Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника
учебно-методическое пособие

Михайлова Марина Викторовна

Предметно-развивающая среда- "система материальных обьектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития" (С.Л.Новосельцева).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anex_marina.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника

Предметно-развивающая среда – «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л.Новосельцева)

Развивающая предметно-развивающая среда – часть образовательной среды, предоставленная специально организованным пространством (помещением группы, участком, музыкальным залом и т.п), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их  здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Принципы организации ППРС для детей в дошкольном учреждении:

наличие пространства и места для игровой деятельности детей;

наличие времени, отведенного для игр в режиме дня;

зонирование и динамичность ППРС;

учет гендерной специфики при организации игровой среды (полоролевой подход);

учет возрастных особенностей;

обеспечение безопасности среды;

 подбор необходимых атрибутов, игр и игрушек при организации  предметно-игровой среды.

Основные задачи, которые должны быть поставлены при создании ППРС в группе:

развитие личностных качеств и способностей детей;

овладение детьми разными способами действий;

формирование активного познавательного отношения детей к окружающему миру;

побуждение детей к игре и развитие их творческого воображения;

учет особенностей каждой группы – возраст и уровень развития, их интересы, гендерную  принадлежность, индивидуальные способности, психологическую защищенность детей.

Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции:

- оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому  и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности;

- развивающие: развитие движений,  формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки;

- образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения к своему здоровью;

- воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь),  волевых качеств(сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ желания заниматься физическими упражнениями (в том числе, не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольника.

Педагоги, реализуя главную цель образовательной программы ДОУ, создают благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает под собой –

 свободную деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь близким в быту и др.)

В психолого-педагогической науке среда рассматривается как фактор психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.), социализации личности (П. П. Блонский, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и др.). По мнению ряда ученых, среда является основой построения взаимодействия педагога с детьми (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, Н. А. Реуцкая, Н. Я. Михайленко).

В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия «среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда (С. Л. Новоселова); предметно-развивающая среда (В. А. Петровский); предметно-пространственная среда (Т. С. Комарова), предметно-игровая среда (Н. Т. Гринявичене и др.).

По мнению О. А. Комаровой, предметно-пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия.

Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у ребенка дошкольного возраста такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов.

Однако не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. В групповом помещении может быть множество разнообразных предметов и игрового оборудования, однако их влияние на развитие детей будет минимально. Все зависит от того, на какой возрастной ступеньке оказывают свое воздействие на ребенка предметы обстановки. Не все в окружении ребенка является источником его психического развития, а только то, что обуславливает особое сочетание внутренних процессов психического развития и внешних окружающих условий. Оно (сочетание) характеризуется, с одной стороны, созреванием у детей специфических для данного этапа психических качеств личности и познавательных процессов, а, с другой стороны, созданием условий, в которых максимально могут быть реализованы возможности и способности детей. Чем точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей предметной среды учитывать одно из основных требований – соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.

Соответствие возрасту – одно из значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития: 

• во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; 

• во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.);

• в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.

Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у воспитанников, обеспечению возможности свободной самостоятельной  деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"

Содержание Введение …………………………………………………………………………..31.      Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...

Влияние предметно-развивающей среды на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, т...

доклад "Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка- дошкольника" на конференции АНОО ЦДПО "АНЕКС"

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении оказывает влияние на все виды детской деятельности....

«Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.»

laquo;Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке н...

Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность дошкольника

Каждый родитель стремиться воспитать в своем ребенке лучшие качества, где одним из важнейших является самостоятельность. Ведь именно от того насколько ребенок готов принимать самостоятельные решения, ...

«Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.»

laquo;Влияние предметно-развивающей среды на самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.»...