«Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР»
консультация

Косарева Ольга Владимировна

Коррекционно-развивающие игры сложное явление- они являются игровыми методами обучения детей и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности детей.

 

Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации свих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.Это может происходить по нескольким причинам:

 

- детям свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

 

- интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например,вместо инструкции: «Составь рассказ по картинке»целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Ч то с ними происходит? Расскажи».

 

- высокая степень истощаемости детей может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря к занятиям. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил и такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

 

- дети, как правило, интереса к учебным занятиям почти не проявляют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР»

Доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является – игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения- самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.

Коррекционно-развивающие игры сложное явление- они являются игровыми методами обучения детей и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности детей.

Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации свих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.Это может происходить по нескольким причинам:

- детям свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

- интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например,вместо инструкции: «Составь рассказ по картинке»целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Ч то с ними происходит? Расскажи».

- высокая степень истощаемости детей может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря к занятиям. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил и такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

- дети, как правило, интереса к учебным занятиям почти не проявляют.

В связи свыше сказанным главная роль в воспитании детей с ЗПР отводится коррекционно-развивающим играм.

Какие это игры?

1. Игры, способствующие развитию речи- это игры где уточняются знания детей об окружающем мире, дети учатся правильно строить фразы и предложения, а также проводится работа над развитием темпа и ритма речи, над координацией речи и движений.

2. Игры, направленные на активизацию познавательных способностей

3. детей. «Подбери снежинке ее половину», «Угадай по форме сугроба, где спряталась мама медвежонка, «Определи по следам, кто прошел по снегу». При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно найти признаки сходства и различия объектов, осуществить сравнение их на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения.

4. Игровые упражнения, которые требуют от детей применения математических знаний и умений. Например, дети передвигаются в определенном направлении, которое указывает стрелка. Такие игры развивают умение ориентироваться в пространстве. Или передвигаться можно только по порядку следования цифр, или следовать сначала по длинной дороге, а затем по короткой. Перед детьми всегда есть выбор, правильность которого зависит от умения применять знания.

5. Игры, направленные на развитие различных психических функций (внимания, памяти, мышления, например, «Найди каждому дереву свой листочек» направлена на формирование умения узнавать листья по форме, «Помоги мамам собрать своих детей- на развитие слуховой памяти, умение имитировать голоса взрослых животных и их детенышей, «Что изменилось?» - развитие зрительной памяти и внимания, «Чем похожи и чем отличаются два снеговика?» - на развития умения выделять в предметах признаки сходства и различия, умения сравнивать, анализировать, делать умозаключения. «На что похожи снежинки?» - на развитие зрительной памяти, мышления, воображения.

Таким образом, разнообразие коррекционно-развивающих игр, позволяет поддерживать внимание и интерес ребенка, а также сохранить активность и продуктивную работоспособность. Такие игры очень эффективны для развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Роль замещения и наглядного моделирования в развитии умственных способностей детей".

 В области развития мышления, воображения основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?   Моделирование рассматривается ...

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...

Самообразование «Влияние интеллектуальных игр на развитие умственных способностей детей»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....