Консультация для воспитателей на тему «Путешествие в мир загадок»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе малых фольклорных форм (загадок, поговорок, пословиц)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sochinyaem_zagadki.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 Выборгского района Санкт-Петербурга

Консультация

для воспитателей

на тему «Путешествие в мир загадок»

Клара Рауфовна Серкунова                                                                     учитель-логопед

высшей квалификационной категории                                                                       дата проведения: 01.12.2020 г

                                                                         

Санкт-Петербург, 2020

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе малых фольклорных форм (загадок, поговорок, пословиц)

Задачи:

- Ознакомление педагогического коллектива с основными способами сочинения загадок;

- Расширение словаря дошкольников на основе загадок;

- Совершенствование взаимодействия  учителя-логопеда с воспитателями в реализации обучения и развития воспитанников.

1 часть (теоретическая):

Загадка – это вид устного художественного творчества. Загадки, которые достались нам как культурное наследие прошлого,  в большинстве своем народные. В них в образной иносказательной форме отражены труд и быт людей, окружающий мир, явления природы, животные, птицы, растения. Язык современных загадок – литературных, имеющих своих авторов, нам более близок и понятен. Тем не менее многие народные загадки будут бесконечно нас радовать и удивлять. Они служат классическими образцами для сочинения новых загадок.

Загадки представляют собой вопрос или задание, в котором содержится образное описание предмета, его характерных особенностей и которое требует разгадки. Чаще всего загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной. С моей  точки зрения как логопеда, загадка  есть лучшая форма развития словаря, построения предложений, развития связной речи, а так же психических процессов: внимания, мышления.

Сочинение загадок – непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второстепенное и малозначащее. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Загадка в виде вопроса.

Кто на себе свой дом носит?

Кто всех пугается, под кустом спасается? (заяц)

  1. Загадка в виде логического задания, или загадка-смекалка.

У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (одна)

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру)

  1. Юмористические загадки, или загадки-шутки.

Каких камней нет ни в одном море? (сухих)

Кто была первая русская женщина, освоившая первый летательный аппарат? (Баба Яга)

  1. Указание лишь частей предмета и их количества.

6 ног. 2 головы. 1 хвост – что это такое? (всадник и лошадь)

  1. Перечисление действий предмета без его названия.

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака)

  1. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния.

Летом серый, зимой белый.

  1. Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет.

Маленький шарик под лавкой шарит.

  1. Загадка, составленная по методу отрицания.

С бородой, а  не старик, с рогами , а не бык (козел)

  1. Загадка, составленная по методу противоречий.

- Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное. Ну-ка, узнай меня! (яблоко)

Всем этим способам составления загадок рекомендуется обучать детей, начиная со старшего дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей, словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действий. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.

Предлагаю некоторые способы обучения детей составлению загадок:

 Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей – по принципу отрицания. Этому способу  можно обучать детей с пятилетнего возраста.

Тема: Составление загадки «Новогодняя елка»

Задачи:

- учить детей выделять существенные признаки новогодней елки через сравнение их с признаками других предметов;

- познакомить детей со способами составления загадок по принципу отрицания.

Ход:

- Уважаемые педагоги, мы придумаем загадку про новогоднюю елку (выставляются либо игрушки, либо картинки: кошка, ежик, крокодил, кукла, апельсин)

- Расскажем все про кошку – какая она? (большая, ласковая, пушистая, серая, гибкая, домашняя и т. д)

- А какое из слов-признаков  про кошку больше всего подходит к елке? (пушистая)

- Запомним это слово. Теперь расскажем о ежике, какой он? (маленький, серый, колючий, добрый и т. д)

- А какое из слов  больше всего подходит к елке? (колючая)

- Запомним и это слово. А какой крокодил? (длинный, плоский, зеленый, зубастый, хищный, голодный, злой).

- Выберем из этих слов подходящее к нашей елке (зеленая)

- Расскажем о кукле – какая она? (красивая, нарядная, пластмассовая, голубоглазая, говорящая и т. д)

- Какой из этих признаков подходит к новогодней елке? (нарядная)

- Какой апельсин? (круглый, вкусный, оранжевый, сочный, душистый, ароматный)

- Какое из этих слов лучше всего характеризует елку? (душистая)

- Назовите все слова, которые вы запомнили? (пушистая, колючая, зеленая, нарядная, душистая)

- А теперь составим загадку все вместе:

Пушистая, но не кошка,

Колючая, но не ежик,

Зеленая, но не крокодил,

Нарядная, но не кукла,

Душистая, но не апельсин.

