Конспект комплексно-тематического занятия в старшей разновозрастной группе детского сада. Тема: «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
план-конспект занятия

Марина Васильевна Доможирова

Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о Конституции РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Перевозский Нижегородской области «Детский сад «Жемчужинка» 

https://fsinzak.ru/images/prev/d701ed68a16a43a146feb03e28b27422_ws800x0.jpg

Конспект комплексно-тематического занятия в старшей разновозрастной группе по теме

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

(познавательное развитие)

                                                                                                        Выполнила:

                                                                                                        Доможирова

                                                                                                 Марина Васильевна

                                                                                  воспитатель высшей категории

2020 год

        Конспект комплексно-тематического занятия  в старшей  разновозрастной  группе детского сада.    

        Тема:  «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Актуальность:

       Актуальность вопроса формирования правовой грамотности является особо значимой для современного российского общества. Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие.

    Низкий уровень правовой грамотности  в России влечет за собой такие проблемы, как нежелание граждан участвовать в политической и социальной жизни страны; неуважение к закону, особенно среди молодежи; незнание основных прав и обязанностей человека.

Цель:

      -Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о Конституции РФ;

     -Воспитание законопослушных граждан.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях;

- Формировать представление о Конституции;

- Продолжать знакомить детей с гражданскими правами;

-Формирование понятия «закон, порядок, право, обязанность».

Воспитательные: 

- Нравственно-патриотическое воспитание; 

- Вызвать чувство гордости за страну, понимание и уважение друг к другу. 

Развивающие: 

- Продолжать развивать способность высказывать свое мнение;

- Активизировать пассивный словарь словами: Президент, Конституция, Закон;

- Развивать познавательный интерес к своей стране, её законам;

- Формирование умения рассуждать, высказывать своё мнение.

Интеграция образовательных областей:

 -«Речевое развитие», 

-«Познавательное развитие»,

-«Художественно-эстетическое развитие», 

-«Социально-коммуникативное развитие»,

- «Физическое развитие»

Методы и приемы:

Наглядный:

- знакомство с Конституцией РФ,

- изучение карточек «Права и обязанности детей»;

Словесный: 

- эмоциональный настрой «Здравствуй!»,

- чтение стихотворения С.Михалкова «Прививка»,

- прослушивание песни «Родина любимая»,

- опрос по теме;

 Практический:

- релаксация «На пляже»,

- практическое задание «Весёлая математика»,

- практическое задание «Правовой дом»;

Игровой:

- дидактическая игра «Хорошо, плохо»,

- подвижная игра «Перевези материал на стройку»,

- игра «Построй свой дом»,         

- подвижная игра «Кто быстрее соберёт  мусор».

Оборудование и материал:

-музыкальная запись «Родина любимая» из к/ф «Финист ясный сокол»,

-проектор, интерактивная доска, ноутбук,

-строительный материал;

-2 машины (для игры),

-карточки с математическими заданиями,

-4 контейнера под «мусор» (для игры),

-«мусор» разной фактуры,

-карточки «Права и обязанности детей»,

-2 плаката «ДОМ».

 Планируемые результаты:

- Сформировать у дошкольников основы патриотического воспитания;

- Знание законов Конституции, своих прав и обязанностей;

- Знать и называть геральдику России, президента нашей страны;

- Дети должны знать и гордиться тем, что они являются гражданами Российской Федерации.

Предварительная работа:

- Цикл тематических бесед «Права детей», «Наши обязанности»;

- Участие в обсуждении правил поведения в группе детского сада;

- Участие в мероприятиях ДК на «День Конституции»;

- Создание фотоальбомов, фотовыставок совместно с родителями;

- Заучивание стихов, песен о Родине;

- Чтение книг, статей о правовой защите детей;

- Работа в уголке ИЗО:  рисование, лепка, аппликация (по теме);

- Подвижные, дидактические игры.

        Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной  деятельности

Двигательная

- Подвижная игра «Перевези материал на стройплощадку»,

- Подвижная игра «Кто быстрее соберёт мусор»

Игровая

- Дидактическая игра «Хорошо, плохо»;

- Игра «Построй свой дом»

Познавательная

- Знакомство с Конституцией РФ;

- Изучение карточек «Права и обязанности детей»

Коммуникативная

- Чтение стихотворения С.Маршака «Прививка»;

- Эмоциональный настрой «Здравствуй»;

- Опрос детей по теме;

- Релаксация «На пляже»                                                                                                                                      

Продуктивная

- Практическое задание «Весёлая математика»;

- Практическое задание «Правовой дом»

Художественно-эстетическая

- Прослушивание песни «Родина любимая…»,

- Пение песни «Бравые солдаты»

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:

     Ребята, сегодня у нас вами необычное путешествие по КОНСТИТУЦИИ – основному закону нашей  страны. Давайте поздороваемся друг с другом, и  наберёмся сил для того, чтобы отправиться в путь.

Эмоциональный настрой.

Здравствуй небо голубое,

   Здравствуй солнце золотое,

      Здравствуй вольный ветерок,

       Здравствуй маленький дубок.

     Мы живём в большом краю,

                                                 Я тебя приветствую!

Звучит песня «Родина любимая…»

Воспитатель:

     Ребята, о чём поётся в песне?

Дети:

     О родной земле, о ясноглазой Родине.

Воспитатель:

     Правильно, о  Родине. Ребята, что же такое - Родина.

Дети:

    Родина это место, где человек родился,  где живёт его семья, его друзья. Это место, которое он хорошо знает и любит. Это наша большая страна.

Воспитатель:

     Молодцы, ребята! Правильно у каждого человека Родина начинается со своей семьи, родного дома. Ребята,  посмотрите на глобус - какая большая наша планета Земля. А как вы думаете, Родина у всех одна? Это наша Земля?

 Дети:

       На Земле живёт много людей разных национальностей, у них Родина там, где они живут.  Люди  различаются по цвету кожи, языку, национальным традициям, и у всех народов своя страна, своя  Родина. 

      Как  и у человека, у каждой страны есть своё имя, гимн, герб, флаг, президент и конституция.  А знаете ли вы, ребята, как называется страна, в которой  мы с вами живем?  Как называем мы людей, которые живут в нашей стране?

Дети:

Россия. Россияне. Владимир Владимирович Путин.   

(на экране герб и флаг, президент России)

Воспитатель:

       У граждан каждой страны

Есть обязанности и права

Конституция нам их дала,

В книжку все  записаны они

Для людей  и для страны.

Закон главный, очень важный -

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый!

Выполнять  её  должны!

        (на экране конституция РФ)

        12 декабря 1993 года в нашей стране была принята действующая  Конституция Российской Федерации. На основании этого 12 декабря объявлено ДНЁМ КОНСТИТУЦИИ. Именно о ней мы и будем говорить  сегодня на нашем занятии.

         А сейчас, послушайте, пожалуйста, легенду. Может, это было, а может, быть и нет, но….

…Давным-давно жили - были  два государства: МОЖНО и НЕЛЬЗЯ. Жили они по разным законам: в государстве МОЖНО – всё было разрешено: хочешь – дерись, хочешь – воруй, хочешь – отнимай, обзывай и обманывай. Можно всё! А вот в государстве НЕЛЬЗЯ жили совсем по иному. Там нельзя было грабить, драться, нельзя было оскорблять и обзывать других. Люди в этом  государстве жили спокойно и никого не боялись. Но такая жизнь в государстве НЕЛЬЗЯ не давала покоя жителям государства МОЖНО, и они часто конфликтовали друг с другом. И вот однажды настал  день решающей битвы. И сражение выиграло государство МОЖНО,  оно захватило половину государства НЕЛЬЗЯ. Что тут началось!!!

(на экране драка людей)

          В городах и сёлах раньше мирного  государства НЕЛЬЗЯ стали воровать, драться, обзываться, отнимать еду, игрушки, вещи  и всё что кому захочется; на дорогах стали хозяйничать злые разбойники. Государство НЕЛЬЗЯ пришло в упадок, и тогда правители государства НЕЛЬЗЯ пришли в государство МОЖНО с просьбой навести порядок в обоих государствах, и предложили  помощь  правителям государства МОЖНО в том, чтобы создать единый закон, который даст право жителям государств на то, что можно, и наложит запрет на то, что нельзя. Долго совещались правители обоих государств, и наконец, пришли к единому мнению – создать новое государство ЗАКОН.

