Создание педагогических условий для социально-коммуникативного развития дошкольников
статья

Сафронова Ольга Александровна
Статья посвящена созданию педагогических условий для социально-коммуникативного развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_ns.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание педагогических условий

для социально-коммуникативного развития

дошкольников в игровой деятельности.

Статья

Автор:

Сафронова Ольга

Александровна

ГБ ДОУ № 27

Адмиралтейского района города Санкт-Петербург

В педагогической деятельности работа по социально-коммуникативному развитию занимает особое место. Часто эта работа сильно формализована, не достаточно эффективна. Мы стараемся уйти от старых стереотипов, и организовали все условия для социально-коммуникативного развития детей.

Наш детский сад работает по программе «Сообщество» авторы: Кирстен А. Хансен, Роксана К. Кауфман, Кейт Бэрк Уолш. Свободное перемещение детей по центрам активности, самостоятельный выбор деятельности и партнеров – уникальная и неотъемлемая часть этой программы.

В нашей группе (среднего дошкольного возраста) была организована предметно-развивающая среда для развития игровой деятельности детей. В группе нет высокой мебели,  максимальное количество открытых полок, все доступно для детей. Все центры активности связаны между собой. Мы постарались организовать их с учетом гендерной специфики детей, оставив мальчикам возможность большего освоения игрового пространства.

Еще в начале года, для создания социальной ситуации развития детей, были совместно с детьми обговорены и установлены правила нашей группы. Это список принципов, которыми стараемся руководствоваться и мы - педагоги, и дети:

  1. Нельзя обижать друг друга.
  2. Когда играешь, нужно договариваться: как делить игрушки, как играть дальше.
  3. После игры все игрушки нужно раскладывать по местам.
  4. Если желанная игрушка занята, надо договориться с помощью воспитателя о времени (заодно расширяем представления о времени, минутах), через которое игрушку дадут следующему ребенку.
  5. Когда ребенок играет в автомобиль с помощью руля, ему нужно получить «права» у воспитателя, ответив на несколько вопросов «о правилах вождения в группе». Детям это очень нравится. Для полицейского  мы тоже изготовили удостоверение, которое он должен предъявлять, если останавливает «водителей».
  6. Все атрибуты-заместители лежат в специальных баночках, и после игры их нужно обязательно рассортировывать и раскладывать обратно.
  7. Рисовать, разукрашивать, рассматривать книги и картинки, играть с мелким конструктором «Лего» и в настольные игры только за столом.

Все атрибуты для сюжетно-ролевых игр лежат в отдельных прозрачных контейнерах. Дети берут их в любой момент игры, могут дополнять игру с помощью предметов-заместителей, соединять сюжеты между собой.

Очень большую помощь в создании условий для игровой деятельности детей оказывают родители. Многое делается их руками, и даже организация развлечений по темам сюжетных игр. Целью таких совместных мероприятий с родителями является расширения представлений детей о профессиях.

Кроме того, мы во время проведения родительского собрания в середине года просили родителей побеседовать с детьми о своих профессиях, доступным языком объяснить, что именно они там делают, о ее важности, а во время зимних каникул обыграть. Задача родителя увлечь ребенка игрой. В качестве сотрудников лучше использовать других членов семьи, если такой возможности нет, можно использовать игрушки).

Такие игры стимулировали разнообразие игровой деятельности, расширили представления детей о родителях, их профессиях, видах производств в нашем городе. В результате мы пополнили предметно-развивающую среду атрибутами для игры в офис (компьютер, телефон, папки, «принтер»), в школу (тетради, ручки, «журнал»), и в фотостудию.

Перед организацией сюжетно-ролевой игры мы проводим с детьми беседы, обращаясь к их опыту. Например, после проведения в саду вакцинации от гриппа, мы беседовали с детьми о том, как выглядела медсестра, обращали внимание на то, что она в перчатках, в халате, в шапочке, активизировали мышление детей вопросом «для чего?» Спрашивали, как она с ними говорила, и почему? Какую витаминку дала, за что? Конечно, старались вызвать только положительные воспоминания, не акцентируя внимание на том, что могло быть неприятно, больно, страшно, хвалили за храбрость и стойкость. Мы постарались объяснить детям, для чего им ставили прививки, что это такое. Дети сразу обыграли ситуацию, поставили прививки всем куклам, и согласным играть роль «пациентов» товарищам. Заметив, что далее игра не продвигается, мы предложили дополнить сюжет. И вскоре, куклы «отказавшиеся» от прививки, болели гриппом, их пришлось лечить. На этом моменте мы старались не говорить детям, чем лечить, а расспросили детей, что у них болит, когда они простывают, как и чем их лечат дома. Далее игра двигалась вновь без нашего вмешательства. Уже без «помощи» педагогов у кукол-пациентов разболелись животы и уши, нашлись средства и методы лечения.

Для социально-коммуникативного развития также необходима театрализованная деятельность. Обыгрывая героев сказок, дети лучше понимают сюжет, логику действий героев. В нашей группе созданы возможности для разнообразных театрализованных игр:

  • Кукольный театр
  • Настольный театр картинок
  • Настольный театр игрушек
  • Теневой театр
  • Театр на фланелеграфе

Имеются разнообразные музыкальные инструменты. В уголке имеются маски  и элементы костюмов персонажей сказок. С помощью масок мы организовываем игры-драматизации по сказкам «Козлята и волк», «Теремок», «Колобок» и т.д. игры – драматизации стихотворений, коротких рассказов. Изготовление и подбор атрибутов для игр-драматизаций, инсценировок сказок проходит совместно с детьми и родителями.

В данное время мы готовим постановку сказки «Репка», и впервые будем выступать не перед малышами, а перед всем детским коллективом сада и родителями.

        Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности:  голоса, пантомимики, мимики, жеста.  Дети учатся самостоятельно распределять роли, проигрывают их, используя соответствующие костюмы, нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, что способствует расширению рамок социального познания.  Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной  роли. Осваивая социальную роль в игре, дети  приобретают более полный жизненный опыт,  насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют  знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

        В заключение важно подчеркнуть:  дошкольный возраст сенситивен для социально-коммуникативного познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам активно осваивать мир людей, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли.  Целесообразно организованная работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников полноценно обеспечивает развитие их индивидуальности, подготавливает к новому социальному качеству.

Нам удалось создать самое главное условие для социально-коммуникативного развития детей – доверительные отношения, ситуацию эмоционального благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»

Мои консультации для родителей помогут им развивать творческие способности детей дома....

«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Следуя ФГОС ДО, одним из основных  условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...

Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников при взаимодействии со сверстниками и взрослыми через использование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО"

Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные дети, да и их родители всё...