ПРОГРАМА КРУЖКА «Я – ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ»
материал

Рыжикова Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_obzh.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Остерский детский сад «Солнышко»

        Утверждаю:

                                                                                         Заведующий МБДОУ

                                                                                         «Остерский детский

                                                                                          сад  «Солнышко»

           ______Т.М.Трифонова                                      

ПРОГРАМА КРУЖКА

«Я – ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ»

                           

     Программа рассмотрена на

     педагогическом Совете

     протокол №___от_________ 

 

                 

2018

Содержание программы

№п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

 Цели и задачи реализации Программы

3

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4

    Формы организации по формированию основ безопасного поведения.

5

1.5

Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.

7

1.6

Планируемые результаты освоения программы. (Целевые ориентиры)  

9

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание работы по музыкально – ритмическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте

10

2.2

Виды музыкально - ритмических движений

15

2.3

Тематический план

17

2.4

Формы работы по разделу «Музыкально – ритмические движения»

51

2.5

Технологии обучения

53

2.6

Структура занятия

55

2.7

Порядок работы над танцем

56

2.8

 Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ, с семьями воспитанников и социумом

61

2.9

Способы и  направления поддержки детской инициативы

62

III

Организационный раздел

3.1

 Регламент организованной  образовательной деятельности

63

3.2

Материально-техническое обеспечение Программы

64

3.3.

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде

66

3.4.

3.4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса  

68

3.5

Мониторинг освоения Программы

69

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесут ли взрослые до его сознания необходимые знания о безопасности, будет зависеть жизнь малыша.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. 
         У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан. 
        Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.

Опираясь на пособие К. Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников», материалы парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. А. Авдеевой и др. были определены цель кружковой работы, задачи и четыре основных раздела содержания материала.

 Цель программы: подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

  Задачи программы:

- Дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности;

- развивать сообразительность, выдержку, умение делать элементарные выводы, способность к предвидению возможной опасности;

- Воспитывать самостоятельность, ответственность, привычку в соблюдении правил безопасности.

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что  определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

Перспектива: Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями и распространение опыта работы.

 Принципы программы:

   Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

   Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

   Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.

   Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

   Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

 Формы организации по формированию основ безопасного поведения.

• Познавательные занятия  

• Беседы

 • Рассказ

 • Рассказ – объяснение

 • Работа с наглядным материалом

 • Дискуссии

• Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)

• Игровые ситуации - загадки • Моделирование ситуаций

• Просмотр тематических фильмов

 • Просмотр мультфильмов

• Конкурсы

 • Викторины

 • Кроссворды

• Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)

• Развлечения

• Праздники

 • Экскурсии и т.д

Целевые ориентиры детей 6-8 лет, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 8 лет)

Безопасное поведение в природе.

Формировать основы экологической культуры.

Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.

 Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

 Безопасность на дорогах.

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

 Расширять представления детей о работе ГИБДД.

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

 Безопасность собственной жизнедеятельности.

Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы).

Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).

 Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

   Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе. Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Может предварительно обозначить тему игры; заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами. Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями. Проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения. Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество. Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем. Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности. Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

    Целевые ориентиры к 7 годам Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.         Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Развита крупная и мелкая моторика; ребёнок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Планируемые результаты освоения программы

  • Безопасное поведение Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.
  • Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора.
  • Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный ход», «Пункт медицинской помощи».
  • Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный, пешеходный переход «Зебра».
  • Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
  • Знает и рассказывает о мерах предосторожности, связанных с опасными предметами дома (электрические приборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы, химические вещества, легковоспламеняющиеся предметы и жидкости).
  • Четко знает номера телефонов служб экстренной помощи «01», «02», «03», звонок с сотового телефона «112».
  • Имеет представление о способах поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился».
  • Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе. 

Четыре основных раздела:

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Бережем свое здоровье.

Безопасность на дорогах и улицах.

Безопасный отдых на природе.

   В первый раздел входит ООД направленная на формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми.

    Второй раздел решает задачи постижения ребенком знаний о физическом здоровье человека и направлен на формирование ценностей здорового образа жизни.

Задачами третьего раздела является рассмотрение основ безопасного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.

И наконец, последний раздел, способствует формированию у дошкольников знаний об окружающем мире, навыков безопасного поведения на природе.

Продолжительность организованной образовательной деятельности – 30 минут (1 раз в неделю). Кружок проводится по вторникам.

Сентябрь

Мониторинг – выявление уровня знаний о безопасном поведении.

Октябрь

1 неделя - Беседа «Правила безопасного поведения в группе»

(рассматривание обстановки в новой возрастной группе, актуализация и закрепление правил безопасного поведения)

2 неделя - Съедобные и несъедобные грибы

3 неделя - Правила безопасного поведения на улицах

4 неделя - Как мы дышим

5 неделя - Один дома

Ноябрь

1 неделя - Съедобные ягоды и ядовитые растения

2 неделя - Всемирный день памяти жертв ДТП (15 ноября)

Твои помощники на дороге

3 неделя - Как вызвать полицию

4 неделя - «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко»

Декабрь

1 неделя - Как устроен мой организм

2 неделя - Взаимосвязь и взаимодействие в природе

3 неделя - Дорожные знаки

4 неделя - Правила поведения вблизи новогодней ел

Январь

1 неделя - Каникулы

2 неделя - Каникулы

3 неделя - Отдых зимой. Небезопасные зимние забавы

4 неделя - Опасные участки на пешеходной части улицы

5 неделя - Правила первой помощи

Февраль

1 неделя - Использование и хранение опасных предметов

2 неделя - Контакты с животными

3 неделя - В городском транспорте

4 неделя - Одежда и здоровье

Март

1 неделя - Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

2 неделя - О правильном питании и пользе витаминов

3 неделя - Будем беречь и охранять природу

4 неделя - Катание на велосипеде в черте города

Апрель

1 неделя - Правила поведения при грозе

2 неделя - Поведение ребенка на детской площадке

3 неделя - Соблюдаем режим дня

4 неделя - Опасные ситуации дома

5 неделя - День пожарной охраны (30 апреля)

Огонь – наш друг, огонь – наш враг

Материально – техническое обеспечение

  • Выбор оптимальных условий и площадок для проведения мероприятий
  • Материалы для оформления и творчества детей
  • Наличие канцелярских принадлежностей
  • Аудиоматериалы, видеоматериалы
  • Видеотехника.
  • Музыкальный центр
  • Экран
  • Проектор

Организация предметно-развивающей среды по формированию основ безопасности с учетом ФГОС «»

В детском саду дети получают навыки обращения с опасными предметами и умения выходить из сложных жизненных ситуаций, через содержание образовательной области «Безопасность». У нас в группе мы организовали предметно-пространственную развивающую среду по формированию основ безопасности с учетом ФГОС:

1. Доступный и удобный уголок безопасности, в который вошли плакаты по ОБЖ«Правила поведения на природе», «Уголок безопасности«Правила пожарной безопасности» - для рассматривания разных жизненных ситуаций; макет «Город» - для моделирования и обыгрывания этих ситуаций; набор дорожных знаков – для закрепления разных видов транспорта, правил дорожного движения и дорожных знаков.

2. Дидактические и настольно-печатные игры: домино «Транспорт», лото «Дорожные знаки»«Сигналы регулировщика»«Важные профессии»- для развития мышления, внимания, закрепления полученных знаний.

3. Иллюстрированный материал«Опасные предметы»«Безопасность в быту» помогают знакомить детей с опасными предметами и способами обращения с ними.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм«Мы пожарные»«Спасатели»«Регулировщик»«Водители»«Улица». В играх дети самостоятельно применяют модели поведения.

5. Папки передвижки, памятки и консультации в уголке для родителей, помогают совместно с родителями прививать навыки поведения дома и на улице.

6. Художественная литература – помогает детям думать, размышлять, делать выводы.

7. Оборудование на игровой площадке «Пешеходный переход»- обыгрываем правила дорожного движения.

Организованная предметно-пространственная среда помогает нам обучению наших детей безопасному поведению в детском саду и за его пределами.

Мониторинг освоения Программы

Показатели для сводной таблицы:

«В» - высокий уровень развития;

 «С» - средний уровень развития;

 «Н» - низкий уровень развития.

 Оценка уровня развития по образовательным областям:

 1балл - не отвечает, отказывается от ответа, делает все не правильно, часто ошибается

 2 балла – нуждается в пошаговой помощи педагога, делает несколько ошибок

3 балла – выполняет самостоятельно, все безошибочно

Музыкальный зал

Уголок ОБЖ

Информационные ресурсы

Авдеева Н. Ю., Стеркина Р., Князева О. Безопасность. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 57 с.

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. – 43 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка по пожарной безопасности "Огоньки"

Планирование работы по пожарной безопасности в детском саду...

Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  (5- 6 лет)  МБДОУ «ЦРР &nda...

Программа кружка "Малыш и безопасность" Старшая группа.

Цели,задачи,актуальность,план мероприятий программы....

План работы кружка "В мире безопасности" с детьми 2-й младшей группы.

Формирование основ безопасности согласно ФГОС: безопасное поведение в природе. безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности....

Отчет о работе кружка «Я за безопасность» 2018-2019 год.

С начала учебного года с сентября 2018г. Я начала вести кружок «Я за безопасность», подобрала программу, составила план работы на весь учебный год с учетом возрастных особенностей наших де...

Программа кружка 12 гр Безопасная дорога старшая группа

В нашей стране проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) является весьма актуальной. Статистика показывает, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастн...

Програма кружка "Пластилинка"для детей 4-5лет

В данной программе составлен перспективный план работы с детьми 4-5 лет по нетрадиционной технике рисования пластилинография...