Методические рекомендации
методическая разработка (подготовительная группа)

Кузянина Ольга Владимировна

В данном разделе предлагается материал для помощи воспитателям в реализации ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего  вида № 11» НМР РТ

Методические рекомендации

«Профстандарт педагога.
Компетентность педагога

в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовил:

старший воспитатель

О.В. Кузянина

2017 г.

Цель.

Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.

Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.

С 1 января 2017 года на территории России утвержден профстандарт педагогов. Он скоро коснется всех типов образовательных учреждений. В данный  момент этот документ апробируется и полностью будет введен 01.09.2019г. Этот документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Цель применения профстандарта

Обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества образования.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Профстандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Главная  особенность профстандарта

  • Работа с одаренными детьми
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
  • Работа с детьми  мигрантами
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии
  • Работа с девиантными, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Основные  нововведения в работе педагога,  отраженные в профессиональном стандарте

  • необходимо полное овладение современными информационно-коммуникативными технологиями
  • знание и использование социальных сетей. 
  • научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

  • разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ);
  • организация и проведение педагогического  мониторинга освоения детьми образовательной программы;
  • развитие профессионально значимых компетенций;
  • формирование психологической готовности к школьному обучению;
  • организация различных видов детской деятельности.

К педагогическим работникам  ДОУ применяется  
2 вида стандартов

  • ФГОС  ДО, утвержденный Министерством образования и  науки РФ
  • Профессиональный стандарт, утвержденный  Министерством труда РФ

Формы представления результатов педагогической деятельности:

  • разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.,
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • разработка дидактических материалов, наглядных пособий;
  • разработка и проведение открытых занятий;
  • участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме

Продукты педагогической деятельности педагога

  • Конспекты занятий
  • Портфолио
  • Творческий отчет
  • Мастер-класс
  • Творческая мастерская
  • Педагогический проект
  • Отчет о результатах инновационной деятельности
  • Профессиональные конкурсы
  • Презентация опыта работы по выявленной проблеме.

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности  педагога на основе профессионального стандарта

  • Создание предметно-развивающей среды в    группе
  • Качество воспитательно-образовательного  процесса
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Профессиональная реализация педагога
  • Взаимодействие с родителями воспитанников
  • Дополнительная работа педагога

Основные направления проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога

  • Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования;
  • Деятельность педагога в профессиональном сообществе;
  • Участие в методической работе;
  • Самообразование педагога.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего  вида № 11» НМР РТ

Методические рекомендации

Организация работы по самообразованию

педагогов ДОУ.

Подготовил:

старший воспитатель

О.В. Кузянина

2018 г.

           Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию.

        Самообразование – это специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.

        Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности.

В науке определены три уровня самообразовательной деятельности:

  • адаптивный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий  и вместе с тем отличается качественными изменениями. 

  • Первый уровень, адаптивный, характерен для начинающего воспитателя. Его  целью является адаптация к профессии. 
  • Второй, проблемно-поисковый уровень – качественно новый этап самообразовательной деятельности. Именно на этом этапе могут быть найдены эффективные приемы работы, оригинальные методики. 
  • Третий, инновационный уровень предполагает высокую степень развития соответствующих умений. На этом этапе педагог создает социально-значимый продукт деятельности, обладающий практической новизной.

Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток.

Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки цели, но и труда, настойчивости в ее реализации.

Цель самообразования педагога ДОУ:

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;
  • углубление знаний по разным методикам;
  • повышение общекультурного уровня педагога;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

  • Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
  • Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

Этапы самообразования:

1.Выбор темы (включает в себя):

Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель  и задачи самообразования, и составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать.

2.Планирование работы по теме самообразования

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы и сроки отчёта по данной теме.

