План самообразования по теме: «Гендерное воспитание дошкольников 4-5 лет в детского сада»
рабочая программа (средняя группа)

Авдошина Марина Владимировна

Самообразование –это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. С.И. Ожегов -доктор филологических наук  дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020-2021g_gendarnoe_vospit.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное образовательное учреждение

                                      города Москвы ГБОУ школа № 1527

       

               План самообразования по теме:

   «Гендерное воспитание дошкольников  4-5

                     лет в детского сада»

        

                   

                                                                                         Составила воспитатель:

                                                                Авдошина Марина Владимировна

                   Москва 2020г

« Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».


Самообразование

Самообразование –это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. С.И. Ожегов -доктор филологических наук  дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. 

Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. В этом каждому воспитателю помогает планирование свои работы, правильный анализ деятельности, постановка целей, выбор форм и методов. С этой целью воспитатели составляют различные планы самообразования. Ниже представлен опыт работы по данному направлению.


План самообразования

. Задачи:

-  Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей

-  Формирование у родителей гендерной компетентности.

-  Знакомство  педагогов  с теоретическими знаниями о  психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

- Направление: Социально-личностное..

-Образовательная область: Социализация.

Содержание

                                                          Сентябрь

«Смотрите, какой я!»

Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

• Дидактическая игра «Одень куклу».
• Рисование «Мой портрет».
• Работа с зеркалом «Мои эмоции».
• Отгадывание загадок о частях тела.

                                                            Октябрь

«Кто есть кто»

Развивать умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное

• Инсценирование сказки «Курочка Ряба»
• Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с
обсуждением.
• Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе» 

                                                             Ноябрь

«Я среди других»

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения

• Подвижная игра «Ловишки парами».
• Дидактическая игра «Опиши того, кто справа...»
• Разучивание песен о дружбе.
• Просмотр мультфильма «Чебурашка»
• Конструирование из строительного материала «Домик
для друзей»

                                                             Декабрь

«Я и моя семья»

Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье

• Выставка семейных фотографий.
• Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»
• Рисование «Моя семья»
• Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом»

                                                             Январь

«Кто я?»

Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности

• Лото «Профессии»
• Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.
• Дидактическая игра «Женская и мужская работа»
• Экскурсии на стройку, в парикмахерскую.
• Работа с картинками «Манеры поведения»

                                                        Февраль

«Из чего сделаны мальчишки?»

Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли

Чтение стихотворения Э Успенского «Если был
девчонкой».
Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.
Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова.
Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника
Отечества

                                                             Март

«Мир девочек»

Воспитывать культуру общения с детьми противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Открытка для мамы». Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку...»
Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»

                                                              Апрель

«Я родился!»

Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения

Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.

                                                                 Май

«Я среди чужих»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе.Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3 Александровой.
Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением.  Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер)


Работа с родителями.

Сентябрь 

Папка-передвижка: " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?"

Октябрь 

Консультация  «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Ноябрь 

Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"

   

Декабрь 

Советы родителям по воспитанию сыновей:  "Психологическое развитие    мальчиков".

 Январь

Рекомендации  дидактических  игр по гендерному воспитанию.

Февраль

Памятка : "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".

Март

Конкурс фотографий: "Папа с ребенком" и "Мама с ребенком"

Апрель

Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Май

Анкета по гендерному воспитанию для родителей.

                           

                                      Консультация для родителей

на тему:

«Семья-главный фактор

в становлении гендерной идентичности ребенка»

Уважаемые родители!

В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.  По-разному происходит и поло ролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек поло ролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Поэтому проблема формирования половой идентичности является напоминает о необходимости её решения в интересах подрастающего поколения. И именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку,
  • От характера родительских установок,
  • От привязанности матери к ребенку,
  • От привязанности ребенка к матери,
  • От роли отца в воспитании ребенка,

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует поло ролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — мускульных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а мускульная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. И для того чтобы максимально помочь вам, в возникших трудностях при воспитания своего ребенка предлагаем Вам, ответить на ряд вопросов.

Консультация для родителей

на тему:

«Как воспитывать девочку?»

Этот вопрос волнует многих родителей. С одной стороны патриархальные устои говорят нам о необходимости воспитания в девочке прежде всего хозяюшки, заботливой мамы и жены. Ведь с древних времен, женщина была хранительницей домашнего очага. Все бы хорошо, да тогда встает другой вопрос: а где взять такого мальчика, будущего мужчину, которого бы с детства воспитывали быть добытчиком и защитником этого милого создания. И все же те тенденции феминизации, которые наблюдаются сегодня в мире, мягко сказать противоестественны. Все же не сможет женщина быть полноценной матерью, делая при этом головокружительную карьеру. Эти вещи не совместимы. Кто же будет тогда воспитывать наших детей?

Поговорим сегодня о том как воспитывать девочку, а для начала: немножко физиологии и психологии.

Немножко физиологии

Девочки не обладают физической силой, зато наделены стрессо- устойчивостью и способностью выживать в любых условиях. Девочки прекрасны, природа наделила их красотой.

Немножко психологии

Как известно, девочки развиваются раньше мальчиков: они быстрее начинают говорить, более эмоциональны. Девочки используют в своей речи чаще мальчиков слова уменьшительно-ласкательного характера и всевозможные междометия: "ай", "ой".  Девочки обладают большей интуицией, чем мальчики и способны чувствовать и сопереживать эмоционально и глубоко.

Небольшой экскурс в историю

Как известно, в дореволюционной России многие школы практиковали раздельное обучение и воспитание девочек и мальчиков. В результате и те, и другие учились лучше и развивались. Сейчас повсеместно в школах применяется смешанное обучение. Хорошо это или плохо - тема отдельной статьи.

Рекомендации по воспитанию

Учитывая все вышеизложенное, делаем определенные выводы:

1) Безусловно необходимо с детства воспитывать в девочке аккуратность, хозяйственность.

2) Не забываем, что девочка не менее талантлива, чем мальчик и обязательно развиваем в ней ее способности: рисование, театральная деятельность, музицирование, овладение языками. Все эти направления необходимо потихонечку развивать еще до школы, а в дальнейшем выбрать ту область, в которой ваш ребенок по-настоящему талантлив и сможет реализовать свой потенциал.

3)Прививаем девочке чувство прекрасного, эстетический вкус. Старайтесь покупать для дочки платья и юбки, как можно реже одевайте брюки. Поощряйте ее стремление к красоте и гармонии.

4) Не стоит отдавать девочку на карате или другие виды боевых искусств для мальчиков, где учат драться. Лучше танцы, хореография, бассейн, возможно гимнастика.

5) Прививайте необходимые морально-нравственные качества, несмотря на то, что многие считают нравственность устаревшим понятием. Объясняйте что хорошо и что плохо.

6)Не стремитесь объять необъятное и отдать дочку в сотню кружков сразу или нанять десять репетиторов. Здесь нужен здравый подход. К примеру, вы заметили, что ваша дочь прекрасно рисует. Отдайте ее в художественную школу, занимайтесь с ней в этом направлении, не перегружайте ее другими кружками и занятиями. Это чревато ухудшением здоровья ребенка и угасанием интереса. Не позволяйте бросать художественную школу как бы ребенок вас не уговаривал. Лучше смените преподавателя или художественную школу, но продолжайте развиваться в выбранном направлении.

7) Всегда помните, что сила девочки в ее внутренней и конечно же внешней красоте, а не в том, что она должна стать очень физически сильной и вынести на своих плечах груз проблем своих родителей, будущих детей и мужа.

8)Обязательно приобщайте с самого раннего возраста к рукоделию: вышивка, вязание очень развивают мелкую моторику и мозги, а также прививают усидчивость и внимательность.

9)Нельзя в качестве наказания применять грубую физическую силу. Для воспитания девочек это противопоказано. Особенно, если наказывать будет отец. В результате вы получите только исковерканную психику ребенка.
10) Обязательно со школьного возраста помогите ребенку определиться с будущей профессией и покажите те ориентиры к которым должна стремиться дочка. Не забывайте, что всему свое время: время учиться, и время выходить замуж. Так пусть девочка учится нужному еще в школе, не откладывая на потом. Это относится к изучению языков, например. В детском возрасте все эти навыки даются легко. Будучи взрослой, она легко сможет воспользоваться накопленным багажом знаний и умений. К тому же, всевозможные взрослые проблемы вряд ли, в полной мере, ей позволят выучить с нуля язык.

Это лишь общие рекомендации по воспитанию девочек, не забывайте, что каждый ребенок - индивидуален и талантлив по своему. Внимательно изучите интересы и способности своего чада, чтобы действительно помочь дочери в дальнейшем реализовать свой потенциал.

                                           Консультация для родителей

на тему:

«Как воспитывать мальчика?»

Это наша величайшая беда — мы смотрим на мальчиков как на какие-то заводные машины, которые создают постоянный, раздражающий шум и при этом не требуют ни заботы, ни общения, ни участия со стороны родителей. На самом же деле в душе каждого маленького мальчика тайно живет герой — маленький Гек Финн или Тарзан, который только и ждет, чтобы показать свою физическую силу в схватке с могущественным врагом, а также получить одобрение и признание своей уникальности.

Девочки и мальчики используют совершенно разные подходы для установления отношений с другими людьми. Еще до момента рождения мальчики проявляют большую физическую активность. Уже на восьмом месяце беременности в их крови появляется тестостерон; с этого момента начинаются те физиологические изменения, которые характерны для мальчиков. Внимание новорожденных девочек направлено на лица и звуки, а новорожденных мальчиков больше всего привлекают движущиеся объекты. Навыки речи развиваются у мальчиков медленнее, зато многие родители замечают, с какой точностью они имитируют такие звуки, как шум мотора, — причем начинают делать это намного раньше, чем пытаются воспроизвести слова. В процессе развития речи почти все звуки, которые издают девочки, как правило, направлены на установление вербального общения, в то время как у мальчиков таких звуков не более 40 процентов, все остальное — это разные шумы.

Когда дети начинают играть с кубиками, мальчики строят из них значительно большие по размеру и более высокие конструкции, которые занимают больше места, в то время как девочки строят игрушечные домики, куда одна кукла могла бы пригласить другую на чай. Мальчиков тянет к таким игрушкам, как грузовики, они любят играть в песочнице, в то время как девочек привлекают платяные шкафы или кукольные домики.

Мальчики быстро становятся сильнее — их мускульная масса в среднем на 30 процентов больше, чем у девочек. У них больше красных кровяных телец, и они испытывают потребность в большей физической активности. А вот их умственные способности развиваются медленнее, не так быстро нарастает количество связей между левым и правым полушарием. (Это является причиной, по которой речевые навыки у мальчиков развиваются медленнее, чем у девочек, а также более замедленного процесса выздоровления мужчин после инсульта в старости!)

Мозг мальчиков достигает состояния зрелости медленнее, чем мозг девочек, поэтому они не могут так же быстро адаптироваться к школьным занятиям. Научные исследования свидетельствуют также о том, что замедленный «старт» может создавать для мальчиков трудности на протяжении ряда лет. Поэтому, даже если родителям кажется, что их ребенок ведет себя асоциально или проявляет интеллектуальную незрелость, иногда следует набраться терпения и просто подождать.

Самые серьезные исследования показывают, что здоровое социальное развитие как мальчиков, так и девочек требует присутствия двух родителей — мужчины и женщины. Причина этого заключается в том, что существуют фундаментальные различия между полами, поэтому и отец, и мать оказывают влияние на личность ребенка по - разному. Попытки сгладить эти различия могут вызвать у ребенка лишь замешательство и помешать правильному развитию его личности. В следующих главах более подробно будет рассказано о роли отца, о роли матери, о том, как они могут помочь друг другу и что происходит, когда ребенка воспитывает родитель- одиночка.

Ребенку необходимы и корни, и крылья. Корни он получает благодаря сильной привязанности к матери в первые годы жизни, а крылья — благодаря обучению и тренировке, которые может дать отец, близкий и родной человек, вводящий ребенка в большой открытый мир. Мамы учат нас опираться на землю, чтобы чувствовать себя защищенными, в то время как отцы — стремиться к звездам и смело противостоять враждебному миру!

Биологически мальчики как бы самой природой предназначены для борьбы, соперничества, и им это нравится. Это испытание их силы, способностей и энергии, что приносит мальчикам много радости и дает множество ценных жизненных уроков.

У мальчиков тоже богатая эмоциональная жизнь, и нам нужно приложить усилия, чтобы защитить их в этом плане. Еще в совсем юном возрасте предоставив мальчикам возможность разобраться в своих эмоциях, мы поможем им сделать свою жизнь духовно богаче, а связи с окружающими людьми гораздо прочнее и, кроме того, научим их эффективно противостоять тем неприятностям, которые случаются в жизни.

Имеющиеся свидетельства говорят о том, что мальчики и мужчины имеют тенденцию не проявлять свои чувства столь же сильно, как девочки. Иногда они даже могут показаться бесчувственными. Но мальчики поступают так для самозащиты, поэтому, если с ними обращаются как с бесчувственными, они такими и становятся. Мальчики нуждаются в нас, родителях, которые научили бы их понимать свои чувства и помогли бы идентифицировать их скрытые представления о том, что вызывает эти чувства.

Нам также необходимо помочь мальчикам разобраться в отрицательных сторонах молодежной субкультуры, в настоящее время распространенной среди их сверстников. А если это возможно, то мы должны даже постараться сблизиться с этой группой сверстников, чтобы оказать на них положительное влияние.

Есть два особых момента, которые помогут вам в деле воспитания сыновей. Если вы ими воспользуетесь, то они станут вашими союзниками в этом странствии по дорогам воспитания.

Первый момент: если вы покажете мальчику, что у вас есть определенный план, он будет чувствовать себя более защищенным. Здесь не требуется каких-то особых деталей или инструкций, просто нужен общий план, которому он мог бы следовать.

Второй момент: мальчик будет сохранять верность тому, кто дал ему понять, что верит в него. Поверьте в своего сына — и у него все будет хорошо. Ваша вера в его способности и силу характера нужна его мальчишеской душе как воздух.






Дидактические игры по гендерному воспитанию дошкольников.

Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей.

Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам.

Игры приключения Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.

Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше, для мальчиков, из-за отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.

Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков — свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!

Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом. Сомневаетесь, есть ли смысл учить девочек математике с детства? А вот, например, первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская осваивала математику с самых ранних лет. Если верить легенде, на её комнату не хватило обоев, и детскую маленькой Сони пришлось обклеить листами с лекциями известного механика и математика XIX века
…Выйдя из магазина, мы не можете избавиться от мысли, что есть какие-то способы поиска девчоночных и мальчиковых игр и игрушек. Перебираем в уме жанры игр: бродилки и стрелялки, гонки, логические игры….

Нейропсихологии физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование тендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку. так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образо вательном, учреждении.

Игры нашего детства не были особенно затратны. Коробки мелков могло хватить на пол-лета, футбольный мяч служил несколько сезонов, а для игры в бадминтон можно было просто стряхнуть пыль с папиной ракетки. Игры для мальчиков в XXI веке во многом напоминают игры их родителей, за исключением одной мелочи: когда родители были детьми, о домашних компьютерах даже не мечтали. Опрос детей показал, что они сейчас отдают предпочтение компьютерным играм.

Родителям обычно нравятся такие игры из-за их простоты доступа и относительно низких рисков для безопасности компьютера. Детские игры онлайн привлекательны для мальчиков ещё и тем, что флэш-игры могут быть интерактивными: это значит, что с их помощью можно играть в командные игры с другими детьми или даже общаться друг с дружкой.

Однако содержание игр дошкольников с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что приводит к отсутствию у детей, специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки — нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных, форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий: Но выявлено, что в группах ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками.

В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % -с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.










Консультация для родителей

на тему:

«Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи – старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудие труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).

 Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.

 Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением пищи, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.д.

 Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но, начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.

  От девочек и  мальчиков  дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины – матери.  Ее воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.

 Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение6. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

 Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата, Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.

 Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3 до 4 лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек – матери, а мальчиков – отцами.

 Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучение его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию как должную.

 Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

 Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.

 В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одной стороны, труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась гендерная идентичность.

 С другой стороны – заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.



Анкета по гендерному воспитанию для родителей.

Цель: определение индивидуальных и гендерных отличий у детей раннего и дошкольного возраста.

Особенности воспитания ребенка в семье

  1. Кто чаще воспитывает ребенка?_____________________________
  2. Кого в семье ребенок слушается ( всех, маму, папу, никого)?_______________________________

Отношение к воспитанию девочек и мальчиков

  1. Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному ( да, нет, не знаю)?________________________
  2. Считаете ли вы необходимым участие педагогов-мужчин в воспитании дошкольников (да, нет , не знаю)?_______________________________
  3. Должно ли отличаться физическое воспитание мальчиков и девочек в детском саду и в семье (да, нет, не знаю)?_________________________
  4. Считаете ли Вы необходимым раздельное трудовое воспитание в детском саду:  для мальчиков – столярное дело, для девочек – рукоделие (да , нет, не знаю)?__________________________________
  5. Считаете ли Вы что мальчики и девочки отличаются:
  • Эмоциями (да, нет, не знаю)_______________________________
  • Поведением (да, нет, не знаю)______________________________
  • Интеллектом (да, нет, не знаю)_____________________________
  • Способностями (да, нет, не знаю)___________________________

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему "Гендерное воспитание в ДОУ"

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что из наиболее значимых направлений в его реформировании является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности раз...

Стендовая работа на тему: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Цель работы по теме самообразования:   повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ и семье.Задачи:- повысить со...

план самообразования на тему "Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду"

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. П...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

План самообразования по теме "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Актуальность темы.Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению тра...