Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослого в старшей группе ОНР. Тема: "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Панфилец Анастасия Анатольевна

План конспект по познавательно-речевому развитию. Тема: "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_pticy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 40

                                                         комбинированного вида Кировского района  г. Санкт – Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению в старшей группе ОНР

Тема: «Перелетные птицы»

Составила и провела: воспитатель

Калюжная А.А.

г. Санкт-Петербург

2012 г.

Программное содержание:

Познавательно – речевое развитие.        

Познание:

- обобщить и систематизировать знания детей о признаках ранней весны;

- расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Коммуникация:

- развивать общеречевые навыки (четкость дикции, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность), координация речи с движением;

- активизировать и расширить словарь детей по теме «Ранняя весна» и «Перелётные птицы»;

- упражнять составлять описательные рассказы с опором на схему;

- активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- совершенствовать навык составления предложений с предлогами.

Социально – личностное развитие.

Социализация:

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания;

- учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма.

Физическое развитие.

Физическая культура:

- упражнять в ловли мяча при отбивании от пола;

- развивать общую и мелкую моторику.

Художественно – эстетическое развитие.

Музыка:

- воспитывать любовь и интерес к музыке;

- развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, чувство ритма), формировать выразительность движений.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением перелётных птиц и их силуэты, мнемотаблица, мяч, аудиозапись с голосами птиц и ритмодекламации «Птицы», дерево с гнездом и скворечником, предметные картинки с признаками весны.

Предварительная работа:

Беседа о птицах и признаках ранней весны; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры, дидактические игры: «Кто лишний», «Кого нет», «Почини предложение»; работа с мнемотаблицей, игры с мячом.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель:

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

II. Подведение к теме

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

Воспитатель: От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она крикунья местная (ворона).

Поможем расколдовать птиц? (да)

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Тогда дослушайте письмо.

«Карр-карр! Я помогу вам расколдовать птиц. Я подсмотрела, как злая волшебница разбросала конверты с заданиями от ее колдовства на пути, по которому летели птицы. Я подписала задания цифрами от 1 до 5. И если выполнить эти задания, то колдовство пропадет, и птицы смогут вернуться.

Ребята нам придется искать цифры в группе. С какой цифры мы начнем? (с цифры один)

Мы пойдем тихо, на носочках, чтобы птиц не испугать.

III. Содержание занятия

Воспитатель: Задание под номером один, какое? (первое)

1.Отгадай загадку

Встает рано, ложится поздно

Светит ярко, греет жарко (Солнце).

Отгадавший прикрепляет отгадку на фланелеграф.

Много рук, нога одна (Дерево).

Ни рук, ни ног,

А гору разрушает (Капля).

Из-под снега вышел друг –

И весной запахло вдруг (Подснежник).

Кто два раза родится:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий? (Птица).

Кто, позабыв тревоги,


Спит в своей берлоге? (Медведь).

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, в какое время года прилетают птицы? (Весной)

По картинкам - отгадкам дети называют признаки ранней весны.

Пальчиковая гимнастика

Пришла весна,                                      (сжимают, разжимают кулачки)

Журчат ручьи                                       (перебирают пальчиками с продвижением          

                                                               вперед)

И солнце пригревает,                          (ладошка на ладошке, пальцы раздвинуты)

К нам возвращаются грачи                 (имитация движений крыльев птицы) 

И все в округе тает                              (описывают круг руками)

Воспитатель: С первым заданием вы справились, пойдем искать следующее – будем перепрыгивать ручейки.

2. Задание под номером  два, какое? (второе)

Игра с мячом. Д/и «Назови перелетную птицу», Д/и «Кого нет, кто не прилетел?»

Воспитатель: И с этим заданием вы справились, пойдем искать следующее – будем идти тихонько, медленно по проталинкам (приставным шагом).

3. Задание под номером 3, какое? (третье)

В задании скрипичный ключ. Ритмодекламация «Птицы».

