Главные вкладки

    Влияние предметно-речевой среды на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
    статья (старшая, подготовительная группа) на тему

    Стрельцова Галина Николаевна

    Данный материал будет полезен воспитателям при организации предметно- речевой среды для детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    На развитие ребёнка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его  пространство, среда, в которой он находится большую часть  времени. Она позволяет обогатить опыт эмоционально-практического  взаимодействия  ребёнка со сверстниками и педагогом, включить в познавательную деятельность всех детей группы.

    В состав предметно-развивающей среды входит предметно- речевая среда-

    специально образованное пространство для индивидуальных игр или игр

    для небольших групп детей. Предметно-речевая среда в свою очередь вклю-

    чает игровой, дидактический и наглядный материалы.

    Организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ направлена на обобщение и обогащение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов рече-

    вой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации

    посредством связной диалогической речи.

        Конструируя предметно-речевую среду в нашей группе, мы учитывали возрастные особенности детей, опирались на основные принципы построения предметно-речевой среды,  согласуя все действия с рекомендациями программы «Детство».

       Мы считаем, что одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста занимает работа по развитию речи.

        Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи,

    Поскольку своевременное речевое развитие ребёнка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности.

    Современным педагогам дошкольных образовательных учреждений к работе по развитию речи детей предъявляют высокие требования, относящиеся к знанию воспитателями основных методов, приёмов и форм работы по разви-

    тию речи дошкольников.

    Дошкольники не могут сознательно выполнять то, что им неинтересно. Мы

    знаем, что основной осмысленно-значимой деятельностью для детей является игра. Поэтому весь накопленный нами материал по этой проблеме имеет иг-

    ровую направленность. Игровой подход не только формирует интерес к

    предмету, но и обеспечивает доступность изучаемого материала, создаёт у детей состояние увлечённости, умственного напряжения, направляет усилия на развитие подвижности и гибкости ума.

       Одним из направлений развития речи является обогащение активного словаря детей, формирование грамматического строя речи. Решение этих задач невозможно без знакомства детей с художественной литературой, как во время  занятий, так и в свободное время. Для этого в нашей группе обору-

    дован  театрально-книжный уголок.            

    В уголке находятся детские книги, хрестоматии по детской литературе, серии картинок для пересказов и составления описательных рассказов. Организуя выставку книг, мы подбираем произведения одного автора, напечатанные разными издательствами. Такой подход позволяет более полно познакомить детей с творчеством  писателя, создаёт условия для речевой коммуникации со сверстниками. В книжном уголке устраиваем тематические : «Русские народные сказки», «Здравствуй, Новый год» и др.                                                                                                                                                                              

      Творческая активность стимулирует речевое развитие. Поэтому в этом же уголке представлено оборудование для театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам.

         Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости мы  используем ковролинограф и магнитную доску. Мы подобрали плоскостные изображения героев знакомых сказок, изображение деревьев, другие атрибуты. Такие игры стимулируют речевую активность, влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развитие её мелодико-интонационной стороны.

      Для формирования и закрепления ассоциативных связей между иллюстра-  

    циями и содержанием мы подобрали и систематизировали  материал о детских художниках-иллюстраторах. Биографические данные в нашей подборке сопровождаются конспектами занятий, иллюстративными книгами.

      Мы знаем, что развитие речи напрямую  зависит от мелкой моторики. Для этого в группе  создан уголок сенсорики. В нём собраны игры и пособия по развитию мелкой моторики пальцев рук. В своей работе мы используем как готовые игры и пособия, так и самодельные: «Помоги Золушке», «Рисуем на манке», «Волшебные превращения верёвочки».

         В предметно-речевой среде нашей группы располагаются предметы, позволяющие ребёнку выразить себя не только  через речевую коммуника- цию, но и иными способами.

          В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, кисти, акварельные краски, фломастеры, цветная бумага, доска). Дети часто прибегают к такой форме самовыражения, которая в свою очередь сопровождается их речевыми коммуникациями в случае совместного рисования. Также мы практикуем индивидуальные беседы о том, что нарисовано. Это позволяет определить  личностное отношение ребенка к рисунку, выявить социально – нравственную оценку своей работы у юного художника.

           Мышление дошкольника носит предметно – действенный характер. Поэтому в группе оборудования уголок  экспериментально  – опытнической деятельности. В процессе  экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того. Дети знакомятся с синонимами, антонимами, учатся доказывать, обобщать, классифицировать, используя подобранный в уголке материал.

          Игры  с водой, мыльными пузырями способствуют выработке правильного дыхания, что немаловажно при монологической речи.

           Проводя систематическую работу по формированию предметно – развивающей речевой среды, мы составили копилку методического материала, придерживаясь лексических тем. 

           Материалы подобраны и систематизированы по следующим пунктам:

    1.Картотека игр по развитию речи.

    2. Описание и материал к разработанным играм.

    3.Методические рекомендации к играм по развитию речи.

    4.Описание игр и упражнений по развитию речи.

    5.Пальчиковые игры.

    6.Примерное планирование игровой деятельности.

    7.Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речи детей.

    8.Система работа с родителями.

    9.Дидактический материал (алгоритмы составления описательных рассказов).

    10.Нагляднвй материал.

    11.картотека стихов для заучивания по возрасту.

    12. Тематические папки-словари по всем лексическим темам с иллюстрациями.

          Надеемся, что систематическая работа по данному направлению повысит речевую культуру и речевую активность детей, и речевой уровень готовности детей к школе будет высоким.

                                      Литература

    1.Нищева Н.В.-С.П.б: Предметно- пространственная развивающая

    среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекоменда-

    ции.Изд-во: «Детство-Прес»,2005г.

    2.Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда ДОУ как сти-

    мул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. «Гном-Пресс»,2005г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Влияние техники изонити на развитие детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

    «Влияние техники изонити на развитие детейстаршего дошкольного возраста» (из опыта работы).Кружок «Пчелка» веду более 15 лет. За это время  отметила, что техника изонити способствует р...

    Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...

    ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

    ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)...

    Влияние_малых_форм_фольклора_на_развитии_речи_детей_старшего_дошкольного_возраста

    Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленныхпоколений. Через особую организацию, интонационную окраску,использован...

    Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

    Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц, поговорок, загадок и песенного иск...

    "Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

    laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...