«Создание педагогических условий для успешной реабилитации кохлеарно имплантированных дошкольников»
статья по коррекционной педагогике

В данной статье автор раскрывает опыт работы образовательного учреждения по созданию педагогических условий для успешной реабилитации кохлеарно имплантированных дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupenie_bakieva_m.v.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар на тему:

«Оказание коррекционно-развивающей помощи обучающимся с нарушением слуха после кохлеарной имплантации».

Выступление на тему:

 «Создание педагогических условий для успешной реабилитации

кохлеарно имплантированных дошкольников»

М.В. Бакиева, воспитатель,                                                                                                        

                                                                               казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья №1»,

 г. Нижневартовск.

Аннотация. В данной статье автор раскрывает опыт работы образовательного учреждения по созданию педагогических условий для успешной реабилитации кохлеарно имплантированных дошкольников.

Ключевые слова. Кохлеарный имплант, психолого-педагогическая коррекция, слухоречевая реабилитация, слухоречевая среда, социально-психологический статус.

Право на качественное образование для ребенка — одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ОВЗ. Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ.

Особую категорию среди детей с нарушенным слухом представляют дети, перенесшие КИ. И чем раньше проведена операция, чем раньше оказывается целенаправленная психолого-педагогическая реабилитация, тем больше шансов у ребенка встать на естественный путь развития коммуникации и речи.

В нашем образовательном учреждении созданы все условия для успешной реабилитации таких детей. Чтобы слухоречевая реабилитация проходила успешно педагоги нашего детского сада  постоянно ищут эффективные методы и приемы для коррекционной работы с данной категорией детей.

Главным условием в успешной реабилитации детей после КИ является слухоречевая среда, которая предполагает мотивированное общение всех участников образовательного процесса. Жизнь ребёнка в дошкольном отделении связана с проведением различных режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, НОД, сборы на прогулку и т.д.). Мы учим детей пользоваться устной речью, постоянно оречевляя свои действия.

Ежедневная бытовая деятельность создаёт условия для общения детей с взрослыми и между собой. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей, использования речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий.  

Предметно-развивающая среда группы выстроена таким образом, что тоже оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка. С целью овладения лексико-грамматическими формами языка как основой речи в группе организованы стенды, содержащие речевой материал на разные темы: «Игрушки», «Посуда», «Уголок наблюдения», «Мое настроение», «Уголок художника», «Кто дежурный», «Дни недели» и т.д.  У детей с КИ преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.

В своей профессиональной деятельности педагоги нашего дошкольного отделения используют как традиционные, так и инновационные технологии – это и игры с песком, и «ТИКО-моделирования»,  интерактивные игры (ИД), личностно - ориентированная технологии и др., которые позволяют по-новому использовать в педагогической работе дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры и творческие задания. Применение ИД позволяет нам развивать у детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, повышает уровень готовности ребенка к школе. Но, я хочу отдать должное внимание игровой технологии, которая превращает любую поверхность в сенсорный экран при помощи датчика KINECT. Это образовательные подвижные занятия, в которых дети управляют интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря этой технологии ребята больше не сидят у монитора, а в движении учатся в процессе игры, развивают мышление, координацию и память. Мы используем в своей работе комплекс «Играй и развивайся», в комплекс входят занятия по «Развитию речи», «Окружающему миру», «Правила дорожного движения». С их помощью дети с КИ качественно усваивают сложный материал. Все виды игр активизируют мыслительную речевую деятельность ребёнка. Кроме того, они предотвращают утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность коррекционной работы в целом.

Для обогащения словарного запаса детей с нарушенным слухом очень эффективно использование в работе перфокарт, схем и мнемотаблиц, которые также помогают детям   составлять описательные рассказы, заучивать стихи. Дети с КИ достаточно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Также, в своей работе мы используем приобщение к художественной литературе. При закреплении произношения звуков и слов в коррекционной работе в чтение. Детям с нарушенным слухом опора на рисунок буквы и написанное слово помогает запомнить, как они произносятся. Глобальное чтение (чтение целыми словами) играет большую роль у детей с нарушенным слухом в развитии языковой системы и речи. Читая слово, ребёнок с КИ запоминает, как называется предмет. Существует прямая зависимость между развитием речи ребёнка и координацией движений пальцев рук, поэтому развитию мелкой моторики рук уделяется много внимания. С этой целью по каждой речевой теме подбираются пальчиковые игры, которые включаются в утреннюю коррекционную гимнастику, НОД, физминутки. Словесное сопровождение этих игр способствует обогащению словарного запаса, развитию интонационной выразительности речи, развитию слухового внимания и памяти, восприятию ритма речи.

Одним из эффективных направлений в работе по развитию речи кохлеарноимплантаированных детей является проведение бинарных занятий, которые обладают огромным воспитательным потенциалом, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы. Партнерская позиция педагогов способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, формирует умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Проблемы социализации детей после КИ решаются только посредством целенаправленного коррекционного воздействия всеми участниками образовательного процесса. В реабилитационной работе с детьми, перенесшими КИ принимает участие целая команда специалистов–учитель-дефектолог (сурдопедагог), воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Вся работа ведется в тесной связи с родителями Мы рекомендуем родителям развитие речи соединять с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим–созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребёнком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний. Именно родители через целенаправленное эмоциональное общение с ребенком способствуют выработке первичных коммуникативных умений и далее развитию речи и базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Мы поэтапно направляем родителей, обучаем взаимодействию с собственными детьми на уровне эмоционального общения, «эмоционального диалога». Повышаем педагогическую культуру родителей через создание открытого информационного пространства (сайт ОУ, форум, группы в социальных сетях). Привлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс, а именно, участие членов семьи в родительских собраниях, образовательных проектах, проводим мастер–классы, совместные праздники и спортивные досуги. Совместное создание активной развивающей среды для детей с КИ обеспечивает единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе.

            В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением   разнообразных методов и приемов, у детей с КИ достаточно быстро наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии, позволяющем им продолжить обучение в общеобразовательной школе. При условии сохранного интеллекта, формирование речи после КИ идёт по этапам развития речи слышащих детей.  Хорошая реабилитация – залог качественного обучения, а качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации. Реабилитация дошкольников с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью можно рассматривать подготовку для обучения в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...

«Создание современных условий, для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»

Успех музыкального развития личности ребёнка зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музы...

Создание педагогических условий для социально-коммуникативного развития дошкольников

Статья посвящена созданию педагогических условий для социально-коммуникативного развития дошкольников. ...

"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".

Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....

Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации, личностного роста детей с ОВЗ, получения ими образовательного и социального опыта

На сегодняшний день для специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важнейшей задачей является обеспечение  психолого-педагогических условий для успешной адаптации...

Авторская программа "Звуковой сундучок" по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции и созданию оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи....