«Маленькие секреты успешного взаимодействия с родителями»
статья

Савенко Наталья Викторовна

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Вот – основная цель нашей работы с родителями, вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Савенко Наталья Викторовна, старший воспитатель,

высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 39», г.Уссурийск УГО Приморский край, 2020г.

 «От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

                                                В.А.Сухомлинский

Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Тему «Маленькие секреты успешного взаимодействия с родителями» я выбрала  не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. 

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Вот – основная цель нашей работы с родителями, вовлечение родителей в единое образовательное пространство,  педагогический процесс ДОУ.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

- обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;

- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй;

- повышение уровня компетентности родителей, совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им  навыков.

 Совместные усилия педагога и родителей направлены на то, что обе заинтересованные стороны  занимаются  изучением малыша, раскрывают и развивают в нём лучшие качества и свойства. Взаимная работа родителей и педагогов  на благо ребёнка может быть результативной только в том случае, если они объединятся. У истоков такого союза должны находиться такие принципы, как:  доверие и уважение друг к другу, взаимное терпение и совместная поддержка и помощь.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

В своей работе мы используем разные формы взаимодействия с родителями. Формы познавательной деятельности — это открытые просмотры, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей. Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН и др. Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др. Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.

Многообразие форм и видов родительских собраний: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые. Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ детей, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций всегда конкретны, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка». Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и детского сада и т. д. Открытые занятия - обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми формами работы, методикой, требованиями педагогов.

Педагогическая дискуссия. Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного воспитания, например: «Умеете ли вы любить своего ребенка?». Ролевые игры - это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из детского сада» и т. д. Методика ролевой игры предусматривает: определение темы, назначение состава участников, распределение ролей между ними, предварительного обсуждения возможных позиций и вариантов поведения участников игры.

Индивидуальные тематические консультации. Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей, этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для педагога и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Слагаемые успешного общения - это желание пойти на контакт, заинтересованность в общении, видение в другом равного партнера, готовность принять иную точку зрения, выбор интересных значимых тем, тактичность.

Одной из новых форм взаимодействия с родителями и привлечение их к образовательному процессу в нашем учреждении стали Дни Единых Действий. Такие дни стали уже традицией в нашем учреждение. В подготовке задействованы все: педагоги, родители, администрация и практически все сотрудники учреждения. А главными участниками становятся дети и родители. Все учреждение в этот день оформляется в одном направлении, и события,  происходящие в любом из помещений,  объединены одной тематикой. В этот день все отправляются и в путешествие, и на мастер-класс, становятся участниками сюжетно-ролевых игр, художниками, конструкторами, модельерами. Эта форма работы была тепло принята всеми и родителями, и педагогами, и детьми. Искренняя заинтересованность взрослых - родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Еще одной из новых форм работы с родителями в нашем учреждении стал консультационный центр для родителей, созданный на базе нашего ДОУ, который  является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Цель консультационного центра: обеспечить доступность дошкольного образования, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи консультационного центра: - обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания и образования, - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста, - оказание всесторонней помощи детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в детский сад, - оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

В нашем центре можно получить бесплатную помощь специалистов:

- педагога-психолога: проконсультирует родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста; окажет консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, окажет родителям (законным представителям) помощь в решении задач психологической готовности детей к обучению в школе.

- учителя-логопеда: проконсультирует по вопросам развития речи детей раннего возраста, выявит уровень речевого развития ребёнка и проинформирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать, обучит родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике, даст рекомендации по проведению развивающих речевых  игр в домашних условиях.

- старшей медицинской сестры: проконсультирует по вопросам формирования здорового образа жизни, проведения закаливания, организации сбалансированного питания детей; даст рекомендации по профилактике различных заболеваний, проконсультирует по профилактическим прививкам согласно национальному календарю профилактических прививок. 

- старшего воспитателя, воспитателей: проконсультируют по вопросам развития, обучения и воспитания детей раннего возраста; дадут рекомендации по организации игровой деятельности

- инструктора по физической культуре: проконсультирует по вопросам физического воспитания детей раннего возраста; даст рекомендации по созданию условий для закаливания и оздоровления детей и профилактике различных отклонений в физическом развитии детей.

- музыкального руководителя: окажет консультационную поддержку родителям (законным представителям) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи.

Для оказания помощи семье специалисты консультационного центра могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.

 Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. Консультирование проводится бесплатно, порядок оказания помощи и дополнительная информация расположена на сайте учреждения.

    Отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультационного центра ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы  родители  стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы  не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями

Секреты успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителямиНайти подход к членам семьи ребенка невозможно практически, если воспитатель не знает, чего ждут, хотят получить от общения с ним...

«Секреты успешного взаимодействия педагогов с родителями» (из опыта работы)

Тему сообщения «Секреты успешной работы с родителями» я выбрала  не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечаетс...

Памятка для родителей "Секреты успешного взаимодействия семьи с детским садом".

Какие шаги необходимо сделать навстречу друг другу родителя и воспитателям, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищенными и в детском саду, и дома....

Консультация для родителей "«Секреты успешного взаимодействия семьи с детским садом"

В данной статье хочу обратиться к родителям с целью разобраться, какие шаги необходимо сделать навстречу друг другу, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищенными и в детском саду, и дома. Главный...

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ.

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.  Это результат совместных усилий  взрослого и...

"Секреты успешного взаимодействия семьи и детского сада"

У педагога и родителей одна общая благородная цель-создать такие условия в детском саду и дома, чтобы они стали теми островками детства, где градус радости, тепла и комфорта никогда бы не падал. И для...