Обобщение опыта "Роль замещения и наглядного моделирования в развитии умственных способностей детей".
статья на тему

Логач Рита Абдрашитовна

    В области развития мышления, воображения основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?

   Моделирование рассматривается  как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

   Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль замещения и наглядного моделирования в развитии умственных способностей детей

                       

Логач Р.А.

Умственное развитие дошкольника- важнейшая составная часть его общего психического развития , подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс, и, конечно, в первую очередь  это формирование познавательных интересов ребенка, его умения рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений , рисунков, конструкций.

   Конечно, это очень сложная задача, которую должен решать каждый воспитатель, который любит детей, думает об их подготовки к школьному обучению. Наблюдая за детьми своей группы я пришла к выводу , что дети усваивают определенный круг знаний и умений, заданной программой, но многие дети не готовы к получению новых знаний, у них недостаточно высокий уровень логического и абстрактного мышления. Мне необходимо было прочитать много методической литературы, чтобы понять, что развитие умственных способностей ребенка достигается только при «развивающем обучении». Очень интересна в этом плане работа Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, которые доказали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования, ведь на использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения : это и метод обучения детей грамоте, разработанный Л.Е.Журовой и Д.Б.Элькониным,  и обучение детей ориентировке в пространстве.

     Наблюдая за детьми своей группы, я пришла к выводу, что в начале обучения детям гораздо интереснее пользоваться планом комнаты (т.е. наглядной моделью ) и настоящей игрушечной комнатой. Отдельные предметы мебели: шифоньер, стол, диван, трюмо, на плане обозначены при помощи заместителей (геометрических фигур), их расположение на плане обязательно повторяет расположение предметов в кукольной комнате. Нужно, чтобы планов кукольной комнаты было достаточно много -5,6.  Это дает возможность планировать решение разнообразных, творческих задач, которые очень интересны детям; им нравится решать логические задачи, отвечая на такие , поставленные мной вопросы : «Посмотри на план этой комнаты и реши какую мебель мы купим для новой куклы. Почему ты решил , что это трюмо , а не диван? Посмотри на планы, и реши, как ты расставишь мебель? Почему ты думаешь, что комната будет выглядеть уютной, если мебель расставить по этому плану». Конечно, детей необходимо обучать действиям замещения и наглядного моделирования, поэтому считаю очень эффективным прием, когда при участии детей делаю план комнаты и отмечаю на плане расположение окон и дверей, причем словесное пояснение сочетаю с показом: «Вот дверь , в которую мы вошли, на плане она будет здесь, в нашей групповой комнате 3 окна, они расположены напротив нас, посмотрите, как я отмечаю их на плане, вот мой стол, я отмечаю его на плане большим прямоугольником. А как вы считаете, где можно отметить на плане ваши столики и стульчики. Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей при «чтении плана».

   Конечно, такой план понятен детям, им интересно выполнять по этому плану различные творческие задания:

  А) найди спрятанную игрушку в комнате (делаем отметку на плане красным кружочком)

  Б) замри в той же позе, которая на схеме.

   Очень эффективно дети выполняют эти задания; если при составлении плана мы называем имена детей, сидящих за каждым столиком, тогда детские ответы звучат так «игрушка спрятана под моим стульчиком, потому что на плане красный кружок лежит на шестом маленьком прямоугольничке слева, а там сижу я». И ребенок в подтверждении находит там игрушку, Конечно, нужно стараться не оставлять столики пустые, а поставить одинаковые вазочки или коробочки, чтобы игрушка была надежно спрятана, и дети приложили бы усилие, смогли бы рассуждать, фантазировать, приходить к умозаключению.

   Стараюсь научить детей мыслить творчески, будить их мысль новыми интересными заданиями, типа :

А) «Посмотри на план нашей групповой комнаты и реши, где находится буфетная? (план должен быть в руках ребенка),

Б) «Где вход в игровую комнату?

   Что означает этот маленький прямоугольник?

   Чье это место?

   Поменяйтесь местами?

Считаю, что очень эффективен прием построения плана на фланелеграфе, используя вырезанные геометрические фигуры, которые ребенок ощупывает, перемещает, а следовательно учится рассуждать, думать. Учу детей при этом правильно пользоваться планом, чтобы изображение входа в групповую комнату, в спальную соответствовало его реальному расположению. Очень важно всю эту работу строить системно и продуманно. Поэтому широко планирую с подгруппой детей такие творческие задания : «Определи по схеме в какую группу тебе нужно отнести витаминки?»

