Методы технологии развития критического мышления как средство повышения мотивации к познанию у дошкольников
материал (средняя, старшая группа)

Клюкина Светлана Викторовна

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос «А что, если?...» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами»     Э.Браун, И.Бек, К.Мередита,Ч.Темпл, Дж.Стилл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районное методическое объединение «Создание условий, способствующих социальной ситуации развития детей дошкольного возраста» Автор: Клюкина Светлана Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №14 г.Павлово е- mail : pavlovo.14@yandex.ru « Методы технологии развития критического мышления как средство повышения мотивации к познанию у дошкольников »

Слайд 2

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить . «Не мыслям надобно учить, а мыслить» Иммануил Кант «..Мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы» К. Эриксон «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает » понятия о предмете» Л.С.Выготский «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос «А что, если?...» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами» Э.Браун, И.Бек, К.Мередита,Ч.Темпл, Дж.Стилл

Слайд 3

Задачи развития критического мышления Критическое мышление 1.Мышление 2.Целостное,современное 3.Думать, сотрудничать, применять 4.Реализация индивидуальности каждого воспитанника 5.Знания Технология развития критического мышления 1.Технология 2.Развивающая , обучающая 3.Акивизирует, мотивирует, мобилизирует 4.Учит думать, осмысливать, действовать 5.Познание

Слайд 4

Кратко об актуальности Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое Технология направлена на достижение образовательных результатов: - умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; - пользоваться различными способами интегрирования информации; - задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; - вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; - выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; - аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; - способность самостоятельно заниматься своим обучением; брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотно-шения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и т. д.

Слайд 5

Технология критического мышления включает на занятии три этапа: 1 этап - вызов ( пробуждение интереса к получению новых знаний ) 2 этап – осмысление содержания (получение новой информации) 3 этап– рефлексия ( рождение нового знания ) Этап позволяет дошкольнику 1 актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме 2 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности; 3 побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома 1 получить новую информацию 2 осмыслить ее 3 соотнести с уже имеющимися знаниями 1 целостное осмысление, обобщение полученной информации 2 присвоение нового знания, новой информации ребёнком 3 формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу

Слайд 6

ТРКМ Кластер Синквейн Кубик Карты Пассаторе Верные и неверные суждения Мыслительные карты Тони Бьюзена Карты Проппа Ромашка Блума Шесть шляп Хайку Толстые и тонкие вопросы Логические цепочки Методы и приёмы ТРКМ

Слайд 7

«Я начну, а ты продолжи» «Рассказывание сказки» «Задай вопрос герою»

Слайд 8

карты действия Определять жанр произведения. Выстраивать схему содержания. Сочинять сказки. Придумывать свои символы. Пересказывать объемные сказки. Изменять содержание сказки развивают : абстрактное и логическое мышление, воображение, активность, внимание, восприятие, фантазию, волевые качества, познавательную активность, самостоятельность, связную речь, обогащают словарь и эмоциональную сферу количество карт - 31 рисует символы сам Проппа Играет один и вместе

Слайд 9

карты действия Сочинять сказки Придумывать истории Придумывать нелепицы и небылицы развивают : воображение, внимание мышление, активность, самостоятельность, коммуникативные навыки, связную речь количество карт неограниченно ребенок может сделать сам Пассаторе Играть один и вместе

Слайд 10

карты развивают : целенаправленность, познавательную активность, любознательность, мыслительную деятельность, внимание, оценочное и рефлексивное мышление, саморегуляцию, самостоятельность, умение интерпретировать информацию, актуализировать знания, планировать деятельность, репродуктивные и когнитивные навыки накапливают: познавательный опыт, опыт сотрудничества действия Задавать вопросы Слушать и слышать Отвечать на вопросы Искать аргументы для ответа Решать проблемные ситуации Количество- 6 лепестков Деятельност ь: ребенок, педагог Ромашка Блума

Слайд 11

Приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любом этапе занятия : на этапе вызова — это вопросы до изучения темы, на этапе осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на этапе рефлексии — демонстрация, понимание пройденного Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Слайд 12

Приём «Верные и неверные суждения»

Слайд 13

Приём «Кубик» Назови Что это? Сравни На что похоже? Чем отличается? Опиши Форма, цвет, размер Сделай анализ Из чего сделано? Как сделано? Примени Где и как используют? Приведи примеры Оцени Укажи все «плюсы» и «минусы»

Слайд 14

Синквейн – это способ на любом этапе изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему. Синквейн

Слайд 15

Синквейн-загадка 1................. 2.Любящая , заботливая 3.Учит, играет, заботится 4.Свое сердце отдает детям. 5.Вторая мама 1. воспитатель

Слайд 16

Кластер Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, структурировать материал, систематизировать знания по теме.

Слайд 17

Мыслительные карты Тони Бьюзена Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap ) – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Преимущества мыслительных карт Легко научиться составлять Можно запомнить быстро и качественно много информации Писать (рисовать, приклеивать картинки) нужно мало, быстро, следовательно, процесс приносит удовольствие При составлении карт задействовано правое и левое полушарие головного мозга, следовательно, развивается мышление, память, воображение В готовой мыслительной карте видно взаимосвязи, структуру, логику

Слайд 18

позитив факты чувства эмоции критика управление процессом творчество Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно. Эдвард де Боно 6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Красная шляпа Белая шляпа Желтая шляпа Синяя шляпа Зеленая шляпа Черная шляпа

Слайд 19

Плюсы в технологии РКМ: 1 . Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию. 2. Делать выводы. 3. Принимать продуманные решения. 4. Технология даёт детям возможность размышлять. 5. Способствует активности в образовательной деятельности 6. Активизирует мышление. 7. Учатся работать в группах и парах. 8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование. 9. Формируются навыки составления текстов различных жанров. 10. Формируются коммуникативные навыки. 11. Учатся работать с большим объёмом информации. 12. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости. Плюсы в технологии РКМ: 13. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным. 14. Сами могут себя оценить и проверить. 15. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей. 16. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь. 17. Учатся здоровой дискуссии. 18. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию. 19. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя. 20. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др. 21. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности. 22. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. 23. Реализуется принцип сотрудничества. 24. Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Слайд 20

Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии. 1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. 2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая). 3. С технологией нужно подробно ознакомиться. 4. Неправильное понимание стратегий и методов. 5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. 6. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к ООД (качественная) требует много времени и обилия информации, для детей готовится целый пакет заданий . 7. Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению»

Детский сад  – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.  Среди них есть дети с умственной...

«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».

   Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В ...

Ребусы – как средство повышения мотивации к обучению у дошкольников

Ребус — это:замечательный тренажер логики, развития речи;развивает образное мышление;учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение;тренирует зрительную память и правописание;раз...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...