Описание опыта работы на тему: «Создание организационно-педагогических условий формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР »
методическая разработка на тему

Бедушкина Елена Витальевна

Представленный опыт работы на конкурс "Воспитатель года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx108.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад №50  города Ставрополя        

                   

          Воспитатель

                                                            Бедушкина Елена Витальевна

Описание опыта работы на тему:

«Создание организационно-педагогических условий формирования  социально-коммуникативной   компетентности                  

        старших дошкольников с ОНР »

г. Ставрополь, 2016 г.

«Умение ребёнка позитивно общаться

позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

 Выготский Л.С.

Актуальность и проблематика  представляемого педагогического опыта

 В Концепции модернизации российского образования на период 2013-2020 гг. подчеркивается: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития дошкольника, взаимодействия его с окружающим миром становится особо актуальной на современном этапе.     

В настоящее время социальное и коммуникативное развитие подрастающего поколения вызывает серьёзную тревогу. Всё чаще взрослые  сталкиваются с нарушениями в сфере общения  детей дошкольного возраста. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.  Дети стали меньше общаться не только     со взрослыми, но и друг с другом. Общение дошкольников с людьми и игровое взаимодействие со сверстниками  зачастую заменяется   просмотром телевизора или компьютерными играми.

         ФГОС дошкольного образования выделил  несколько направлений развития личности дошкольников, среди которых важное место занимает формирование социально – коммуникативной компетентности, а именно:   положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, социального и эмоционального интеллекта. Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе  дошкольного.

Я работаю в дошкольном образовательном учреждении в группе комбинированного вида, где воспитываются дети  с нормальным речевым развитием и имеющие тяжёлые  нарушения речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание). Обе категории воспитанников испытывают трудности в общении, имеют проблемы в социально-коммуникативном  развитии, низкую инициативность в игровой деятельности, предпочитают  пассивные  роли, не умеют  улаживать конфликты, не владеют адекватными вербальными и невербальными средствами  выражения своего внутреннего эмоционального состояния.  Когда же дети с ОНР начинают осознавать свои речевые особенности (с 5-6 лет), они становятся нерешительными, замкнутыми и даже агрессивными в общении со сверстниками и взрослыми. Таким образом, в моей профессиональной деятельности стало актуальным обеспечение организационно-педагогических условий формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников.

История темы педагогического опыта в педагогике

Проблема социально-коммуникативной компетентности  была актуальна с давних времен. Такие известные педагоги и философы, как  Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский   обращали внимание на раннюю  социализацию ребенка. Существование человечества немыслимо без социально-коммуникативной деятельности. Человек постоянно запрашивает, передаёт  и хранит информацию в процессе коммуникации независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности.

Такие авторы, как Г.Э.Белицкая, Н.И.Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В.Коблянская, Л.В.Коломийченко, С.Н.Краснокутская,  А.Б.Кулин,        В.Н. Куницын, О.П. Николаев, К. Рубин, В.В. Цветков и другие раскрывают сущность социально-коммуникативной компетентности.  Анализ психолого-педагогических исследований Л.В.Трубайчук, Р.М.Чумичевой,                  О.А. Шварцман, М.И.Лисициной, В.С. Мухиной, А.А.Люблинской, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.В.Нищевой    позволяют сформулировать понятие «социально-коммуникативная компетентность» детей старшего дошкольного возраста, в том числе с ОНР.

     Итак, социально-коммуникативная компетентность старшего дошкольника – это интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны,  осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой – быть частью коллектива, общества,  выстраивать отношения с  учётом  интересов  других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

     По мнению О.В. Дыбиной, в структуру социально-коммуникативной  компетентности  входят следующие умения:

- понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый,    

   грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём;

- получать необходимую информацию в общении;

- вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

- отстаивать своё мнение, не ущемляя интересов другого человека;

- принимать  участие   в   коллективных делах, договариваться, уступать;              - принимать и оказывать помощь;

- адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.                          

