Самообразование «Влияние интеллектуальных игр на развитие умственных способностей детей»
методическая разработка (старшая группа)

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Крепыш»

Самообразование

Тема: «Влияние интеллектуальных игр на развитие умственных способностей детей».

Воспитатель: Никитина Ольга Ивановна

г. Мегион,

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский  

Актуальность:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющий наиболее полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построить на свободном общении равных.

В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции и действий, и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопониманию.

Одним из средств умственного развития ребенка являются интеллектуальные игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Актуальность интеллектуальных игр создают условия для проявления

творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Цель:

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной

проблеме.

- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;

-Исследовать эффективность использования интеллектуальных игр в процессе

формирования элементарных математических представлений у

дошкольников.

- Разработать проект «Развитие умственных способностей посредством интеллектуальных игр в старшем дошкольном возрасте»

Подготовить отчет- презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: "Влияние интеллектуальных игр на развитие умственных способностей детей»

Перспективный план по самообразованию.

Месяц.

Направления работы.

Способы достижения.

           Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования

Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Знакомство и анализ документации.

                   Октябрь.

Изучение теории по теме: «Интеллектуальные игры», «Классификация Интеллектуальных игр».       Планирование работы с детьми на новый учебный год.                                           Работа над развивающей  средой группы.

Знакомство с литературой по данной тематике.

 

Создания перспективного плана работы.

Оформление уголка группы.

                        Ноябрь.

                           

Работа с литературой: Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей», «Развитие познавательных способностей детей». Мазепина Т.Б. «Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах».

Разработка картотеки интеллектуальных игр.

 Беседы с воспитателями .

Подбор материала.

 Обмен опытом по проблеме.

                       Декабрь.

Работа над созданием методических папок. Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

Подбор материала по темам.

                       

                        Январь.

«Умственное развитие» и

«Интеллектуальные игры»

Изучение литературы по теме «Шахматы» Е.П. Быкова «Шахматы для малышей»

Организовать выставку методической литературы по этим темам

             

                Февраль.

Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием интеллектуальных игр «Путешествие в сказочную страну»

«Шахматные фигуры», «Игры шахматной доски»

Подбор материала.

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми с помощью занимательного материала (игры «Четвёртый лишний»,

«Преврати каждый кружок в какое ни будь интересное, необычное изображение», «Крестики нолики» (обучение игре), «Зеркало», «Чего не стало», «Блоки Дьенеша», «Кубик Рубик»

                     

                   Март.

Работа с детьми :«Танграмм», игра «Пифагора», «Продолжи», «Доскажи словечко», «Лабиринт», «Шифровка», Консультация для воспитателей: на тему «Развиваем логическое мышление»

Подбор материала

Апрель.

Развлечение для детей «В стране шахматного королевства»»

 - Проведение занятий с использованием интеллектуальных игр                                                                   - Подгрупповая и индивидуальная работа с интеллектуальными играми

                         

                 Май.

- Анализ, оформление результатов диагностики. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.


Используемая литература:

  1. Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления //Альтшуллер Г.С. Творчество, как тонкая наука. –М.: сов. радио. 1979.
  2. Альтшуллер Г.С., вёрткин И.М. как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. – МН., Беларусь, 1994г.
  3. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М.: Линка - Пресс, 2000г.
  4. Бабич Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. М.: Рольф 2000г.
  5. Баландина Л.А.,  ГавриловаВ.Г., Горбачёва И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Скрипкина Н.М. Диагностика в детском саду//Методическое пособие. Ростов-на-Дону 2004г.
  6. Кузнецова А. Е. 205 развивающих игр для детей от 3 до 7 лет. ООО Издательство «Дом21 век» 2006 г.
  7. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников /методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, Москва 2010 г.
  8. Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. /Учебное пособие, Ульяновск, 2003 г.
  9. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону 2002.
  10. Мисуна С. Развиваем логическое мышление. «Дошкольное воспитание» №8 2005 г.
  11. Ноттингем Т., Уэнд Б., Лоуренс Э., Шахматы. //Уроки мастерства, шаг за шагом. М.: Астрель 2009 г.
  12. Попова Е.А. 105 популярных настольных игр. М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк 2004 г.
  13. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. Ростов-на-Дону 2010 г.
  14. Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. // Популярное пособие для родителей и педагогов.
  15. Тихомирова Л.Ф Развитие познавательных способностей детей. // Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 19996 г.
  16. БондаренкоТ. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценин С.С, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Интеллектуальные игры для развития умственных способностей

Человек должен быть гармонично развит, с крепким телом и острым умом. Развивайте у своих детей интеллект, что бы они смогли адаптироваться к различным жизненным ситуациям и были психологически ги...

«Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР»

Коррекционно-развивающие игры сложное явление- они являются игровыми методами обучения детей и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности детей. Дети с ЗПР испытывают затрудне...

«Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей у дошкольников»

laquo;Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей у дошкольников»...