3.Теоретическое изучение проблемы

В течение учебного года педагогом ДОУ, по своему плану самообразования, ведется работа по выбранной теме:

  • знакомство с предметом изучения, накопление материала;
  • изучение необходимой научно-методической литературы;
  • изучение передового педагогического опыта;
  • участие в ГМО для обогащения опыта работы;
  • при необходимости организуется прохождение курсов повышения квалификации;
  • участие в семинарах, консультациях, выступление с докладом об опыте работы на педагогическом совете;
  • ведение отчетной документации.

4.Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике):

  • мониторинг по выбранной теме в начале и конце учебного года;
  • анализ условий, необходимых для реализации изучаемой темы;
  • разработка и проведение образовательных ситуаций, бесед, праздников и развлечений;
  • организация выставок детских работ;
  • организация кружковой деятельности;
  • реализация творческих проектов в группе;
  • изготовление пособий и атрибутов, картотек и т. д.;
  • создание современной предметно-развивающей среды в группе;

5.Подведение итогов самообразования.

В конце учебного года педагог анализирует свою деятельность.

Формой отчета могут быть: выступление с докладом, проведение открытых просмотров в ДОУ, презентация созданной развивающей среды, продукта деятельности, педагогических наработок, публикация статей, обобщение опыта работы.

Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практике дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило 3 года.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе работы, ведь самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно:

  • разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения и воспитания детей;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых просмотров НОД по собственным, новаторским технологиям;
  • проведение семинаров, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме;
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Самообразование не должно сводиться к написанию докладов и оформлению красочных папок.

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего  вида № 11» НМР РТ

Методические рекомендации

«Как правильно провести мастер-класс»

Подготовил:

старший воспитатель

О.В. Кузянина

2019 г.

Мастер-класс имеет определенную структуру:

  1. теоретическую часть;
  2. показ или демонстрацию технологии процесса;
  3. практическую часть – создание продукта;
  4. презентацию продукта (афиширование);
  5. выводы (рефлексию).

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов:

Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д.

Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.

Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.

Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.

Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.

Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.

Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.

Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.

Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.

Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего  вида № 11» НМР РТ

Методические рекомендации

«Основные подходы к Квест - технологии»

Подготовил:

старший воспитатель

О.В. Кузянина

2019 г.

ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

ЗАДАЧИ:

1. Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении.

2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест-технологии.

Квест ( заимствование   англ .  ) Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей).

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:

поддержка разнообразия детства;

сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;

реализация программ дошкольного образования происходит в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий.

Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.

Виды деятельности

Познавательно

-исследовательская

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

Изобразительная

Музыкальная

КЛАССИФИКАЦИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ на сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы .

СТРУКТУРА КВЕСТА

  • Оценка. Приз. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)
  • Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
  • Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
  • Информационная - приобретение детьми нового знания;
  • Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
  • Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Хочется особо обратить внимание на последний этап. Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная - приобретение детьми нового знания;

Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;

Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Этапы игры

Требования к заданиям:

Принципы:

- оригинальность

Условия:

1. Доступность

- доступность

- адекватность ситуации

1. Безопасность игр.

2. Системность – логическая связь заданий между собой

2. Соответствие игр возрасту, зонам актуального и ближайшего развития детей.

3. Эмоциональная окрашенность заданий

3. Мирный способ решения споров и конфликтов.

4. Расчет времени.

5. Разнообразие детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап . Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

Алгоритм создания игры

Определите для какой целевой аудитории будет предназначена игра

Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате

Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам, чтобы цель игры оказалась достигнута?», а потом пропишите инструкцию дословно.

Подумайте, на что похоже предполагаемое инструкцией действие, какие образы у вас возникают, также учтите возраст и другие особенности целевой аудитории и основную идею программы. Обобщив эти данные, придумайте игровую метафору, интригу игры.

Исходя из получившейся метафоры, придумайте вашей игре красивое название.

Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).

Еще раз представьте себе игру и оцените, каковы ее ресурсы как для самих участников, так и для ведущего, помимо очевидных (исходя из самой цели игры).

Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте вопросы для обсуждения, содержательного анализа после игры.

Подумайте над вариантами модификации игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...