Понимание эмоционального состояния собеседника и умение выразить его речевыми средствами одно из важных составляющих социально-коммуникативной компетентности. Проблемой  формирования эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста занимался кандидат педагогических наук                     И. Ю. Кондратенко. Им были  представлены основные направления и формы работы, описаны традиционные и инновационные способы активизации

эмоциональной лексики в процессе коммуникации детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Создание педагогических условий для формирования социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста явилось предметом исследования современных ученых: А.Б Добрович,       В.А Кан-Калика, Н.Д Никандрова, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и др.

Таким образом, компетентностный и деятельностный подходы к формированию социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста является  одним из приоритетных направлений образования.

Цель и задачи работы

Цель: создать оптимальные  организационно-педагогические   условия формирования  социально-коммуникативной   компетентности старших дошкольников с ОНР в интегрированном образовательном пространстве.

Задачи:

- обогащать  опыт  сотрудничества,  дружеских  взаимоотношения    со   сверстниками и взаимодействия со взрослыми;

-  развивать    социальный  и эмоциональный  интеллект, эмоциональную      отзывчивость,  эмпатию;

- формировать способность использовать вербальные и невербальные средства общения (визуальные, эмоционально-мимические, жестовые)           в процессе взаимодействия;

-  способствовать формированию положительной самооценки, уверенности     в себе, осознания роста своих достижений;

-  обеспечить сотрудничество   и  сотворчество      с семьями    воспитанников

в области формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.  

Организационно-педагогические условия формирования  социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОНР:

- социальная ситуация развития, формирующая потребность в общении         со взрослыми и сверстниками;

-  совместная деятельность (ведущая игровая);

- образовательная деятельность с учетом зоны ближайшего развития и перспективного развития дошкольника с ОНР;

- создание в группе  коммуникативно-игровой среды, то есть  игрового пространства, смоделированного  так, чтобы дети были вынуждены вступать в общение;

- использование таких форм работы, чтобы дети могли заниматься различными вида деятельности  в присутствии сверстника и обеспечивалась достаточная речевая практика.

Этапы реализации:

1. Организационно-подготовительный (констатирующий):

- изучение  научно-методической литературы, нормативных документов, определяющих деятельность ДОУ по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников на современном этапе развития образования;

- подбор   диагностических методик и критериев  психолого-педагогической диагностики степени сформированности социально-коммуникативной компетентности воспитанников;

- анализ соответствия развивающей предметно-пространственной среды группы (далее РППС) для организации эффективной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности старших  дошкольников;

- подбор методов и технологий работы со всеми участниками образовательного процесса  по  обозначенной теме;

- внесение корректив в индивидуальную образовательную  траекторию каждого воспитанника с учётом результатов организационно-подготовительного этапа.

2. Основной (практический):

- апробация и внедрение  педагогически  целесообразных методов и технологий формирования социально-коммуникативной компетентности детей старшего  дошкольного возраста;

- организация проектной   деятельности, проведение  совместных детско-родительских акций;

- реализация     содержания   образовательной   области «Социально-коммуникативное развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

- выполнение рекомендаций и заключений педагогов и специалистов, внесённых в индивидуальном образовательном маршруте каждого воспитанника.

3. Заключительный (диагностико - аналитический) этап:

- контрольный  психолого-педагогический мониторинг степени достижения воспитанниками целевых ориентиров адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

- анализ результатов работы, описание и обобщение;

- корректировка индивидуальных маршрутов на следующий учебный год;

- популяризация педагогического опыта и практических материалов среди педагогов образовательного учреждения, города.

Организационно-подготовительный (констатирующий) этап

Психолого-педагогическая диагностика.

