Главные вкладки

    Влияние предметно-развивающей среды на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
    статья по теме

    Белова Анастасия Васильевна

     

    Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vliyanie_predmetno.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Влияние предметно-развивающей среды на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста


    Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности.

    Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений [2].

    В старшем дошкольном возрасте на первый план выступают задачи интеллектуально-познавательного развития детей, и осуществляется специальная подготовка к обучению в школе.

    Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

    В возрасте 5-6 лет происходит формирование личности ребенка, которое проявляется в самовыражении, самоуважении, личностном росте.

    Задачи данного возраста:

    - учить детей правильно оценивать свои силы и возможности, осознанно и самостоятельно пользоваться определенным объемом знаний и умений;

    - учить помогать взрослым поддерживать порядок в группе, самостоятельно раскладывать материалы для занятий;

    - учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за объектами природы;

    - продолжать развивать творчество и инициативу, самостоятельность и ответственность;

    - продолжать развивать устойчивость, распределение, переключаемость, внимание;

    - развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи, звуковую сторону речи;

    - развивать воображение, активизировать его;

    - воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

    - воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений;

    - воспитывать уважительное отношение к окружающим;

    - систематизировать знания о труде людей в разное время года.

    Учитывая эти задачи, в нашей группе организована предметно - развивающая среда, которая требует от ребенка постоянного проявления самостоятельности.

    Среда в группе включает традиционные и инновационные компоненты.

    Для трудовой деятельности вместо леек изготовили, используя пластиковые бутылки, емкости разных размеров с нанесенной шкалой, которая позволяет детям самостоятельно определять количество воды для полива растений.

    Горшки для фиалок заменили заварочными чайниками. Выглядит эстетично и очень привлекательно, дети самостоятельно и с удовольствием ухаживают за растениями, без напоминаний.

    Для двигательной активности большинство атрибутов и снарядов разместили в карманах панно "Клоун - Торопыжка". Яркость и эстетичность добавляет эмоциональный компонент этому панно.

    В центре конструктивной деятельности мы разместили фланелеграф и набор геометрических фигур разной величины для сохранения в схематичном виде построек.

    Также нами был изготовлен " Домик для Барби" из потолочной плитки. Для создания интерьера комнаты, моделирования мебели используем разные виды конструкторов и бросовый материал (например: шкаф из коробки с крышкой, кровать - коробка из под чая, "горка" - из футляра для посуды). Домик наш мобильный, так как участвует в сюжетно-ролевых играх: "Дом", "Семья", а так же в режиссерской игре "Зоопарк", "Гараж".

    Для театрализованной деятельности сделали ширму "Кукольный театр" с учетом роста детей, что позволяет находиться ребенку не в статичном положении сидя, а двигаясь. Ширма может быть использована одномоментно несколькими группами детей (три окошка для демонстрации).

    Развивая умение раздеваться и одеваться быстро, используем часы-таймер, что приучает детей к умению соотносить время с самостоятельными действиями.

    Для развития общения используем игру "Почта", чтобы объединить детей в группы для занятий какой- либо деятельностью, учитывая их общие любимые увлечения. Почтальон передает "говорящие открытки" детям и обязательно находятся дети, которых заинтересовал предложенный вид деятельности. "Говорящие открытки" могут быть открытками символами.

    При создании среды мы руководствуемся принципами ее построения в дошкольных учреждениях:

    принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Он позволяет приблизиться к позиции ребенка, а ребенку "подняться" до позиции взрослого. Я опосредованно вхожу в игру (игра "телефон").

    принцип активности, самостоятельности, творчества. Для этого организовываем среду так, чтобы она могла изменяться в зависимости от сформированности одного из этапов самостоятельности (дети научились организовывать пространство для игры "путешествие", вносим новые атрибуты, а затем расширяем сюжет).

    принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в группе мы организуем таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности (соседство конструктивного центра с сюжетно-ролевым, использование пространства конструктивного центра для двигательной активности. В тоже время в группе оборудован физкультурный уголок, который не пересекается с другими зонами).

    принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, мы создали уголок "Утешения" в который поместили мягкие игрушки, напоминающие детям о доме. В нем мы можем тихонько беседовать с ребенком, рассматривать домашние фото, читать любимые произведения, уединяться от шума и гама.

    Рассматривая проблему самостоятельности и влияние на нее предметно-развивающей среды, мы определили основные направления совместной деятельности взрослых в семье и ДОУ.

    Таблица 1

    В семье

    В ДОУ

    Исходя из материальных возможностей семьи, приобретать или мастерить самим разнообразные игры и игрушки для ребенка, из которых можно самостоятельно сделать выбор нужного в данный момент.

    Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.

    За неимением места для длительной демонстрации - "праздновать результат" (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т.п.), и только после этого убирать игрушки и детали на место.

    Тактично, но не навязчиво предлагать помощь в создании игровой среды "Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?". Отказ ребенка от предложенной помощи воспринимать как должное "Конечно, тебе виднее, но если тебе что- то понадобится, то я буду рада тебе помочь". Все последующие обращения ребенка расценивать как выражения доверия и уважения за проявленные взрослым деликатность и такт.

    Консультировать родителей по вопросам приобретения игр и игрушек, взаимодействие взрослого и ребенка в условиях семьи (Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные материалы для изготовления поделок или рисования").

    Создать всевозможные варианты хранения детских построек, конструкций в группе.

    Выражать одобрение, восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх ("Какой ты молодец (умница), как тебе удается все это самому придумать?").

    Своим тактичным поведением, искренностью проявлений стремиться заслужить уважение детей.

     Созданная нами развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

    Список литературы.

    1. Букина Н.Н. О РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
    2. Дошкольная педагогика №2. - С-Пб., 2007.
    3. Головин С.Ю. СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА. - Минск, 1997.
    4. Гуськова Т. ЧТО ТАКОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК. Дошкольное воспитание №11. - M., 1998.
    5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И СЕМЬЯ. - М., 2001.
    6. Иванова Э.В. В ПОИСКАХ РАДОСТИ СЕМЕЙНОЙ ГАРМОНИИ, Дошкольные воспитание №4 - М., 1990.
    7. Кирьянова Р.А. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ, Дошкольная педагогика №1. - С-Пб., 2005.
    8. Лебедь Н. САМОСТОЯТЕЬНОСТЬ: КОГДА И СКОЛЬКО, Аистенок №4 . - М., 2006
    9. Марецкая Н.И. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ. Дошкольная педагогика №3. - С-Пб., 2005.
    10. Рыжова Н.А. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. -М., 2003.
    11. Степанова С.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. - М., 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В психологической литературе представлено большое количество работ...

    Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

    Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность -...

    Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

    Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

    Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

    СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………..3ГЛАВА I. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..……..71.1. П...

    Влияние социальной среды ДОУ на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста

    Процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структу...

    Влияние предметно-речевой среды на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

    Данный материал будет полезен воспитателям при организации предметно- речевой среды для детей старшего дошкольного возраста....