Круглый стол «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации»
материал по логопедии

Круглый стол                                     «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_sistema.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                      «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №37»                                     С.ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Круглый стол                                     «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации»

Подготовила: учитель-логопед Маслова Е.И.

2021г.

Актуальность

В настоящее время в России наблюдается тенденция на значительное увеличение количества детей с ОВЗ, имеющих нарушение речи различной степени.

Одной из задач ФГОС является гарантия каждому ребенку с ОВЗ реализации прав на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в том числе на обязательное логопедическое сопровождение.

Логопедическая реабилитация детей с ОВЗ – это создание системы оптимальных условий,  обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.

Таким образом, субъектами логопедической реабилитации являются дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды,  их семьи.

Цель: расширение знаний педагогов о применении нетрадиционных форм и методов с детьми с ОВЗ.

Программно-методические основы коррекционно - развивающей работы:

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. (М.А.Васильева, Т.С.Веракса, Н.Е.Комарова, М, 2020)
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. М.,2010
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей: Логопедическая работа с детьми 1,2,3 уровня речевого развития Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. М, 2008
  • ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ступеньки творчества»

Недостатки  речи среди детей с особыми образовательными потребностями встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем развития.

Причины могут быть органические, функциональные, психогенные, социальные.

Речевые нарушения у  детей с особыми образовательными потребностями носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. Расстройства речи у детей с ОВЗ проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального развития в целом и имеют стойкий характер.

Нарушаются  все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Отмечается  несформированность как импрессивной (процесс понимания устной и письменной речи), так и экспрессивной речи (процесс порождения речевого высказывания).

К особенностям детей с ОВЗ относятся:

  • слабость мотивации к общению.
  • снижение потребности в речевом общении.
  • речевой негативизм.
  • плохое восприятие речи окружающих.

Особенностью коррекционной работы является более длительный процесс, чем у детей с нормой. Причина длительной работы – особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за своей речью, слабость волевых процессов.

Содержание  логопедического занятия включает в себя:

  • Работа над правильным речевым дыханием;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Комплекс  общей артикуляционной гимнастики, мимические упражнения.
  • Работа над слоговой структурой слова;
  • Развитие фонематического слуха, звукопроизношение;
  • Развитие лексико-грамматического строя речи;
  • Формирование навыков связного высказывания.
  • Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления.

В логопедической работе с детьми с ОВЗ учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе. Периоды развития речи ребенка от появления гуления, лепета, слов, словесных сочетаний, распространенных предложений, до рассказывания.

Развитие импрессивной речи

Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются предметы, с которыми ребенок ежедневно соприкасается.

Развитие экспрессивной речи

Одно из главных условий логопедической работы – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи. Важным в развитии речи на этом этапе будет научить детей объединять два слова в одном предложении, например «Дай шарик».

Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Далее идет формирование предложений из нескольких слов.

Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация. Этап автоматизации звука у детей с ОВЗ занимает гораздо больше времени, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Для получения хороших результатов по исправлению недостатков речи требуется максимальное включение анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных).

Вся логопедическая работа обязательно проводится с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.

В работе с детьми с ОВЗ используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную логопедическую коррекционную деятельность не только познавательной, а также увлекательной, разнообразной и интересной. Выбор метода коррекции определяется характером речевого нарушения, целями и задачами логопедического воздействия, этапом работы, особенностями ребенка. На занятиях должны использоваться всё разнообразие словесных, наглядных и практических приемов, которые обязательно сочетаются между собой и отвечают теме занятия.

Для повышения эффективности логопедических занятий применяются различные технологии: самомассаж пальцев и кистей рук, элементы Су-Джок терапии.

Часто включаю в структуру занятия упражнения на ритм. Ритм это основа речевой деятельности. В основе речевой деятельности человека лежит ритм. Так сложилось, что основные процессы, такие как биение сердца, пульсация крови, сосание, речь — ритмичны. Развитие чувства ритма у детей -  постоянный непрерывный процесс. Поэтому включаю игры и упражнения на развитие чувства ритма и в индивидуальную работу с детьми.  У детей появился интерес к занятиям.