        С целью создания оптимальных организационно-педагогических условий  формирования социально-коммуникативной компетентности и внесения корректив в индивидуальные образовательные маршруты воспитанников  в начале учебного года педагогами и специалистами  была организована комплексная  педагогическая диагностика в соответствии с содержанием  адаптированной образовательной программы дошкольного образования и требованиями ФГОС. В результате получены следующие данные, характеризующие степень сформированности социально-коммуникативной компетентности воспитанников:

- воспитателем было отмечено, что около  70% детей неохотно  вступают в общение, пассивно следуют за инициативными детьми. Они  не считаются с интересами сверстников, не  могут высказать свою точку зрения, поэтому зачастую нарушается взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Многие воспитанники затрудняются в определении эмоциональных состояний сверстников и героев литературных произведений, при произнесении фразы не могут правильно передать нужные эмоциональные состояния;

- педагогом-психологом были так же выявлены нарушения  эмоционально-волевой сферы  у 72% воспитанников, неадекватная самооценка, высокая тревожность, импульсивность, низкая эмпатийность,  что  нарушало общение со сверстниками и взрослыми, отражалось на интеллектуальном и личностном развитии;  

- учитель-логопед отметила, что вербальные и невербальные средства общения используются воспитанниками значительно ниже возрастной нормы, эмоционально-оценочная лексика не сформирована у 75% воспитанников.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

                  Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования рекомендована реорганизация развивающей предметно-пространственной среды. Одним из условий формирования социально-коммуникативной компетентности является создание коммуникативно-игровой среды, которая бы обеспечивала  возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна быть доступная и безопасная, содержательно-насыщенная, полифункциональная, вариативная, трансформируемая.

                Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств - центров активности, это способствует взаимодействию дошкольников малыми подгруппами в 3-5 человек (познавательный, творческий, игровой, литературный, спортивный центры).

Для формирования социально-коммуникативной компетентности  и эмоционального интеллекта в групповой комнате  был создан «Центр Эмоций»       с дидактическими  пособиями и развивающими играми: «Галерея эмоций», «Мир эмоций», «Куб эмоций», «Экран настроения», «Создай эмоцию». Для снятия эмоционального напряжения организован «Уголок уединения», для развития коммуникативных навыков и  творческого воображения «Центр театральной деятельности», который в текущем учебном году дополнен новыми  видами театров (конусный, пальчиковый, театр ложек). Кроме этого, для снижения уровня конфликтности и гармонизации самооценки использовалась следующая атрибутика: «Ковер дружбы»,  «Островок злости», «Уголок топанья», «Подушка – колотушка», «Корона», «Царский трон» и «Хвалебные бусы».

Для формирования социально-коммуникативной компетентности использовались «Звонкий колокольчик» и  «Шумный мешочек», что  позволило повысить концентрацию внимания  активных детей, тяжело переключающихся с одной деятельности на другую.

                  В реорганизации и оптимизации   развивающей среды большую помощь оказывали  родители, которые активно участвовали  в наших проектах «Юные экологи Ставрополья», «Наше здоровье в наших руках», «Удивительный мир эмоций», что помогло пополнить наглядный и дидактический материал по теме «социально - коммуникативная компетентность дошкольников».

Основной (практический) этап

Практическая база опыта, технологии, совокупности

 способов и приемов работы

Социально – коммуникативная  компетентность  дошкольников с ОНР формировалась в непосредственно образовательной деятельности,  совместной  деятельности воспитателя и ребенка, в самостоятельной  деятельности  детей, а  также во взаимодействии с родителями и специалистами  в условиях интегрированного образовательного процесса ДОУ.

В работе по формированию  социально-коммуникативной компетентности воспитанников с ОНР нами  использовались следующие  методы и формы работы в рамках экспериментально-исследовательской проектной деятельности:

- беседы, обсуждения,  речевые ситуации  по следующей тематике «Что такое дружба», «Что такое дружная группа», «Что такое, когда все вместе», «Что такое честность», «Что такое больно», «Что такое обида», «Что делать , если не принимают в игру», «Что такое правило», «Что такое отзывчивость»,  «Что такое нарушение правил», «Слово не воробей, вылетит не поймаешь», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Что такое нельзя», «Как можно назвать человека по имени?», «Как можно пожалеть?», «Как можно

обратиться к другому человеку с просьбой?», «Как можно узнать настроение человека»;