           Вот так и появилось новое правовое государство, где  восстановился порядок, а люди стали жить счастливо, честно и в безопасности.

           Как вы думаете, ребята, почему государство ЗАКОН стало счастливым государством?

(ответы детей).        

     Так вот это и есть КОНСТИТУЦИЯ – основной закон государства, где собраны главные правила, которые установили для себя граждане нашей страны.

      Вначале Конституцию придумали и записали учёные, главы государства. Потом граждане страны прочитали её, обсудили по телевидению, в газетах, по радио.  Некоторые законы заменили, некоторые вписали вновь, а некоторые даже убрали совсем. Затем состоялся референдум – голосование по важному  государственному вопросу, где каждый гражданин страны мог проголосовать. Оказалось, что большинство жителей нашей страны были согласны за закон.  Так была принята КОНСТИТУЦИЯ РФ. 

Что же сказано в Конституции РФ?

-Как должно быть устроено наше государство, и что для нас самое главное.

-Государство должно заботиться о нас с вами, чтобы мы могли жить счастливо, спокойно и достойно.

-Там прописаны все наши права, которыми можем пользоваться. А так же наши обязанности, которые мы должны выполнять.

          Вы у нас уже полнее самостоятельные дети, и знаете, что такое хорошо, и что такое плохо. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо и плохо».

Игра «Хорошо и плохо»

(На экране появляются сюжетные картинки с хорошими и плохими поступками людей. Дети дают характеристику поступкам: если поступок хороший – хлопают, если плохой – топают.)

         В Конституции РФ записано право на труд, это значит, что каждый гражданин  нашего государства имеет право трудиться там, где захочет. Мы с вами, ребята, тоже имеем такое право, и сейчас покажем, как вы можете трудиться.

Игра «Перевези материал на стройплощадку»

(дети перевозят строительный материал с одного конца зала на другой «Стройплощадку»).

         Каждый человек в нашем государстве имеет право на жилище – крышу над головой. Так записано в Конституции РФ. Давайте построим такой дом, в котором вам будет хорошо и уютно.

Игра «Построй свой дом»

(дети строят свой «дом» на строительной площадке из материала, который сами привезли)

        Вот вы и потрудились, молодцы! В нашей Конституции отмечено, что каждый человек имеет право на отдых. А где бы вы, ребята хотели отдохнуть?

(ответы детей)

А на море, ребята, хотите? Тогда отдыхаем.

Релаксация «На пляже»

(Включается релаксационная музыка «У моря», дети ложатся на ковёр в удобной для них позе, и выполняют указания воспитателя)

«…Сегодня прекрасный солнечный летний день. Вы лежите на теплом песке, на берегу моря. Постарайтесь почувствовать спиной множество маленьких песчинок. Устройтесь  поудобнее, расправьте плечи. Потянитесь, вытяните ноги, как будто вы хотите стать длиннее. А теперь расслабьтесь, почувствуйте, как уютно лежать на песке, разогретом теплыми лучами солнца… Несколько раз глубоко вздохните. Почувствуйте, как наполняется ваша грудь свежим морским воздухом.   Повернитесь на бочок, на животик, лягте на спину, погрейтесь на тёплом солнышке. Вам хорошо? А теперь садитесь на коврике поудобнее, давайте умоемся прохладной, ласковой водичкой. Прислушайтесь к наполняющим нашу комнату звукам, доносящимся с улицы. Мы возвращаемся в детский сад.  А теперь можете открыть глаза и сесть на стульчики…»

        Ну, вот, вы расслабились, отдохнули и с новыми силами можете приступать к дальнейшим занятиям. Ведь в нашей Конституции написано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на образование. Значит, сейчас мы должны показать, как мы с вами научились считать.

Игра «Весёлая математика»

(дети берут карточки с заданиями и выполняют их)

         Все граждане нашей страны имеют право на медицинское обслуживание, так  записано в Конституции РФ. Наши папы и мамы, бабушки и дедушки проходят медицинское обследование для того, чтобы быть здоровыми. А для того, чтобы вы росли крепкими и сильными вам делают профилактические прививки.

