доклад "Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка- дошкольника" на конференции АНОО ЦДПО "АНЕКС"
методическая разработка

Дерунова Елена Александровна

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении оказывает влияние на все виды детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника

Предметно-пространственная развивающая   среда – средство получения разнообразной информации об окружающем мире: предметном, природном, социальном. Она обеспечивает чувство психологического комфорта и защищенности, способна оказывать влияние на развитие индивидуальности ребенка, формирования его интересов, склонностей, выступать стимулом активной жизнедеятельности, способствовать самореализации ребенка.

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Целенаправленно организованная предметно-пространственная среда в ДУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение  к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста

Для детей младшего дошкольного возраста – должно быть достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, заняться любимой  своей  деятельностью, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии детей, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношения к миру, у людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что  является основными целями дошкольного воспитания и обучения.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку подобрать занятие исходя из собственных интересов, почувствовать себя более уверенно, вступать во взаимодействие с окружающими, брать во внимание и оценивать чувства и поступки других, а  это  является основой развивающего обучения.

О.М. Дьяченко говорил: «Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы».

Рациональная организация ППРС, с определенным предметным содержанием, является важным условием развития и воспитания дошкольника. Значимость соответствующей среды в стимулировании детской деятельности акцентировала Л. В. Глаголева: «Основным путем приобретения нового и закрепления ранее полученного опыта должен быть для ребенка путь самостоятельной работы, путь самовоспитания, на который толкает его тщательно продуманная среда, изобилующая стимулами».

Каждый этап психического развития дошкольника имеет соответствующий ведущий вид деятельности, который играет решающую роль, в это же время другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Д. Б. Эльконин утверждал «Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка».

Д. В. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно- потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что предметом особого внимания в дошкольном учреждении должна стать предметно-игровая среда, как фактор обеспечения условий для детской деятельности, а также зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей  ребенка.

Предметно-пространственная  развивающая среда для  самостоятельной деятельности детей должна включать в себя: игровые зоны, зоны уединения, современные игрушки, развивающие игры, дидактический, информационный, тематический материал, атрибутику для театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр, уголки экспериментирования, уголки природы, речевой уголок, материал для продуктивной, творческой деятельности, спортивный инвентарь и оборудование.

Соблюдение правил предметно-развивающей среду по ФГОС оказывает положительной влияние на развитие всех сфер деятельности малыша. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса  предполагает свободу передвижения ребенка в игровом групповом пространстве.  В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: 20%  - спокойная; 50% - активная; 30% - рабочая.

ППРС, необходимая для развития всех детских видов деятельности должна быть подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей, чтобы обеспечить полноценное социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие ребенка. При создании ППРС учитывается гендерная специфика и обязательное обеспечение ее специфичным материалом для девочек и мальчиков. Должны быть  созданы условия ППРС, выполняющие коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, что помогает эффективно решать воспитательные, обучающие задачи в психологически комфортных условиях дошкольного учреждения

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности – самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры; развивающие, дидактические, настольно-печатные  и логические игры; музыкальные игры, игры-подражания, импровизации; речевые игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность по выбору детей; самостоятельная деятельность в уголке экспериментирования и опытов и т.п. А для этого нужно создать все условия для свободной самостоятельной детской деятельности, что и обеспечивает ППРС.

Условия, необходимые для развития инициативы детей: наличие ППРС, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей; стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно; участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности, формирование умений  детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.

При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

• «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)

• «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

• «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем. Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"

Содержание Введение …………………………………………………………………………..31.      Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...

Влияние предметно-развивающей среды на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, т...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...

«Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.»

laquo;Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке н...

Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника

Предметно-развивающая среда- "система материальных обьектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития" (С.Л.Новосельцева)....

Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность дошкольника

Каждый родитель стремиться воспитать в своем ребенке лучшие качества, где одним из важнейших является самостоятельность. Ведь именно от того насколько ребенок готов принимать самостоятельные решения, ...

«Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.»

laquo;Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.»...