Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"
опыты и эксперименты по рисованию (старшая группа)

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей его жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Влияние изобразительной  деятельности  
в развитии творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей его жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью этого периода, отличающего его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.

Анализ литературы показывает, что различные аспекты данной проблемы изучаются, но опросы, связанные с исследованием педагогических условий, при которых формирование творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности будет проходить наиболее эффективно недостаточно полно освещены. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития творческого воображения у старших дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса. Это и обусловило выбор темы нашего исследования, проблема которого сформирована следующим образом: влияние изобразительной деятельности на развитие  творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития творческого воображения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать современное состояние проблемы развития творческого воображения в психологической и педагогической литературе.
  2. Раскрыть сущность понятия «творческое воображение» и особенности формирования творческого воображения.
  3. Выявить уровни развития творческого воображения у детей.
  4. Определить особенности изобразительной деятельности, и ее значение для развития творческого воображения.
  5. Экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Теоретико-методологические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии о происхождении воображения, классификации воображения, развитии воображения.

База исследования: МКДОУ «Детский сад № 9», Увельский район, п. Каменский.

Теоретическая и практическая значимость: результаты исследования дополняют психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные дают достаточно полную и объективную картину своеобразия проявления и формирования процесса творческого воображения каждого ребенка, что важно для своевременного выявления его отставания в развитии этой сферы современной реализации индивидуальной коррекционной программы. Разработка содержания формирующей программы может быть использована в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных учреждений в условиях развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния   изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети смешанной дошкольной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.

После проведения диагностики было определено, что 5 детей (33%)  имеют низкий уровень, 10 детей (67%) имеют средний уровень.

Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С этой целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры».  Тест предназначен для диагностики   креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренса) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и   проследить   специфику   этого   процесса.   Эта   методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Для практического изучения развития творческого воображения старших дошкольников мной было проведено экспериментальное исследование. Для работы с детьми я наметила следующие задачи:

Развивать познавательные процессы, образное мышление, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазии, воображение.

Формировать эстетический вкус в изобразительной деятельности.

Совершенствовать технические умения и навыки.

Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.

На занятиях использую следующие принципы:

От простого к сложному.

Оптимальное соотношение известного к неизвестному.

Определенный дефицит информации.

Вызвать интерес.

На занятиях по изобразительной деятельности создаю атмосферу доброжелательности, регулирую дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев рук и ушных раковин. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации.

Планируя работу с детьми, темы старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников – то, что детям близко и дорого: «Осенний ковер», «Моя мама самая лучшая», «Кем я хочу быть», «Украшаем елку», «Новогодние подарки», «Зимушка-зима», «Подарок папе», «Праздничная открытка маме», «Весна пришла», «Летим с друзьями в космос», «9 Мая – День Победы», «Строим волшебный город» и другие.

Совместная деятельность детей и взрослых положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата. В совместной с ребенком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания. При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную ситуацию.

В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми, радостные чувства объединяют детей, а родители учатся восхищаться детским творчеством. Многие родители вместе со своим ребенком участвуют в выставках рисунков и поделок. Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам, подарками близким, родным людям. На выставку вывешиваем все работы, действуя по принципу: «Некрасивых работ не бывает».

Для себя я определила позицию в общении с детьми: педагог-партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю изобразительную деятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность.

Разработанная методика «Мир детской фантазии» направлена на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством творчества на занятиях по рисованию.

В основу занятий были положены как ранее разработанные методики по изобразительной деятельности (Т.К. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина), так и собственные авторские наработки, касающиеся нетрадиционных приемов изображения (рисование ладошкой; рисование картофелем; рисование поролоном; рисование ватными палочками; монотопия; кляксография; рисование отпечатками листьев и др.. Так, на одном занятии предусматривается и обрывание бумаги, и тычкование, и восковые мелки, и акварель; на другом –рисование поролоном и отпечатками листьев.

Вот некоторые темы занятий:

  1. Тема «Мои игрушки»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческие способности.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пенопластом.

• Совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук.

• Развивать чувство цвета.

  1. Тема «Волшебный мир зверюшек и птичек»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческие способности, воображение.

• Знакомить с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.

• Научить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали.

• Продолжать воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать развивать тонкие движения руки.

• Воспитывать аккуратность в процессе работы.

  1. Тема «Спящий зимний лес»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческое воображение.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная.

• Совершенствовать координированность мелкой моторики.

• Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать учить рассматривать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция).

  1. Тема «Новогодняя елочка»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Развивать творческие способности и воображение.

• Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге.

• Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

• Развивать мелкую моторику рук.

  1. Тема «Наши зимние забавы»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Развивать творческое воображение.

• Учить использовать разную технику при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге.

• Развивать чувство цвета и композиции.

• Развивать тонкие движения мелкой моторики руки.

  1. Тема «Зимняя ветка (елочка)»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творчество, воображение.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги.

• Развивать чувство формы и композиции.

• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

• Развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них.

Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Для занятий подбираю красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Нужно стараться показывать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому нужно вовремя остановить ребенка и переключить внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?».

Существуют еще следующие техники рисования – «тычкование жесткой полусухой кистью», «тампонирование», «отпечатки листьями», «набрызг», «монотипия пейзажная».

Таким образом, все эти техники рисования способствуют развитию творческого мышления, фантазии детей, поэтому в своей работе использую как традиционную технику рисования так и нетрадиционную.

Для диагностики творческого воображения

у детейстаршегодошкольного возраста использовала

методику Е. Торренса «Неполные фигуры»

Основание. Реализация воображения и фантазии.  

Констатирующий эксперимент

Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисовать их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причемдорисовывание может проводиться, как внутри контура  фигуры,  так  и  за  ее пределами при любом удобном,  для  ребенка,  повороте  листа  и  изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков  с  точки  зрения  их   художественности, соблюдение пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

    Анализ результатов.

   Все работы детей можно поделить на 4 группы.

   1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.

   2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.

   3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

   4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе.

Формирующий эксперимент.

 Далее с детьми проводится формирующий эксперимент, цель которого – развитие творческого воображения и фантазии.

   

    Контрольный эксперимент.

  Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

Детям снова предложить дорисовать геометрические фигуры.

Упражнение «Три краски».

Основание. Реализация воображения и фантазии.

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное  
мышление, художественное восприятие, воображение.

   

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок?  Придумать название своей картине.

 3Модифицированный тест Роршаха.

Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

 

 Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

 

Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким-либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами.  Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

   

4. Упражнение «Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения.

Предлагают детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».

После проведенной работы получили следующие данные: 6 детей 40% - высокий уровень, 9 детей 60% - средний уровень.

Проведенные исследования влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, доказала эффективность реализации формирующей программы. Сравнительный анализ результатов исходного и итогового срезов выявил позитивную динамику в развитии творческого воображения детей экспериментальной группы: увеличилось число детей на высоком уровне, низкий уровень не был обнаружен. Дети стали более активны, создаваемые образы стали более оригинальны, проявили положительные эмоции, в связи с деятельностью научились работать в коллективе, стали чаще опираться на свой прошлый опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем  личность ребенка....