- моделирование коммуникативных ситуаций с использованием пиктограмм, мнемотаблиц и элементов ТРИЗ:  «Сказка - наизнанку», «Что было потом?», «Фантастический анализ»,  «Разные сказки», «Вхождение в образ»;

- социо-игровая технология  (авторы Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и                  В. М. Букатов), включающая в себя игровые проблемные и поисковые ситуации,  тренинговые упражнения: «Найдем волшебные слова», «Секрет»,  «Подарок на всех»,  «Поводыри»,  «Приветствия» и др.;

- игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры;

- интерактивные формы обучения: работа в парах, в малых группах, «карусель», «цепочка», «интервьюирование», «хоровод», «аквариум»;

- психогимнастика, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера,  импровизация, проигрывание этюдов, например «покажи, как зайчик испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась» и т.д.;

- свободное и тематическое рисование;  

- чтение и обсуждение художественных произведений.  Многочисленные факты общения взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками эмоциональных представлений, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения, формирования начал нравственного сознания, эмпатии;

- ИКТ.

Исходя из особенностей дошкольников с ОНР,  нами для возникновения потребности в речи в каждой совместно-организованной деятельности обеспечивалось  главное условие общения - адресованность речи взрослому, сверстнику, сказочному персонажу,  нами стимулировалась  речевая инициатива каждого ребенка, осуществлялся  целенаправленный отбор содержания для обсуждения на основе  личного эмоционального,  бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта детей.  Широко использовались  различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Проанализировав полученный опыт работы по формированию социально – коммуникативной компетентности и научно-методические пособия  (Данилина Т. А.,  Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»,  Зедгенидзе В. Я.  «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»,  Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»,  Панфилова М. А. «Игротерапия общения», Рылеева Е. В., «Вместе веселее!», Семенака С. И. «Уроки добра», Шипицина Л. М. «Азбука общения»),   нами  были созданы картотеки игр, художественных картин, музыкальных произведений, которые успешно использовались  в работе.

        Все перечисленные выше методы и приёмы формирования социально-коммуникативной компетентности реализовывались посредством традиционных, инновационных и информационных технологий.

Работа с  родителями

ФГОС дошкольного образования ориентирует ДОУ на партнёрство с семьёй, вовлечение родителей в жизнь детского сада. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей  возможно реализовывать  поставленные задачи по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников.

На первом этапе (организационно-подготовительном)   мы ставили задачу повысить психологическую и педагогическую грамотность родителей, приобщить их  к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с семьёй по формированию навыков взаимодействия взрослых и сверстников.  

При работе с родителями воспитанников  нами также были использованы как традиционные формы, так и  инновационные (см. таблицу №1).

Наибольшую  результативность имела технология проектирования,  позволившая  оптимизировать взаимоотношения с родителями.     Привлекая родителей к работе над проектом, мы создавали   в группе дополнительные

 возможности для раскрытия способностей детей, реализации  творческого потенциала   всех     участников       проекта. Участие взрослых в проектной  

деятельности  способствовало росту   социально-коммуникативной компетентности  каждого ребенка.

         

           Опыт работы над проблемой, что проектная деятельность является  наиболее перспективной в решении задач социализации детей,  поскольку семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни детского сада. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей, демонстрируют положительные примеры взаимодействия с другими людьми.

   

Заключительный (диагностико - аналитический) этап

Комплексный  психолого-педагогический мониторинг, проведенный         в конце учебного года, показал положительную динамику в достижении целевых ориентиров адаптированной образовательной программы ДО. Повысилась речевая активность детей, вербальные и невербальные                        речевые средства стали  более разнообразными, расширился эмоциональный словарь, сформировались положительные эмоционально-мотивационные установки по отношению     к себе, сверстникам и взрослым. Дети приобрели навыки адекватного поведения в обществе, снизились конфликтность    и агрессивность, произошла позитивная социализация детей с ОНР. Исходя из полученных результатов работы по данной теме, в  индивидуальных маршрутах все специалисты  наметили  направления дальнейшей работы по формированию социально-коммуникативной компетентности.

        Педагогический опыт по теме «Создание организационно-педагогических условий формирования  социально-коммуникативной   компетентности    старших дошкольников с ОНР » был представлен на педагогическом совете ДОУ, по практическим материалам с педагогами проведены мастер классы.

Результаты  мониторинга социально-коммуникативной компетентности детей старшей группы, таблица 2.

Этапы,

сроки

проведения

Вступает во взаимодействие

со взрослыми и сверстниками

Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила

Имеет представления о что хорошо и плохо,

может дать нравственную оценку поступкам

Различает эмоциональные состояния и учитывает их в своём поведении

1

2

3

4

 

Нес.р.

П.р.

Н.р.

Нес.р.

П.р.

Н.р

Нес.р.

П.р.

Н.р.

Нес.р.

П.р.

Н.р.

Начальный

(Сентябрь2014)

10%

70%

20%

20%

65%

15%

25%

60%

15%

15%

70%

15%

Итоговый

(май 2015)

5%

40%

55%

10%

50%

40%

15%

40%

45%

10%

45%

45%

Нес.р. -  несоответствие развития    П.р. – проблемы развития   Н.р. – норма развития

1. Вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, таб.3

Нес.р. - с 20% до 10%

П.р. -  с 65% до 50%

Н.р. – с 20% до 55%

2. Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила поведения, таб.4

         

Нес.р. - с 10% до 5%

П.р. -  с 70% до 40%

Н.р. – с 15% до 40%

3. Имеет представления что хорошо и плохо, может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, таб.5

Нес.р. - с 25% до 15%

П.р. -  с 60% до 40%

Н.р. – с 15% до 45%

4. Различает эмоциональные состояния и учитывает их в своём поведении, таб.6

Нес.р. - с 15% до 10%

П.р. -  с 70% до 45%

Н.р. – с 15% до 45%

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет таким образом свои потребности, достигает цели.

Компетенция - содержательный компонент обучения.

Компетентность - свойство личности, определяющее ее способности к выполнению деятельности на основе сформированной компетентности.

Коммуникативная деятельность - процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Личность - человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития.

Образовательная область - совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной   программы,    обеспечивающих

усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии

Развитие личности - последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Библиография:

  1. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для воспитателей д/садов и родителей. - Якутск: Бичик, 1995.
  2. Анфисова, С.Е. Реализация компетентностно-ориентированного подхода к образованию в условиях дошкольного учреждения : учеб.-методич. пособие / С.Е. Анфисова. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 65 с.  
  3. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  4. Бабаева, Т.И. Роль игры в социокультурном развитии ребенка / Т.И. Бабаева // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.  
  5. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  6. Букатов В.М., Ершова А.П. Социо-игровые приёмы обучения. СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

  1. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. - М.: Педагогика, 1984.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014. – 528с.
  4. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.:ТЦ Сфера,2011. – 64с.
  5. Дубинина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и игровых упражнений.- М.: Книголюб, 2006.- 64 с. (Психологическая служба).
  6. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста : сб. науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2008. –138 с.
  7. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста.  М., 2007.
  8. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
  9. Интернет ресурсы.
  10.  ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»

Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы....

обобщение опыта работы по теме "Создание РППС в ДОО, способствующей патриотическому развитию дошкольников"

Материал был представлен в ходе работы муниципального методического ресурсного центра по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста"...

Выступление из опыта работы по теме: «Создание условий самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности»

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...

Сообщение из опыта работы на тему: "Создание условий для налаживания эмоционально – практического общения с взрослыми и сверстниками через организацию речевой деятельности»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на...

Представление опыта работы по теме: «Создание интерактивных обучающихся WEB-квестов для дошкольников».

Образовательный квест это поиск необходимой информации для выполненияиндивидуальных заданий указанным адресам  Мотивация деятельностипо (ссылкам)ц д индивидуализирует процесс обучения; задействует ...

Описание опыта работы по теме "Экологическое образование в условиях ФГОС ДО"

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже...

Обобщение опыта работы по теме: Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Вся  оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. В связи с этим мы считаем, что проблема...