Что это такое? ( рекомендуется заучить загадку, попросить повторить ее 2-3 детям).

Итог занятия: Каким способом составляли загадку? (сравнили елку с другими предметами, рассказали, какая она, и с помощью слов но не составили загадку.

        Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий.  В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение антонимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из парных понятий: «Понятие «мягкий» появляется не до и не после понятия «жесткий», а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание».

Тема: Составление загадки «Пуховый платок»

Задачи:

- закрепить знания о качествах и свойствах предмета, выделить наиболее существенные признаки;

- учить находить противоречия в предмете;

- упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму.

Ход:

- Уважаемые педагоги, нам надо придумать загадку об этом пуховом платке. Какой платок по форме? (квадратный)

-Как платок носят на голове? (его складывают пополам, уголок к уголку)

- какой он становится по форме? (треугольный)

- А нет ли здесь противоречия?

- Он и треугольный,  и квадратный одновременно.

- Это будет начало загадки. Как связан платок – плотно или есть дырочки? (есть дырочки)

- Какое здесь противоречие? (он и целый, и дырявый одновременно)

- Вот продолжение загадки. Из чего связан платок, какой он на ощупь, когда его носят? (платок связан из пуха, он пушистый, теплый, его носят зимой).

- Давайте эти слова –признаки добавим к загадке:

Треугольный и квадратный,

Дырявый и целый,

Пушистый и теплый.

-  Не кажется ли вам, что наша загадка незаконченная? Надо добавить еще несколько слов. Скажите, какого цвета бывают пуховые платки? ( белые или серые).

- Подберите рифму к слову целый (целый – белый)

- Давайте закончим загадку:

Треугольный и квадратный,

Дырявый и целый,

Пушистый и теплый.

То серый, то белый.

Итог занятия: Каким способом составляли загадку? (нашли противоречия у платка, перечислили несколько его признаков, не называя самого предмета).

Часть 2 Практическая часть:

Учитель-логопед:

- Прошу педагогов разделиться на 2 команды и сесть за столы. Первой команде необходимо составить загадку методом противоречий (Составление загадки «Карандаш»), второй команде методом отрицания (составление загадки о цыпленке).

Работа команд, анализ загадок, варианты учителя-логопеда.

Цель:

Составление загадки «Карандаш»

- Рассматривается картинка (игрушка) с изображением курицы.

- Какого цвета окрас курицы? (рябой, пестрый)

-Бывает карандаш, который вот так пестро раскрашивает? (нет)

-А какой карандаш бывает по цвету? (черный, красный, желтый, голубой)

- Какие концы у карандаша? (один – тупой, другой – острый)

- Подберите рифмы к словам тупой и острый (тупой-голубой, острый-пестрый)

-Соберем загадку:

С одного конца тупой,

А с другого – острый,

Красный, желтый, голубой,

Но не бываю пестрый.

- Каким способом вы составили загадку? (методом противоречия, нашли противоречия у карандаша и перечислили его признаки)

Учитель-логопед:

Цель:

Составление загадки о цыпленке.

- упражнять детей в умении сравнивать предметы, подбирать общие признаки, выделять наиболее существенные;

- учить детей составлять загадки способом отрицания.

- Желтый, но не солнышко (но не одуванчик)

- Легкий, но не шарик  (но не облако)

-Пушистый, но не белка ( но не полотенце)

- Маленький, но не пуговка (но не мышка, не комар)

- Пищит, но не комар (не мышка, не игрушка)

- Кто это?

В заключении рекомендую книгу В. Д. Прокопьевой «Учимся сочинять стихи и загадки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по математике в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в весенний лес Страны ЗАГАДОК»

Закрепить навыки счета до 10- прямого и обратного; до 30- двойками,  До 21- тройками.Закрепить умение решать задачи, развивать логическое мышление.Закреплять умение придумывать, отгадывать ...

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок".

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок"....

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Игровой практикум для воспитателей по теме: «Путешествие в страну Сенсорика».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19626608","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"WIDTH: 478px; HEIGHT: 290px","width":"480"}}]]Игровой практикум разраб...