Актуальность проблемы нравственно – патриотического воспитания в ДОУ
статья

Ольга Александровна Егорова

Актуальность  проблемы нравственно – патриотического воспитания в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_nr._-_patr._vospitaniya_v_dou.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 р.п. Тамала

Актуальность  проблемы

нравственно – патриотического воспитания в ДОУ

Подготовила:

Егорова Ольга Александровна

2014 год

В настоящее время в системе российского образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления  о  русской культуре часто отрывочны и поверхностны.

Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Организация работы по патриотическому воспитанию детей остается одним из актуальных направлений деятельности современного дошкольного  образовательного учреждения.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом:

  • Задача ДОУ - «формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств».
  • Развивать интегративные качества: ребенок  должен иметь представление о себе, семье, обществе, государстве, его культурных ценностях,  мире и природе.
  • Воспитывать ребенка  патриота - гражданина.

Процесс  патриотического воспитания очень актуален в наше время, то и начинать его необходимо с дошкольного возраста, так как это наиболее благоприятный период для эмоционально-психологического воздействия. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, в программе предусмотрено воспитание патриота-гражданина, которое включено в социально-нравственное развитие.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение со взрослыми, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания, создание условий в группе.

Основываясь на выше сказанное, стержнем моей работы стала тема «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

На мой взгляд, важную роль в нравственно -  патриотическом воспитании играют проекты, посвященные знаменитым датам, событиям в жизни нашей страны.

В 2012 - 2013 году  был разработан и осуществлен  краткосрочный  творческий проект с детьми подготовительной группы  « Этот славный День Победы», посвященный празднованию 68 годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Цель:

 Совершенствование воспитательно-образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального самосознания и любви к Родине.

Задачи проекта:

Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы;

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

Обогащать словарный запас, развивать речь детей через произведения художественной литературы и музыки военных лет;

Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Воспитывать храбрость и мужество, стремление защищать свою Родину;

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, учителя.

Содержание внедрения проекта:

Экскурсия в краеведческий музей МБОУ СОШ №1 р. п. Тамала

Цикл бесед «Уроки мужества»

Рассматривание картин, иллюстраций на военную тематику

Знакомство с художественной литературой

Сюжетно – ролевые игры военной тематики

возложения цветов к Памятнику павшим воинам (с родителями воспитанников). т. д.

Участие в акции посвященной началу ВОВ «Зажги свечу добра»!

Результат проекта:

Сформированность представлений о: прошлом нашей Родины, военных профессиях, родах войск, военной технике, памятных местах родного поселка, героях-земляках, о героях своей семьи;

Осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

Расширение словарного запаса новыми понятиями, развитие речи детей через произведения художественной литературы и музыки военных лет;

Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников;

Повышение  профессионального уровня педагога.

Следующий,  краткосрочный познавательный проект был разработан к зимним Олимпийским играм в сочи  на тему «Зимняя Олимпиада 2014», направленный на поддержку наших спортсменов в зимних олимпийских играх.

Цель:  пропаганда здорового образа жизни.

 

Задачи:

 знакомить с историей возникновения Олимпийских игр, их символикой и традициями;

 формировать волевые качества: целеустремленность, выдержку, силу, ловкость;

 воспитывать желание побеждать и сопереживать, воспитывать патриотизм, чувство товарищества и взаимопомощь;

 создавать хорошее настроение от участия в празднике, активизировать сотрудничество родителей с детским садом.

Этапы реализации проекта :

История создания Олимпийских игр

Олимпийский огонь

Клятва

Олимпийский флаг

Олимпийские символы

«Современные олимпийские виды спорта»

Награждение

Поставленные задачи были выполнены. Воспитанники получили информацию с учетом возрастных  особенностей. В завершении проекта на участке детского сада вместе с детьми были созданы  снежные постройки данной тематики.

В настоящее время идет работа по осуществлению проекта «Юрий Гагарин – наш герой», посвященный приближающему празднику Дню космонавтики  и мне бы хотелось остановится именно на реализации  этого проекта.

Актуальность: программные требования к организации социально-личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о героях космоса, о первом космонавте Юрии Гагарине, о трудной и почетной профессии космонавта, воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии.

Это краткосрочный проект, разработанный в соответствии с программой « От рождения до школы» и соответствует Федеральным государственным стандартам основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно лишь только на примерах подвигов наших соотечественников.

Вид проекта: информационно–практико-ориентированный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта: продолжать расширять представления о героях космоса, о первом космонавте Юрии Гагарине, о трудной и почетной профессии космонавта,

Задачи проекта:

   1.формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства (воспитывать любовь к Родине, желание прославлять её своими героическими делами, вызвать чувство гордости за своих соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине, за успехи своей Родины в области развития космической науки и техники),

чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу.(ОО «Социализация»);

  2.формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев космоса, их подвигами, с историей развития космонавтики; (ОО «Познание»);

   3.развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах  детской деятельности; активизировать словарь детей. (ОО «Коммуникация»);

   4.приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными и музыкальными произведениями, связанные с темой проекта (ОО «Художественная литература», «Музыка»);

   5.развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество;  знакомить с произведениями живописи, связанные с темой космоса (ОО «Художественное творчество»);

   6.формировать начальные представления о здоровом образе жизни (ОО «Здоровье»);

   7.формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая культура»).

Как вы обратили внимание , что задачи данного проекта охватывают все образовательные области. (ОО «Социализация» ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Художественная литература», «Музыка»,  ОО «Художественное творчество», ОО «Здоровье», ОО «Физическая культура ).

 Содержание данного проекта состоит из циклов мероприятий, соответствующих данной тематики.

        

Содержание проекта:

1.Цикл мероприятий по теме «Солнечная   система»

2.Цикл мероприятий по теме «Солнце – источник жизни на земле»

3 Цикл мероприятий по теме «Земля – наш дом во Вселенной».

4 Цикл мероприятий по теме: «Освоение космоса»

5. Презентация проекта «Юрий Гагарин – наш герой».

Все циклы запланированных мероприятий имеют определенную специфику внедрения в реальность.

 В реализации данного проекта активными участниками являются родители.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: 

- дети любознательные, активные, интересуются новым, неизведанным в истории развития  космонавтики,

- вносят в группу домашнюю литературу для чтения, задают вопросы взрослому,

-  вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду,

- проявляют больше самостоятельности и познавательной активности в различных видах детской деятельности (обыгрывание сюжетно-ролевой игры «Мы космонавты», инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе) в случаях затруднения обращаются ко взрослому).

При реализации проекта, посвященному Дню космонавтики мы с детьми приняли участие во Всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества "Земля – Марс - Земля". Конкурс посвящён Дню космонавтики. Россия готовится к полёту на Марс. По итогам конкурса, которые были опубликованы на сайте 20 февраля мы с детьми заняли 1 и 2 место по Пензенской области.

В завершении своего выступления хочется сделать выводы, что решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями работы и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными условиями детского сада и семьи можно воспитать любовь к близким, к малой родине, к России и ее героям.

Как сказал А.С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша   счастливая     старость, плохое воспитание – это наше будущее   горе, это  наши   слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Так давай те же будем стремиться к нашей счастливой старости.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...