Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей
методическая разработка

Ибрагимова Зухра Раджабовна

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей.

Слайд 2

Что такое здоровьесберегающие технологии ? Это система мер, направленных на поддержание и улучшение здоровья участников образовательного процесса .

Слайд 3

Зачем это нужно ? Здоровье детей – это приоритетное направление в любой педагогике и любом образовательном учреждении. Если ребенок нездоров, он неспособен усваивать материал и участвовать в образовательном процессе. Поэтому любой педагог должен владеть здоровьесберегающими технологиями и активно включать их в свои занятия.

Слайд 4

Оздоровительные задачи: 1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. 2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. 3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям). 4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Слайд 5

Виды музыкальной деятельности, способствующие здоровьесбережению Дыхательные упражнения Песенки-распевки Двигательные упражнения Артикуляционная гимнастика Оздоровительные и фонопедические упражнения Вокалотерапия Игровой массаж

Слайд 6

"Кто много поет, того хворь не берет!" ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; Э- улучшает работу головного мозга; И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос; О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем; У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря; Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Слайд 7

Звукосочетания ОМ – снижает кровяное давление; АЙ, ПА – снижают боли в сердце; УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии. Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать ) В, Н, М – улучшает работу головного мозга; С – лечит кишечник, сердце, легкие; Ш – лечит печень; Ч – улучшает дыхание; К, Щ – лечат уши; М – лечит сердечные заболевания.

Слайд 8

Пальчиковые игры Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества .

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии хорового пения: Музыкотерапия Вокалотерапия Ритмотерапия Фольклорная арттерапия Терапия творчеством Улыбкотерапия

Слайд 10

Результаты музыкально-оздоровительной работы Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика; Повышение уровня речевого развития; Снижение уровня заболеваемости; Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Опыт работы

по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

музыкального руководителя

КГКУ «Назаровский детский дом»

Ибрагимовой З.Р

Здоровьесберегающие технологии
в музыкальном развитии детей
с целью сохранения и укрепления
психического и физического здоровья детей


      Целью музыкально-оздоровительного воспитания является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

      Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце ХIХ века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...

Путь к здоровью -  это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и еще многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

         Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию.

         Музыкально-оздоровительная работа считается новым направлением в музыкальном воспитании   как  дошкольников, так и детей школьного возраста. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и  такие оздоровительные, как:  
    1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
    2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
    3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные  возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
    4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

     Учитывая  актуальность данной темы, использую современные здоровье сберегающие технологии. Понятно, что с младшими школьниками  возможно и необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например,  каждое занятие  начинаем   и заканчиваем  с элементарного «доброе утро», «добрый день»  Пассивное слушание музыки можно менять с активным, а разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен хорошо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых складок с целью профилактики простудных заболеваний.(Это  уже проводится у нас в системе). Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, с игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
      Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.(Я шагаю вверх,я шагаю вниз,» «Мы поем ,хорошо поем»,»Андрей-воробей» и т. д)
Дыхательная гимнастика.
Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.

Артикуляционная гимнастика.
Основная цель её включения – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.  Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Вокалотерапия.

      Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.

     Звук «А-А-А» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.

    Звук «И-И-И» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.

      Звук «У-У-У» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,

     Звук «М-М-М» — с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность
Игровой массаж.
      Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются, или ритмодекларируются, или музыка звучит просто фоном. Воспитанники закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.
Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.)
Проводя массаж определенных частей тела, используют поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребенок разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.
     Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельное  музицирование детей в группе.

Музыкотерапия.

         Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

     Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.


Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
    • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
   • стабильность эмоционального благополучия ребенка;
   • повышение уровня речевого развития детей;
   • снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
   • стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.

        

В своей работе я использую следующую литературу:

- по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «Элеменитарное воспитание», Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.;

- по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Занятие разработано совместно с инструктором по физкультуре Мавриной Еленой Павловной. Практическое занятие для воспитателей. Цель которого,совершенствовать и обновлять  систему оздоровитель...

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей

Практическое занятие для воспитателейЦель: Совершенствовать и обновлять систему оздоровительной работы в ДОУ, формируя активную позицию в отношении личного здоровья педагога  и здоровья воспитанн...

Консультация для специалистов ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей

Консультация для специалистов ДОУ"Здоровьесберегающие технологиив музыкальном развитии детейс целью сохранения и укрепленияпсихического и физического здоровья детей" Несмотря на тенденцию в...

Cсеминар-практикум "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей"

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостную систему, формирующийся в онтогенезе....

Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей"

Презентацию "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей" можно использовать для группового консультирования педагогов и родителей....

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Методы работы по воспитанию основ здоровья детей

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ....

Публикация в сборнике "Фитбол технология « Drums Alive» как средство для улучшения психического и физического здоровья детей с ОВЗ"

В статье рассматривается значимость использования мяча-фитбола в качестве барабана, для оздоровления детей с ОВЗ, даны методические рекомендации....