Консультация для педагогов "Нужна ли ребенку самостоятельность"
консультация

Ляхова Елена Ивановна

Консультация для педагогов на тему "Нужна ли ребенку самостоятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhna_li_rebenku_samostoyatelnost.odt13.64 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность проблемы

        Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Одной из задач стандарта является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

        Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является то, что ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов.

        В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

        Текущие задачи современного человека по достижению определенных целей в жизни предъявляет повышенные требования к способности самостоятельно решать разнообразные задачи. Основная проблема воспитания детей кроется в том, что, как правило, взрослые, из лучших побуждений стараются оградить детей от ошибок, постоянно участвуя в принятии ими решений, но следствием такого подхода является отсутствие навыков самостоятельности.

        Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.

        В пятилетнем возрасте ребенок вступает в период, старший дошкольный возраст. Этот период характеризуется началом подготовки к школьным задачам и нагрузкам и является важнейшим этапом формирования личности.

        Хорошо известно, что дети в этом возрасте пытаются проявлять самостоятельность во многих вопросах, но происходит это, зачастую, спонтанно и вызывает сопротивление у взрослых и чаще всего — у родителей. Не всегда это связано с нежеланием видеть ребенка самостоятельным, а, скорее, с желанием помочь, исключить ошибки. Иногда родителям просто не хватает мудрости и терпения дать ребенку немного времени, поскольку очевидно, что ребенку в подавляющем случае решения задач, особенно — впервые, требуется больше времени, чем при получении помощи от взрослых. А иногда прямо противоположная ситуация: ребенок обращается за помощью, а взрослому некогда уделить его трудностям достаточно внимания и времени и ребенок слышит: «некогда».

        В данный период у детей изменяется психологическая позиция: они уже ощущают себя взрослее, т.е. понимают, что являются старшими по отношению к другим детям и не только в стенах дошкольного учреждения. Задача взрослых в этот период — помочь детям осознать происходящие изменения и правильно их использовать в своей жизни. Необходимо обратить внимание детей на качества, присущие состоянию «взрослости» и на этом основании пробудить у них стремление к решению других, более интересных и трудных задач познания окружающего мира и общения в социуме.

        Для решения этих задач взрослые должны, прежде всего, основываться на необходимости сформировать у ребенка желание на получение новых знаний, воспитывать в детях навыки самостоятельного решения текущих жизненных задач, интерес к окружающему миру, уверенность в собственных силах, учить высказывать свои мысли и задавать вопросы, ответы на которые помогут ребенку лучше понять окружающий мир.

        Что можно отнести к самостоятельности ребенка? В понятие «самостоятельность» по отношению к ребенку вкладывается, не только его умение действовать без помощи взрослого, но и стремление проявлять в этом вопросе инициативу, потребность в поиске ответов на возникающие вопросы. Самостоятельность невозможна, таким образом, без активности и целеустремленности. Умение ставить перед собой цели и задачи является неотъемлемым спутником процесса развития самостоятельности. Ребенок, который получил навыки самостоятельности при поддержке окружающих, в результате полученного опыта (и необязательно только положительного), чувствует себя гораздо увереннее. Очевидно, что самостоятельное решение задач, относящихся к соответствующему возрастному уровню, особенно актуально для периода начального школьного образования, т.е. период, когда количество и сложность таких задач существенно возрастает.

        Дети, которым не прививают навыки самостоятельности достаточного уровня, как правило, при попадании в школу испытывают большие эмоциональные перегрузки. К возросшим требованиям по самостоятельному решению определенного круга задач прибавляется ещё и достаточно большие нагрузки по переработке и усвоению учебного материала. Успешное привитие навыков самостоятельности существенно повысит эффективность процесса школьного обучения и снизит отрицательный эффект от ощущения неспособности преодолеть трудности, решить текущие задачи.

        Состояние, когда взрослые контролировали почти каждый шаг ребенка сменяется состоянием, близким к состоянию «свободного плавания», что может помешать войти в общий ритм учебного процесса, и вызвать ощущение беспомощности при выполнении заданий. Другим возможным следствием чрезмерной опеки со стороны взрослых может стать возникновение комплекса неполноценности, так как у ребенка постепенно вырабатывается уверенность, что любые трудности и задачи он сможет преодолеть и решить только при участии взрослых, когда возникает такая проблема, ребенок очень часто замыкается к себе, становится слабо восприимчив к информации, поступающей извне, у него возникают проблемы в общении, успеваемости.

        Итак, развитие самостоятельности — важный, если не сказать — исключительно важный этап воспитания и обучения ребенка. Что для этого нужно? Как в дошкольном учреждении, так и дома, в первую очередь — это создание некой среды, где ребенок постоянно, в повседневном режиме будет принимать самостоятельные решения, решать текущие (бытовые) задачи. Это — самый начальный, простой уровень. И, если в дошкольном учреждении эта среда как бы есть изначально (индивидуальные шкафчики для одежды, кровати и т.д.), то в домашних условиях родители не всегда уделяют этому вопросу должного внимания. А много и не нужно. Это: места для полотенца, предметов гигиены, вешалки для одежды. Важно не «подгонять» процесс обучения. Например, прежде чем научить пользоваться вилкой, необходимо обучить пользованию ложкой, сначала научить мыть руки с мылом, а потом переходить к умыванию лица.

Памятка
«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»

        1. Побуждать детей к самостоятельному получению знаний и навыков.
        2. Создавать мотивацию, направленную на активное использование полученных и имевшихся знаний и навыков и главную мотивацию развития самостоятельности — чувство удовлетворения за собственные успешные самостоятельные действия.
        3. Вызывать интерес к самостоятельным действиям, закреплять удовлетворение от полученных результатов, помочь почувствовать «вкус» от успешных самостоятельных действий. Реже использовать порицание, чаще — похвалу, но похвалу заслуженную.
        4. Создавать условия, при которых будет возникать желание преодолевать препятствия, доводить дело до конца, не бросая решение текущих задач «на полпути».
        5. Регулярно менять сферы приложения навыков самостоятельности, тем самым постепенно расширять сферу приложения самостоятельности детей, менять методы и формы обучения. Разъяснять его успехи, перспективы, показывать, насколько он преуспел в решении самых разных задач.
        6. Использовать простые и доступные способы воспитания самостоятельности: детская вешалка для одежды, индивидуальные места для детского полотенца, зубной щетки и т.д.
        7. Быть примером для подражания.

НАГРАЖДАЕТСЯ

воспитатель Стрыгина Надежда Алексеевна,

занявшая 2 место

в конкурсе «Лучший патриотический уголок»

Заведующий                  Фролова Т.С.

Ноябрь

2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Как научить ребенка самостоятельно одеваться?». Младший дошкольный возраст.

Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в детский сад, спохватываемся, что так и не научили сына или дочь ...

Консультация для родителей " Как научить ребенка самостоятельно одеваться"

По  просьбе  родителей  был  подготовлен  материал и  даны  советы,  как  можно играя  научить  ребенка  одеваться....