Так же в этом помогают элементы логоритмики. Основной целью логопедической ритмики является коррекция речевых нарушений через развитие двигательной сферы ребёнка с ОВЗ в сочетании со словом и музыкой. В тоже время, активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Идет укрепление костно-мышечного аппарата.

 Частая смена видов деятельности на занятиях помогает удерживать внимание, сосредоточенность, способствует лучшему усвоению знаний и умений, предупреждают усталость логопатов.

Коррекционно-логопедическая работа с ОВЗ требует поиска и использования наиболее эффективных методов преодоления речевых нарушений.

Мы можем заметить, как неговорящие дети в свободной игре произносят непроизвольные звуки, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Это происходит, потому что ребенок не контролирует речевой процесс.

Так изучая различные методики для запуска речи, мое внимание привлек метод Татьяны Грузиновой. Для того чтобы речь «запустилась», по мнению Т. В. Грузиновой, необходимо развить у ребенка символическую функцию.

Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов. 

1. Взрослый создает у ребенка ассоциацию на определенный звук с конкретным жестом, картинкой. Движение и жест должны соотноситься только с одним согласным. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом. (показ)

2. Когда согласный звук и жест закрепили, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.

3. Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.

Здесь важно понимать, что жест обозначает именно звук, букву.

Одно из преимуществ метода Грузиновой в том, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике.

Итак. Попробуем придумать какой-нибудь жест со звуком К (кулак). Так звук В – машина, Д-камень, М- мех, П-перо, пробка, Б-барабан, Т-молоток, Н-нос и т.д.

Строим башню из кубиков и ломаем кулаком со звуком К. (повторить много раз)

Следующий звук Ш (шарик).

Затем соединяем с гласными КА-КА-КА-КА.

Начинаем соединять звуки в слоги как бы в лепетную речь. Тренируем с разными гласными. (КА,КУ,КО,КЭ)

На гласные звуки, обычно жест не нужен. Согласные служат смыслоообразующими. Гласные проще вводятся по подражанию: поет, плачет, гудит и т.д.

Катаем шарик в ладони много раз ША-ША-ША-ША.

Далее строим слова. Важно чтобы это был длинный ряд: К Ш К Ш К Ш = каша. Это важно, потому что это тренировка – многократное повторение.

Этот метод удобен тем, что руки всегда с собой, поэтому использование жестов рационально. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения.

Опять же здесь опираемся на ритм.

Использовать жесты-подсказки можно так долго, как это необходимо ребенку. Автор советует не спешить с отказом от опоры-жеста.

Далее жест закрепляется уже не с картинкой, а с буквой. То есть переход на чтение. НО ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ!

Вопрос: зачем нам эти жесты? Жест выступает в роли подсказки. Хотя это выглядит как лишнее, мы учим ребенка подсказкам, от которых в итоге отойдем. Но жест облегчит жизнь ребенку благодаря слухоречевой памяти. Глядя на предмет ребенку трудно вспомнить, как он называется, но закрепив жесты за звуком, стоит ему только показать этот жест, как он вспомнит слово.

Дети – это цветы жизни, которые завянут, если их не любить и за ними не ухаживать. Поэтому даже в своей обыденной, казалось бы, деятельности логопеда необходимо пытаться найти моменты в коррекционных занятиях, которые вдохновляют детей и помогают им преодолеть речевой дефект.

Буду рада выслушать ваши вопросы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»

Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной  обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ...

Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»

Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова                      ...

Формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно - познавательной деятельности.

Формы работы с детьми имеющими низкую мотивацию к познанию нового....

«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с общим недоразвитием речи»

Актуальность. Актуальность выбранных методов работы: 1. Детям нравится массажировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, способствуя развитию речи...

Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми, как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Проблеме эффективности дошкольного образования и, в частности, вопросу организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в педагогической теории и практике...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми.

Зоны в центре экспериментирования....