«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».
статья по физкультуре на тему

Вялова Людмила Михайловна

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вялова Людмила Михайловна

Руководитель по физическому воспитанию МК ДОУ Павловский детский сад №11 общеразвивающего вида Павловского муниципального района Воронежской области.

 «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» -  РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

      Постоянно возрастающие требования к уровню развития и образованности, необходимость усваивать большое количество информации в условиях острого дефицита времени привели к поиску новых форм организации образовательной работы, с введением ФГТ наибольшее распространение получили технологии, основанные на межпредметной интеграции.

      В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий ( физкультминутки , динамические паузы , п\и )

      Мне же стал интересен другой аспект этой проблемы : каким образом интегрировать занятия по физической культуре с такими образовательными областями, как «познание», «коммуникация», «здоровье».

     Опыт работы в данном направлении показал, что развитию умственных способностей детей  на занятиях по физической культуре способствует использование схем, индивидуальных и демонстрационных абаков, пособие кольца Луллия, адаптированное к занятиям физкультурой.

     Это развивает логическое мышление детей, осуществляется межпредметная связь, детям дается возможность применить знания, полученные на занятиях познавательного цикла, что способствует их закреплению.

      Так, демонстрационные абаки  используются при проведении эстафет для подведения итогов (закрепляются умения количественного и порядкового счета, установки взаимно-однозначного соответствия), помогают в индивидуальной  и фронтальной работе (количество повторений).

      Работа со схемами во время дежурства, проведении подвижных игр развивает логическое мышление, способность кодирования и декодирования .

     В 2008 году появилась идея украсить наш двор и беседки интересной и полезной разметкой. Сначала была сделана пробная разметка мелом. Детям такие занятия были интересны, а я на практике убедилась, что это  способствует не только умственному развитию детей, но и значительно увеличивает плотность занятия. Теперь бабочка, жук, паровозик, солнышко нарисованы масляной краской, что дает возможность заниматься с детьми круглый год в любую погоду. Один вид разметки ( как, например, бабочка, жук) позволяет закреплять понятие формы, цвета, размера и в то же время это способ быстро построиться для выполнения ОРУ. Другая разметка (цветы, паровозы)  необходима для проведения эстафет. Эта разметка универсальна для всех возрастных групп, т.к. задания даются в соответствии с возрастом детей.  Смена места проведения поддерживает интерес детей к занятиям, позволяет шире использовать все виды движений.

       И еще одно пособие, которое с интересом воспринимается детьми  и способствует развитию их умственных способностей  – это кольца Луллия, адаптированные для занятий по физическому воспитанию.

     Путем поворота кругов происходит совмещение секторов. Стрелка указывает на один сектор круга. Внутренний круг - части тела, средний – виды движений, наружный – предметы (возможны варианты количества кругов и содержания).

 Базовых упражнений нет. Главное условие  - упражнение должно быть полезным и соответствовать заданию.

       Эта игра развивает  логическое мышление, творческое воображение детей, учит бесконфликтному общению.

      Все эти задания (схемы, абак,  кольца Луллия, разметка беседок и игровых площадок) с интересом воспринимаются детьми, способствуют их познавательной активности, эмоциональному подъему, снижению статической нагрузки, что позволяет свести к минимуму последствия интенсивной подготовки к школьному обучению и сохранить самое главное - здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, насколько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в ...

Особенности развития координационных способностей у дошкольного возраста на занятиях по физической культуре

Особенности развития координационных способностей у дошкольного возраста на занятиях по физической культуре....

Развитие умственных способностей детей средствами физической культуры

проект для реализации с детьми дошкольного возраста...

Педсовет «Интеграция образовательных областей («Художественное творчество» и «Познание») при планировании дополнительных знаний по экологии»

Учить работать аккуратно, равномерно наносить клей на поверхность листа, создавать композицию на листе бумаги....

Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...

Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»

        Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и п...