Стихотворение С.Михалков «Прививка»

Ребёнок:

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!..
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и — пошел…

Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!

На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!.. —
Почему я встал у стенки?
У меня… дрожат коленки…

(Показ картинок «Права ребёнка»)

         В КОНСТИТУЦИИ записано много и других наших прав, там есть и такое право, как  право на собственную неприкосновенность – это значит, что никто не имеет права вас ударить, толкнуть, обозвать. Право на семью, на имя, на любовь. В нашей КОНСТИТУЦИИ записано такое право как право на свободу слова – это значит, что вы можете говорить, что вам угодно, как вам угодно, где вам угодно, но, не нарушая спокойствия, не задевая и не обижая словами других граждан нашей страны. Ещё в КОНСТИТУЦИИ записано право на благоприятную окружающую среду. Это значит, что государство должно следить за чистотой воздуха, которым мы дышим, чистотой воды, которую мы пьём, за красотой парков и лесов, в которых мы отдыхаем. Но ведь государство – это мы с вами, и соблюдать эту чистоту и красоту должны в первую очередь мы. Для этого нам нужно научиться соблюдать чистоту и порядок на улице, на пляже, в лесу, в детском саду, дома, и везде, где бы мы с вами не находились.

Игра «Кто быстрее соберёт мусор»

(Ребята раскладывают мусор в определённые контейнеры: для бумаги, для деревянных игрушек, для пластика)

   

     В КОНСТИТУЦИИ РФ прописаны не только наши с вами права, ребята, но и обязанности, которые мы должны безоговорочно соблюдать. Это такие обязанности, как:

-Соблюдать КОНСТИТУЦИЮ и другие ЗАКОНЫ нашей страны;

-Уважать свободу и права других граждан;

-Сохранять природу и окружающий мир;

-Беречь памятники истории и культуры;
-Защищать свою страну, своё Отечество.

    Эта обязанность всех наших мужчин, которые достигли 18 лет. Я знаю, что наши мальчики тоже мечтают побыстрее вырасти, и стать защитниками Отечества. Сейчас они нам это продемонстрируют.

Песня «Бравые солдаты»

Воспитатель:

     Вот, ребята,  сколько сегодня нового мы узнали с вами о Конституции, о наших правах и обязанностях. Для того, чтобы их хорошо запомнить мы поиграем в игру

«Правовой дом»
(Перед ребятами лежат  два нарисованных эскиза дома с окнами, на крыше одного дома написано «Права», другого – «Обязанности». Рядом лежат карточки, на которых изображены либо права, либо обязанности. Задача ребят - правильно разложить карточки по домам.)

Уже много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был в стране придуман Он

Конституции Закон.

И с тех пор за годом год

Его чествует народ

С Конституцией дружить

Значит, по закону жить.

        Дорогие ребята, помните, что сегодня достойный гражданин России – это человек,  обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать; человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности,  помогающий стране стать сильнее и богаче. Я надеюсь, что  вы будете именно такими  гражданами своей  страны, а поможет вам в этом наша Конституция - основной закон РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного тематического познавательного занятия ко Дню Победы "День Победы – как он был от нас далёк"

Содействовать патриотическому воспитанию детей; воспитывать любовь, уважение и чувство гордости за нашу страну; дать детям определённый уровень знаний о Великой Отечественной войне; расширить знания д...

Комплексно-тематическое планирование мероприятий в детском саду на летний оздоровительный период

Данный материал может быть использован как старшим воспитателем ДОУ при сосставлении плана работы на  летний оздоровительный период, так и воспитателями и специалистами детского сада. В нем ...

Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки Игровое занятие в детском саду для детей 2-3 лет

Организационный моментЗдесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей.Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте к...

Конспект досуга для детей детского сада Тема: «День России»

Цель:: Создать праздничное настроение, доставить радость детям.Задачи: Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за родную страну.Расширять и закреплять знания о символах России, ее ...

Комплексно-тематический план средней группы детского сада

Комплексно-тематический план  средней группы детского сада...

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на тему "День защитника Отечества"

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на тему недели "День защитника Отечества"...

Комплексно - тематическое планирование в подготовительной группе на тему: "День Победы"

планирование на неделю в подготовительной к школе группе на тему: "День Победы"...