «У кого кто». Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачата).

- Скворец (скворчата).

- Ласточка (ласточата).

- Дрозд (дроздята).

- Стриж (стрижата).

- Журавль (журавлята).

- Кукушка (кукушата).

 4. Игра «Скажи правильно» Развитие пространственного восприятия.

 У цапли впереди хвост.

 У грача сзади клюв.

 У ласточки вверху лапы.

 У кукушки внизу крылья.

5. Игра «Рассуждалка»:

Педагог хвалит детей и предлагает им отправится в сказку.

Заходит лиса (учитель-логопед) и журавль (педагог-психолог).

Включается презентация «Рассуждалка».

Лиса: «Заходи, дружок-журавль. Я тебе рада. Послушай, какую историю я тебе расскажу. Бежала я по лесу и увидела, что белка собрала орехи на зиму, да в кувшин с узким горлышком их бросила. А теперь достать их никак не может. Собрались вокруг нее звери, птицы. Стали думать, как белочке достать орехи? А ты как думаешь, кто из них может помочь белке?»

Журавль предлагает спросить у детей: «Дети, как вы думаете, кто поможет белке?»

Ответы детей: «Аист».

Лиса: «А почему вы так думаете?»

Ответы детей: «Потому что, у аиста длинный клюв, только он может просунуть его в кувшин с узким горлышком».

Презентация «Рассуждалка»

Журавль: «А я  видел, что звери и птицы собрались лететь на самолете. Их в самолете пятеро, а парашютов в самолете только четыре. Как вы думаете, дети, кому не нужен парашют?»

Ответы детей: «Утке»

Журавль: «Почему?»

Ответы детей: «Потому что, она сама умеет летать. Это перелетная птица».

6. Рассказывание сказки «Лиса и журавль».

Лиса: «Ой, друг – журавль, я совсем забыла, зачем я тебя пригласила. Ведь я для тебя приготовила угощение»

Обыгрывание сказки.

7. Беседа по сказке (Учитель-дефектолог)

О чем говорится в сказке?

Как лисица угощала журавля?

Что сказал журавль ей на прощание?

Что приготовил для лисицы журавль? Почему?

Кто оказался хитрее?

Что означает выражение «Как аукнется, так и откликнется»

8. Подвижная игра «Перелетные птицы»

Журавль: «Дети, а как вы встречаете своих гостей? Что вы делаете?

Ответы детей: «Угощаем гостей вкусностями, вместе играем, танцуем»

Лиса: «Я все поняла! Мне очень стыдно! Я больше не буду так гостей встречать. Буду гостеприимной хозяйкой! Простите меня!.

Журавль, дружок, давай поиграем с ребятами!»

Журавль: «Хорошо, давай! Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Перелетные птицы»

Подготовка: на одной стороне зала проводится (выкладывается канатом) черта, за ней «теплые страны». Остальное пространство – это поляна.

Правила игры:

— дети бегают врассыпную, не наталкиваясь друг на друга

— выполнять перемещение за черту (канат) или садиться на корточки только после слов «…крылья расправляет»

— проговаривать все слова четко, громко

Ход игры:

«Журавль»  объясняет правила и следит за ходом игры.

Дети — «птицы». Дети врассыпную бегают по «поляне», имитируя движения птиц.

«Лиса» произносит текст:

«Осень пришла, наступили холода. Ласточка, (скворец, грач и т.д.) крылья расправляет»…

Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:

«Улетает, улетает в теплые края».

А если «лиса» называет зимующую птицу:

«Осень пришла, наступили холода. Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет»…

Дети останавливаются, присаживаются на корточки на «поляне» и продолжают текст:

 «Никуда не улетает. Ей зима не страшна».

9. Итог.

Учитель-дефектолог спрашивает у детей, понравилось ли им занятие, что им понравилось больше всего? Предлагает детям и героям сказки вместе потанцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослого в старшей группе ОНР. Тема: "Перелетные птицы"

План конспект по познавательно-речевому развитию. Тема: "Перелетные птицы"...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"

В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах  и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы. Образовательные задачи: 1.​ Расширять и актив...

Интегрированный конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и лепке в старшей группе на тему: "Перелетные птицы"

Цель: расширение и обогащение знаний детей о перелетных птицах.Образовательный задачи: 1. Расширять и закреплять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».2. Расширять и акт...