Ритмодекламация «Птицы»

Звонко капают капели,                              (наклон вправо, наклон, влево приложив  

                                                                      руку к ушку)

Птицы весело запели

Покинув страны южные,                          (бегают  в свободном направлении машут

                                                                    крыльями)

Спешат к нам птицы дружные.

На ветку сели скворушки                         (сидя на корточках, похлопывают себя

И стали чистить перышки                         рукой с одного бока, затем другой рукой

                                                                     с другого бока)

(прыжки на месте, все говорят «чик-чирик)

Воробьиный слышим крик                      (дети слушают стоя на месте)

Приглашает всех с собой,

Поздороваться с весной.

(прыжки на месте, все говорят «чик-чирик)

(резкий и широкий взмах руками в стороны, затем медленно опустить)

Смотрит удивленно                                 (поворот головы в одну, потом в другую

Вокруг себя ворона                                  стороны)

Всюду лужи…Ужас…Кошмар              (имитация походки вороны)

Но на всякий случай

Прокричала «Кар-р-р!»                            (остановиться, каркнуть, взмахнуть                                                                                «крыльями»)

Тук, тук, тук – для скворцов

Понастроим мы дворцов                        (постукивают кулачком по кулачку)

Птицы радостно глядят,                         (смотрят в одну другую сторону, слегка 

Песней нас благодарят                            взмахивают «крыльями»)         

(стоя на месте, переступают с ноги на ногу, при этом потряхивают кистями и вытянув вперед шейку, чуть вертят головой из стороны в сторону)

Серый кот не страшен вам,                 (птички улетают от игрушечной кошки)

Птички, птички – по домам.

Воспитатель:  Умнички, все старались, как могли.

4. Ребята, пойдем искать следующее задание, будем высоко поднимать ножки, переступать лужи, чтобы не промочить ножки.

Задание под номером 4, какое? (четвертое)

Воспитатель:  Внимательно послушайте, хорошо подумайте, назовите, кто здесь лишний и объясните почему?

Волк, ГРАЧ, лиса, заяц

Скворец, КУРИЦА, аист, журавль

ВОРОНА, журавль, грач, ласточка

СИНИЦА,  скворец, ласточка, грач

Поиграем в игру   «Почини предложение!»,  вставь нужный предлог (маленькое слово)  ИЗ, В, К, НА, НАД, ПОД.

Скворец вылетел … скворечника. Скворец залетел… скворечник. Скворец подлетел … скворечнику. Скворец кружится … скворечником. Скворец сел … ветку. Скворец сидит … деревом.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, нам осталось найти последнее задание.

5. Задание под номером 5, какое? (пятое). Пойдем по льду медленно, тихонько, чтобы не поскользнуться.

Пришло время расколдовать наших птиц.

Воспитатель:  Расскажите, какие птицы здесь спрятались. Узнают птиц по силуэту и составляют описательные рассказы по схеме.

Например:

«Грач – это перелетная птица, похожа на ворону.  Грач большая птица, перья черного цвета. Клюв среднего размера, изогнутый. Хвост короткий, похож на лопатку, питается грач насекомыми, червями, мышами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях».

«Ласточка – это перелетная птица, небольшого размера. Спина –  черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный «как вилочка». Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов».

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв и хвост небольшого размера, клюв острый, прямой. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках».

«Лебедь – это водоплавающая, перелетная птица. Молодые лебеди серые, белыми становятся через несколько лет. У лебедей очень длинная шея, голова маленькая. Клюв прямой и широкий. Питаются водными растениями, насекомыми, мелкими рыбами».

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица».

«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица».

Звучит запись с голосами птиц.

Воспитатель:  Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Посмотрите, в знак благодарности птицы передали нам сладости. Конец занятия и раздача киндер-сюрпризов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых «Весёлый батут»в подготовительной к школе группе

Формирование координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием вестибулярного тренажера - батут....

Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых «День добрых дел».

Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых по образовательной области "Познавательное развитие" для среднего дошкольного возраста.Цель: формировать представления детей о жизни птиц ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах  и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы. Образовательные задачи: 1.​ Расширять и актив...