Принцип гуманизации воспитания
статья (старшая группа)

Реализация принципа гуманизации в ДОУ обеспечивает условия для полноценного своевременного развития детей, для развития творческого потенциала, для достижения оптимального уровня развития каждого ребенка и обеспечение достаточного уровня подготовки детей к школе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Принцип гуманизации воспитания15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип гуманизации воспитания

Гуманизация (от лат. (humanus) — человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.

Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

· гуманного отношения к личности воспитанника;

· уважения его прав и свобод;

· предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

· ненасильственное формирование требуемых качеств;

· уважения права человека быть самим собой;

· уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

· уважения прав и свобод воспитанника (И. П. Подласый).

Идеи гуманизации воспитания и обучения детей находят широкое отражение в трудах Я. А. Коменского. Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского и др.

Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.

Модификация содержания дошкольного образования, связанная с социально-экономическими изменениями в стране, привела к новой «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Довыдов, В. А. Петровский и др.). Ее основные идеи — гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей, самоценность дошкольного детства.

А. В. Запорожец отмечал, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение; при построении обучения и воспитания дошкольников необходимо учитывать, что развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме.

Н. Михайленко, Н. Короткова предложили осуществлять гуманизацию и повышение эффективности педагогического процесса в детском саду по следующим направлениям:

· изменение формы общения с детьми, ориентированного на личностное своеобразие каждого ребенка с установлением доверия и партнерских отношений;

· обновление формы и содержания обучающих занятий: от фронтальных - к работе с небольшими подгруппами детей, сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития содержания;

· насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющие кругозор ребенка;

· преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.

Суть личностно-ориентированной модели - педагог должен воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами. Воспитатель должен чаще разговаривать с детьми, интересоваться их домашними делами, настроением, планами сегодняшней жизни в саду.

Ведущей формой организации обучения должна стать групповая, которая обеспечивает высокую активность детей, устанавливает обратную связь, учитывает продвижение каждого.

Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуются элементы специфической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в свободной совместной деятельности с воспитателем.

Предметная среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель подключается к деятельности детей в конфликтных ситуациях, требующих его вмешательства, или при необходимости помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

Таким образом, действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду, по мнению Н. Михайленко, Н. Коротковой, возможна при соблюдении следующих требований:

1. переориентация отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку как к равному субъекту.

2. деидеологизация педагогического процесса, ориентация на формирование у детей общечеловеческих ценностей.

3. использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную совместную деятельность самих детей и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

4. сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей.

5. учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении различных бытовых и гигиенических процессов, недопустимость насилия над ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

12 принципов правильного воспитания ребенка.

12 принципов правильного воспитания ребенка."Каждый малыш – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает резонный вопрос – а бывает ли “правильное воспитан...

Пять принципов позитивного воспитания

Существуют пять важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей и в полной мере развить внутренний потенциал.  Вот эти принци...

ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Ныне...

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ. Доклад выступления на методическом объединении.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ.            Доклад  выступления  на  ...