Мастер - класс для педагогов " Игра в жизни ребёнка", "Игра в жизни взрослого"
методическая разработка

Мишенина Светлана Эвальдовна

Мастер - класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение венгеровский                                                                          

                    детский сад №3

        

        

Мастер – класс «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА», «ИГРА    В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

                                              Мишенина С.Э.,воспитатель МКДОУ Венгеровский д/с№3

                                2021 г.

Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального сомосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.

                          Ход мастер-класса

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ:

Организационная часть.

Педагог: - Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребёнку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребёнка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка , замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться,  что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребёнка.

Значение игры, её всестороннее влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

Игры существуют разные: с правилами , творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и т. д. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника – через игру он познаёт мир.  

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребёнка.

Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.

Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети – большие фантазеры.

Не будьте занудами. Не отвлекайте ребёнка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.

Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья.

Помните, что состязательность в игре – это не самоцель,  а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребёнка.

Мастер -  класс для педагогов ДОУ: практическая часть.

1.Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.

Упражнение «Знакомство».

Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.

Упражнение «Десять секунд».

Цель: преодалеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время: 5-15 минут.  

Ведущий: - Сейчас вы начнёте быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени придётся реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок – в течении 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.Скажем, я попрошу разделиться по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти,вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в причёске есть осветлённые пряди. То он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Небойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Разделиться на группы:

- по наличию часов на руках; по стилю обуви; по длине волос;

- по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье; по цвету брюк и юбок; по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

2. Игра « Дождь в лесу».

Педагоги встают в круг друг за другом – они превращаются в деревья в лесу. Ведущий читает текст, педагоги выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят,  только раскачиваются. Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит всё сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули  с себя лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

3. Упражнение « Мы- команда!»

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задание быстро и чётко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:

- квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк.

4. « Медведь перед дровосеками».

Цель: снятия психоэоционального напряжения участников.

Время:10-15 м.

Ведущий: - Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции. Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки – это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на брёвна. Покажите, мне пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо! Вы прилежные и храбрые дровосеки.

- А теперь мне нужен один доброволец… Спасибо! Доброволец будет не дровосеком,а большим бурым Медведем.

Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между  Медведем и дровосеками. Медведь выходить на сцену и громко рычит.Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид,что они совершенно не подвижны. А что же делает медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает всё, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.

- Если кто-нибудь из дровосеков засмеётся или начнёт двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают всё, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.

- Но со временем медведей станет трое,потом – четверо и т. д. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить.Дровосеки, за работу! А сейчас – выход Медведя: пожалуйста, мощный рёв…

Упражнение -  раскрепощение « Дотронься до…».

Ведущий: - Дотронься до желтого!

Участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и  дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и так далее. Игра проходит быстро и весело.

6. Упражнение « Группа».

Все прогуливаются по комнате. И кто-то выкрикивает фразу,сообщающую об опасности: «Внимание! На нас напали пещерные львы!»

После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в теснкю группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: « Дадим отпор пещерным львам». Потом группа опять разбредается покомнате, и игра повторяется.

Для успешного проведения игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьёзным видом.

7.Релаксация «Заброшенный сад».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Время: 10 минут.

Это короткое погружение в мир фантазий поможет восстановить силы участников от наряжённой работы.

Ведущий: - Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь… Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду.

По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

Вы начинаете наводить порядок в окружающей Вас части сада. Возможно Вы будете  косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. о всё, что, как Вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…

Когда  Вы устанете и Вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую Вы уже привели в порядок, и сравните с той, которой Ваша рука ещё не касалась. Теперь скажите саду  «До свидания!» и со свежими силами возвращайтесь сюда.

8. Притча.

Ведущий: - Мы прошли длинный путь, преодолевая много препятствий, и, прежде чем отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передаётся из уста в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье,

Разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с  окружающим миром и противоречия между группами и народами.

        Восточная притча «Пророк и длинные ложки».

Один провославный человек пришёл к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

«Где ад и где рай?» - с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повёл через темные переулки в какой – то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.

 Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению роспространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришёл с Ильёй – пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

       С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья – пророк взял своего спутника за руку и сказал: « Это ад».

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались ещё в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только лёгкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояла по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого – то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья – пророк сказал спутнику: « Это рай!»

Ведущий: - «Ад» - это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других.

« Рай» - напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю или люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут, в раю или в аду, зависит от того. Как они эти  проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать.

Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

      Мастер – класс для педагогов в ДОУ подошёл к завершению. После него провожу небольшое обсуждение, на котором участники мастер – класс попытаются ответит на вопросы: « Насколько мастер – класс был полезен? Что они для себя открыли?» и прочее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....

Мастер-класс для педагогов «Игра в жизни ребёнка и взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка и взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. ...

Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков....