СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
статья

Елена Анатольевна Герасимова

Система оценки качества образования в детском саду- состояние перспективы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_kachestva.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

                       МКДОУ Нововронежский детский сад № 4

"СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Выполнила: Герасимова Е. А.

Воспитатель

                                     г. Нововоронеж

В последнее время на федеральном уровне в нормативном правовом регулировании оценки качества образования произошли значительные изменения. Во-первых, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) установлены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования по проведению оценки качества образования, в т. ч. независимой. Во-вторых, задачи и меры по развитию системы оценки качества образования закреплены в федеральных и государственных программах.

Независимая оценка качества дошкольного образования не может основываться только на результатах освоения детьми образовательной программы. Следовательно, объектами оценки качества дошкольного образования может являться непосредственно образовательная программа и условия ее реализации. Качество дошкольного образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам дошкольной организации, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В последнее время все чаще идет речь о внутренней оценки качества дошкольного образования. Что же это значит? Каким образом можно достичь качества образования в детском дошкольном учреждении в соответствии со  всеми действующими законодательными документами РФ в сфере дошкольного образования? Работая над этим вопросом, мы пришли к выводу, что отдельных контрольных мероприятий различного уровня не достаточно.

Безусловно, необходимо организовать систему конкретных действий, которая будет касаться и самого образовательного процесса, и оценки результатов освоения образовательной программы. Также необходимо организовать оценку условий реализации образовательной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется создание особых условий обучения. Поэтому для того чтобы достичь качественного образования в детском саду нужен особый механизм, осуществляющий систему оценки качества образования и инструменты его реализации.

Начиная работу по реализации внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении, мы определили следующие направления:

1) Постановка цели и задач оценки качества дошкольного образования на уровне ДОУ.

2) Разработка нормативно-правового обеспечения программы организации внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении.

3) Определение критериев и показателей оценки в соответствии с поставленными задачами.

4) Поиск и выбор форм, методов проведения оценки качества образования.

5) Определение состава экспертных групп участников, которые будут проводить контрольно-оценочные процедуры.

6) Установление порядка функционирования внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном, прав и обязанностей всех участников.

Разработанная модель функционирования внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении представляет собой совокупную систему, которая выполняет такие функции как:

  1. информационную, являющуюся способом систематического получения информации о состоянии образовательной деятельности;
  2. диагностическую, позволяющую дать объективную оценку качеству образовательной деятельности;
  3. консолидирующую, обеспечивающую комплексную характеристику качества образования;
  4. стратегическую, обеспечивающую вектор развития внутренней системы оценки качества образования в детском саду.

Модель состоит из взаимосвязанных структурных компонентов:

Целевой компонент содержит цели, задачи, принципы системы и методические рекомендации, лежащие в основе создания и функционирования внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном;

Нормативно-правовой компонент содержит нормативную правовую регламентацию функционирования внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном в образовательной организации;

Организационно управленческий компонент, определяющий организационно - управленческую структуру, занимающуюся внутренней оценкой, экспертизой качества дошкольного образования и интерпретацией полученных результатов;

Процессный компонент определяет объект, предметы оценивания, а также критерии, их характеризующие;

Содержательный компонент объединяет методы, средства, процедуры и алгоритмы оценивания;

Итоговый компонент 

описывает результаты функционирования системы оценивания, обусловленные управленческими решениями, принятыми для устранения отклонений от заданных стандартов и норм, поддержания позитивного опыта и обеспечения условий развития.

Наш коллектив разработал план проведения процедуры внутренней системы оценки качества образования на учебный год. Стратегический план включает в себя несколько блоков:

  1. - Анализ качества образовательной деятельности.
  2. - Анализ качества условий реализации образовательной деятельности.
  3. - Анализ качества результатов освоения программ.

Нам хотелось бы подробнее остановиться на оценке условий реализации образовательной деятельности, учитывая специфику нашего дошкольного учреждения.

Анализ кадровых условий в нашей организации включает:

  1. Уровень образования.
  2. Квалификационную категорию педагогических работников.
  3. Курсы повышения квалификации.
  4. Квалификацию учебно- вспомогательного персонала.
  5. Обеспечение кадрового и количественного состава для реализации ООП ДО (АООП).
  6. Профессиональные достижения.
  7. Компетенции педагогических работников.

Включая во внимание определенные критерии, мы осуществляем оценку профессиональной компетенции педагога, видим уровень развития профессиональных компетенций, выявляя дефициты, на которые нужно обратить внимание. Так, например, нами разработан «Лист оценки квалификации педагога», где одним из критериев оценивания стала реализация педагогами рекомендаций специалистов нашего учреждения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

При оценке планирования образовательной деятельности в группах дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО нами учитывается, как педагоги подбирают педагогические методы, приемы, а также формы организации деятельности детей. Повышение квалификации всего педагогического коллектива способствуют тому, что педагоги стали стремиться к новизне и нестандартности проведения образовательной деятельности.

Оценка психолого-педагогических условий включает следующие блоки

  • Оценка взаимодействия сотрудников с детьми.
  • Оценка психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации познавательной деятельности.
  • Оценка психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации конструктивной деятельности.
  • Оценка психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации познавательно- исследовательской деятельности.
  • Оценка психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации театрализованной деятельности.
  • Оценка психолого-педагогических условий социально-развития ребенка в процессе организации личностного коммуникативной и речевой деятельности.
  • Оценка психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации.
  • Оценка психолого-педагогических условий социально-личностного развития ребенка в процессе организации физического развития детей.

Результаты исследования используются для организации педагогического сопровождения и квалифицированной коррекции развития дошкольников.

Два раза в год проводится анализ взаимодействия сотрудников с воспитанниками и законными представителями с целью вовлечения родителей в образовательную деятельность, через создание образовательных проектов совместно с семьей. Данные мероприятия направлены на создание условий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При оценке развивающей предметно-пространственной среды учитывается принцип коррекционной направленности для удовлетворения образовательных потребностей детей с ФРЗ. Разработанные нами «Лист анализа работы психолого-педагогического сопровождения в группах комбинированной направленности» в качестве критериев оценивания включает безопасность материалов для детей с ОВЗ, соответствие по величине, цвету, объемности, яркости, доступности для организации деятельности воспитанников.

Все перечисленные выше шаги в организации внутренней системы оценки качества осуществляются одновременно, в согласованности друг с другом. Тем не менее, предлагаемую нами модель внутренней оценки качества дошкольного образования планируется дорабатывать, некоторые ее компоненты, находятся в теоретической разработке, не прошли апробацию в процессе реализации. Мы уверены, что наш опыт будет полезен для всего дошкольного сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада.- М.: Цветной мир, 2018
  2. Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ.- М.: Сфера , 2012
  3. Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука.- 2019.-№3.-с.4-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя система оценки качества образования в современном ДОУ

Презентация к сообщению «Информационная открытость ДОУ  во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »...

положение о внутренней системе оценки качества образования

Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении (далее – система оцен...

Программа внутренней системы оценки качества образования (мониторинг)

Материал раскрывает систему работы ДОО по проведению внутреннего мониторинга качества образования...

Внутренняя система оценки качества образования в МАДОУ «Детский сад № 45»

Данные методические рекомендации рекомендованы руководителем ДОО в целях осуществления объективной, системной, внутренней оценки качества образования в организации. Мероприятия ВСОКО включают комплекс...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В последнее время на федеральном уровне в нормативном правовом регулировании оценки качества образования произошли значительные изменения. Во-первых, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «...