Описание опыта работы " Влияние мнемотехнических приёмов на развитие умственных способностей детей"
статья

Зимина Елена Сергеевна

Краткое описание опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14

                                    комбинированного вида Кировского района

                                              Описание опыта работы

                   «Влияние мнемотехнических приёмов на развитие

                                   умственных способностей детей»

                                                                                          Воспитатель

                                                                    Высшей квалификационной категории

                                                                                 Зиминой Елены Сергеевны

                                       

                                                         Санкт – Петербург

                                                                 2013год

        Я работаю в детском саду 20 лет. На протяжении этих лет я уделяю большое внимание формированию интеллектуальных способностей у детей с использованием мнемотехнических приёмов.

        Мнемотехника – это искусственные приёмы запоминания, которые позволяют развить способности детей без умственных и психофизических перегрузок.

        Чтобы развить психические процессы я веду постоянную работу в группе по пополнению и усовершенствованию игр развивающего и дидактического характера. Материал красочный, чёткий и понятен детям.

         Понимая, как важно разработать разные варианты совместной деятельности с детьми, которые помогли бы  развитию умственных способностей, я первоначально занялась собственным образованием. Тщательно изучила мнемотехническую литературу, перечитала книги по психологии.

         Собирая занимательный, интересный материал старалась, чтобы он был не только занимательным, но прежде всего обучающим, дающим новые знания: о природе, искусстве, городе…

          Для поддержания интереса у детей, использую  загадки,  в стихотворной форме, где неправильный ответ рифмуется и ребёнку  нужно обдумать ответ. Придумываю игровые ситуации, « приглашаю в гости» героев любимых сказок.  Например: под шум моря запомнить задание Золотой рыбки, помочь человеку рассеянному  подобрать слова к паре.  Сама часто включаюсь в игры на правах участника.

    Игры я использую по–разному:

  • Как часть занятия
  • Как целое занятие
  • В работе с подгруппой
  • В индивидуальной работе

          Считаю, что мои занятия несут воспитательное воздействие. То, что упражнения               выполняются всей группой или подгруппой, часто требует чёткого взаимодействия всех участников. Повышает у них дисциплину, чувство ответственности, товарищества, воспитывается уверенность, находчивость и инициатива.

           Планируя, свою совместную деятельность с детьми, знаю, что внимание дошкольников неустойчиво, поэтому они  нуждаются в смене заданий, чередую моменты умственной и физической нагрузки с моментом отдыха. Не оставляю без внимания то, что дети с большим удовольствием возвращаются к уже пройденным заданиям, нередко сами просят о повторении упражнений, игр в свободное время.

           Широко использую здоровьесберегающие технологии:  массаж пальцев, пальчиковую гимнастику, пальчиковый театр, шнуровочки, рисуем картинки бусами и пальцем по песку.

Использую технические средства обучения: магнитофон, проэктор.

        Дети в свободной деятельности лепят, рисуют, конструируют по схемам, в свои работы вносят огромный багаж воображения!

        Для развития мышления включаю логико - математические игры ( игры Воскобовича, палочки Кюзенера, кубики Никитина, блоки Дьенеша…) головоломки, ребусы, лабиринты, шашки, шахматы, « Крестики - нолики».

       Для развития внимания: « Что изменилось?», «Найди отличия», «Муха», « Составь узор», «Да, нет, не говорить», «Найди тень», «Морской бой», «Кто больше».

Для развития воображения: «На что похоже?», «Загогулина», « Дорисуй», «Придумай конец сказки».

Для развития памяти: «Слова пары», «Трансформация», «Парочки», «Метод Цицерона», «Подарки», « Повтори», разучивание большого количества стихов.

           Для родителей готовим выступления «Один день из жизни детского сада», «Приключение Буратино», «Здравствуй, лето»

        Веду работу по взаимодействию с родителями: провожу анкетирование, открытые мероприятия совместной деятельности с ребятами, приглашаю на мастер - класс, где рассказываю  и показываю мнемотехнические приёмы. Обыгрываю с родителями , как с детьми,  игры и задания. Обсуждаем возникшие вопросы.

        Я стараюсь сделать родителей активными участниками в развитии интеллектуальных способностей своего ребёнка. Совместно участвовать в речетворчестве, в изготовлениях поделок, например «Чудо - овощ, чудо - фрукт».

         В нашей группе изготовлен фото-рассказ « Всё о нас», где запечатлены наши работы,  совместные праздники и разные мероприятия. Также имеются видео - проекты

« Мой любимый город», «Осенняя фантазия» «С юбилеем, детский сад!»  

         Среди игровых заданий есть и мои авторские разработки: кодирование загадок, пословиц, стихов, мнемотаблиц, коллажей. Разработала ряд конспектов на средний, старший и подготовительный возраст.

         Своим опытом работы проведения совместной деятельности  с детьми я делилась с педагогами ДОУ и студентами педагогических училищ.

         Как показывает мой опыт работы развитие интеллектуальных способностей у детей - задача выполнимая, если к её решению подойти творчески, неординарно, отказавшись от стереотипов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».

laquo;Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...

Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....

Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формиров...

Представление опыта работы "Интерактивная игра как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста"

Нам необходимо создать комфортные условия обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. И одним из составляющ...

Самообразование «Влияние интеллектуальных игр на развитие умственных способностей детей»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального фор...