  «Сережа, ты сходи туда, куда приведет тебя вот эта схема и передай воспитателю книгу».

  Конечно, прежде чем планировать эти задания, учу детей разбираться в плане, схеме. Но интерес у детей огромный, все хотят выполнить поручение, справиться с задачею. Все это расширяет кругозор детей, ориентировку в помещении детского сада, позволяет формировать знания о людях, которые работают в детском саду, формировать добрые чувства.

   Фантазии нет предела и поэтому творческие задания типа «Секреты», «Найди спрятанную игрушку», «Куда спрятался жучок»  «Поезд с указательными стрелками».

   Широко планирую и провожу эти игры на участке детского сада. Эти игры формируют у детей знания о расположении участков детского сада, развивают мышление, память, доставляют им удовольствие, радость. С помощью моделирования я ввожу детей в мир букв и слов , конечно много игр придумала сама, это игры 2узнай,кто спрятан под картинкой», «Угадай , как нас зовут».

  Для ребенка в такой игре много неожиданного , интересного, но дети применяя «КОД» для решения задач проявляют активность, сообразительность, чувствуют себя раскрепощенными, а это самое главное для ребенка.

   Мое убеждение, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования еще раз утвердилось после применения в работе. Новых интересных пособий обобщенного представления о диких, домашних животных, птицах, рыбах , думаю разработать  такие таблицы по темам: Труд строителей, Труд колхозников. Планирую использовать модели для обучения детей творческому рассказыванию, хочу веси метод моделирования КСО ( коллективный способ обучения).

   Отсюда считаю, что дети моей группы легче и быстрее стали усваивать новые знания и умения, и использую их для решения разнообразных творческих задач. Многие дети владеют внешними формами замещения и наглядного моделирования, а следовательно у детей появится возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей детей.

Литература

  1. Венгер Л.А. «Развитие умственных способностей детей».
  2. Поддъяков Н.И. «Мышление дошкольников».
  3. Эльконин Н.Д. «Развитие познавательных процессов».
  4. Журова Л.Е, «Модель- как способ обучения».
  5. Венгер Л.Е. «Диагностика умственного развития дошкольника».

Рекомендации

  1. Товарищи воспитатели! Научите детей использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений (кубик-кусок мыла, круг- тарелка).
  2. Предложите построить и использовать наглядную модель (схему) звукового состава слова, где отдельные звуки обозначают фишками разного цвета, а расположение фишек показывает порядок следования звуков в слове ( словарный материал: Мальчик Том рисует дом, Рая купила сайку накормила зайку ).
  3. обучайте детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана ( отдельные предметы обозначены на нем при помощи заместителей –геометрических фигур),  а взаимное расположение этих заместителей на листе бумаги повторяет расположение предметов в реальном пространстве. Можно планировать задания такого типа : а) найди спрятанную игрушку в комнат, где стол –маленький прямоугольник, а стулья – квадраты; б) принеси карандаш (по схеме)
  4. : Давайте возможность детям планировать решение разнообразных, творческих задач; учите решать логические задачи, например: в игре «Разные сказки» нужно придумывать различные ситуации, используя наглядную модель.
  5. Необходимо обучить детей действиям замещения и наглядного моделирования (палочка- термометр, круг- руль).
  6. Учите детей рассуждать, фантазировать, приходить к умозаключению при работе с планом (игра «Секреты» , где дети сами отмечают на плане ,спрятанную игрушку).
  7. Научите детей мыслить творчески, будите их мысли новыми интересными заданиями типа «Посмотри на план своей комнаты и реши, где находится твоя кровать, стол).
  8. Учите детей ориентироваться в пространстве (влево, вправо, выше, ниже).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи

представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста  

  В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детск...

Развитие умственных способностей детей путем использования заместителей и наглядных моделей.

Данная разработка включает в себя: типы моделирования, последовательность обучения премам моделирования и предполагаемый результат....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»

Материал рекомендован воспитателям  для работы с детьми по развитию связной речи....

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций....