Статья "Роль игры в жизни ребёнка"
статья

Ягубова Татьяна Васильевна

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_zhizni_doshkolnika.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии дошкольника

Многим взрослым известно, что игра – это ведущий вид деятельности для дошкольника. Но… Детская игра – развлечение или развитие?

Каждый родитель знает, как ребенок любит играть. Он увлеченно рассаживает свои игрушки в определенном порядке, а когда приходит время ложиться спать, просит ничего не убирать. Ведь завтра наступит новый день, его пушистые герои снова оживут и их будут ждать невероятные приключения.

Когда взрослые со стороны наблюдают за детской игрой, она вызывает умиление и улыбку, она кажется просто забавным развлечением. Ребенок будто дурачится, бегая по дому с кастрюлей на голове, считая себя солдатом. На самом же деле в таких нелепых, на взгляд взрослых, играх малыш развивается. В игре ребенок, примеряя на себя различные роли, создает модель взрослого мира. Игра, как деятельность, возникает в 3 года и до 7 лет она является ведущей.

Пожалуй, каждая современная мама слышала о развивающих играх для детей. Но не всегда родители понимают роль игры в развитии малыша. Поэтому стоит рассказать о том, как формируется психика дошкольника.

Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста.

В этом возрасте активно и поэтапно развиваются формы мышления ребенка. Развитие наглядно-образного мышления проявляется в том, что ребенок может представить какой-либо предмет, даже если он не находится в поле его зрения. Так формируется внутренний образ и представление предмета. К примеру, малышу предлагают выложить из спичек квадрат. Вначале он представляет его образно, а затем выкладывает на столе саму фигурку. В подобных играх ребенок воссоздает образы, которые он усвоил.

Затем развивается словесно-логическая форма мышления. Ребенок теперь не только сообщает конкретные факты о чем-либо, но и начинает анализировать, рассуждать над каким-то предметом или событием. К примеру, если поиграть с ребенком в игру «расскажи про животное» и задать вопрос: «Кто такой кот?» Трехлетний малыш ответит примерно так: «Кот – это Мурзик, который живет на даче у бабушки». Дошкольник же скажет, что кот – это животное, которое ловит мышей и любит молоко.

Наряду с мышлением развивается речь ребенка. Она обогащается новыми словами, становится более отчетливой и понятной, ребенок постепенно начинает выстраивать более сложные предложения.

Внимание становится более устойчивым. Если раньше малыш и 5 минут не мог спокойно посидеть, читая книжку, то теперь он буквально часами может рассматривать интересные картинки, рисовать, лепить, с гордостью и радостью показывая родителям шедевры, которые у него получились.

Зачем ребенку игра?

Все вышеперечисленные психические процессы находят свое отражение в игре. Почему именно в игре малыш гармонично развивается? Преимущество игры в том, что она увлекает ребенка, и является естественной деятельностью в этом возрасте. Конечно, существует много различных упражнений на развитие внимания, мышления, воображения, но порой они не понятны малышу, скучны, и он быстро теряет к ним интерес.

К примеру, мы можем сказать ребенку, просто посчитать фрукты, которые лежат на столе.
Или предложить малышу побыть в роли поваренка и помочь украсить торт для бабушки. Для этого понадобится посчитать все фрукты, разделить их поровну и придумать, как расположить их на торте, чтобы все уместились, и было красиво. В последнем игровом варианте малышу приходится выполнять несколько задач, в которых задействован не только интеллект, но и воображение. Создано пространство для самостоятельного выбора и принятия решения. Результатом чего, он наверняка будет гордиться. Ведь он смог порадовать бабушку и принял участие в приготовлении подарка наравне со взрослыми, а для ребенка это крайне важно.

Порой родители очень переживают за будущее ребенка и стараются развивать его интеллект как можно раньше. Всевозможные занятия, изучение языков, разнообразные кружки, секции и ожидание того, что малыш будет гением. Но, к сожалению, такое развитие перегружает ребенка. В этом возрасте он еще не способен психически и физиологически осилить огромное количество информации. Получается обратный результат, когда малыш утомляется и теряет познавательный интерес, который заложен от природы. В подобной ситуации основная ошибка кроется в том, что в период дошкольного возраста ребенок развивается гармонично и активно именно в игровой деятельности. Малыш познает мир, изучая его в процессе игры.

Игра охватывает многие сферы развития, и в этом ее большое преимущество. Потенциал игры велик, она также может помочь при диагностике развития. Наблюдая за тем, во что и как играет ребенок, можно приоткрыть дверь в его внутренний мир. Понять, что он любит, а чего боится, как он развивается, есть ли отклонения. На основе таких наблюдений можно создать игру для конкретного малыша. Включая в нее те элементы, которые будут корректировать недостатки в развитии. С помощью специальных игр можно справиться с детской тревожностью, застенчивостью, агрессивностью и пр.

Особенности игры дошкольника.

Детская игра занимает ключевую позицию в жизни и развитии ребенка в возрасте 3-7 лет. С ее помощью малыш познает окружающий его мир, учится выстраивать отношения между сверстниками и взрослыми. В игре он проигрывает жизненные ситуации и делает свой собственный выбор.

Как правило, в этот период они копируют поведение взрослых, начинают играть во «взрослую» жизнь (классический пример дочки-матери). Дети буквально примеряют на себя разные социальные роли: вот он злой Бармалей, а теперь добрый кот Леопольд. Ребенок совершает поступки, которым дает собственную оценку. Наблюдая за ребенком во время игры, и анализируя его поведение в каждой роли, можно лучше понять его переживания, страхи и тревоги, особенности взаимоотношений в семье.

В групповых играх ребенок учится выстраивать отношения, знакомится с правилами и учится их соблюдать. Пока только в игре, но в дальнейшем данный опыт он перенесет в реальную жизнь. И вот когда он уже собрал «волшебный чемоданчик» своих знаний, с которым он вступит во взрослую жизнь, приобретенные им в игре умения, помогут реализовывать свой потенциал, расти как личность и быть счастливым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...

Мастер - класс для педагогов " Игра в жизни ребёнка", "Игра в жизни взрослого"

Мастер - класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....