Семейный клуб "Добрые дела - вместе!"
методическая разработка

Шарова Олеся Викторовна

Организация социального партнерства ДОО и семьи возможна через непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Одной из эффективной формой организации социального партнерства является создание родительского клуба на базе дошкольной организации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub_dobrye_dela_-_vmeste.docx135.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 35»

                   

Семейный клуб

«Добрые дела -  вместе!»

Тема: «Победа в Великой Отечественной войне»

 на 2019 – 2020

G:\духовно-нравственное\Семейный клуб-\эмблема\iHt4CQQ-QXc.jpg

г. Оренбург

 В настоящее время в системе образования происходят большие изменения в сфере духовно-нравственного воспитания и развития детей. Современное поколение утрачивает духовно-нравственные ориентиры, теряют свой авторитет и перестают быть значимыми такие базовые понятия-ценности, материальные ценности  доминируют над духовными, поэтому искажены представления о нравственности, доброте, справедливости, честности, милосердии, великодушии.

Родители, у которых недостаточно сформировано мировоззрение по отношению к духовно-нравственной сфере, испытывают затруднения при формировании у ребенка ценностей и идеалов, правильных духовно-нравственных основ.

«Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие, значительное накопление социально-значимого опыта, происходит активный процесс формирования базовых отношений дошкольника к окружающему миру. Именно поэтому важно в период детства заложить ребенку духовные и нравственные основы, которые сделаю его более устойчивым к нежелательным влияниям, учить ребенка правилам общения, поведения, умению жить среди людей, формировать культурные традиции и ценности.

Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада. Тот дух, который царит в семье и детском саду, дух которым живут родители (законные представители) и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Многими учеными (Н.И.Костомаров, Ю.В.Бромлей, В.И.Брудный, Г.Н.Волков и др.) доказано, что приоритет в области духовно-нравственного воспитания дошкольников принадлежит семье.

Необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данный нормативный документ направлен на решение следующих задач: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.

Поскольку «Закон об образовании» подтверждает, что родители (законные представители) являются участниками образовательных отношений, решить проблему духовно-нравственного воспитания возможно через реализацию социального партнерства ДОО и семьи.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и  семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. В связи с особой ролью семьи возникает вопрос о том, как привлечь к образовательному процессу ДОО родителей (законных представителей), выступающих в роли социальных партнеров с целью обеспечения эффективного духовно-нравственного воспитания дошкольников. Социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие.

Организация социального партнерства ДОО и семьи возможна через непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.         Эффективная реализация социального партнерства в вопросах духовно-нравственного воспитания детей возможна через использование различных форм взаимодействия ДОО и семьи. В практике существуют как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. Среди современных форм организации работы с родителями (законными представителями М.Н.Недвецкая выделяет такие формы, как анализ педагогического опыта, дискуссии конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, организация недель сотрудничества с родителями, проведение семейных вечеров и другие.

Одной из эффективной формой организации социального партнерства является создание родительского клуба на базе дошкольной организации. Работа родительского создает условия психолого - педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения  ДОО, навыкам общения с взрослыми и сверстниками. Новизна заключается не в разработке отдельных консультаций и плана совместных мероприятий в рамках семейного Клуба, а в системе работы, при которой семейный клуб становится современной моделью работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

  На протяжении  ряда лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является организация их совместной образовательной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить ее досуг новым содержанием.

         Деятельность клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется совместно с родителями на один учебный год, тематика заседаний клуба может варьироваться и корректироваться в зависимости от социального запроса родителей (законных представителей). Встречи в Клубе проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 40 - 60 минут. Участвовать в работе клуба также приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты. 

На протяжении трех лет мы с родителями (законными представителями) воспитанников определяли различные темы работы клуба: «Золотой ключик», «Клуб молодых родителей». На данном этапе стала актуальной тема духовно-нравственного воспитания и социокультурных ценности детей «Победа в Великой Отечественной войне!»

Нами была определена основная цель взаимодействия с родителями (законными представителями), которая является составной частью системы работы по формированию мотивации к формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей всех участников образовательного процесса: вооружение родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации работы по формированию ценностного отношения к семейным традициям, национальной культуре; создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей.  

        В основу деятельности Клуба были положены следующие принципы и подходы:

- работа клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения;

- добровольность и открытость;

- посещение клуба по желанию;

- количество занятий в семейном Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остроты обсуждаемой проблемы;

- информационное обеспечение;

- составляется и подбирается видеоматериал с советами и методическими рекомендациями, брошюрки, памятки, литература, оформляются стенды;

- комфортность реализуется путем создания доброжелательной атмосферы, непринужденной обстановки (свободное общение, музыкальное сопровождение, положительный эмоциональный фон);

- работа семейного клуба планируется по результатам опроса родителей (законных представителей)  и рекомендациям специалистов дошкольного образовательного учреждения.

        Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения  - это одна из самых   актуальных  тем в  дошкольном образовании. И мы в работе Клуба стараемся использовать их как можно  разнообразнее.  

В процессе сотрудничества с родителями (законным представителями) нами были определены три основных этапа работы Клуба:

  • Первый этап - подготовительный (сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

- разработка Положения о семейном Клубе (Приложение 1);

- мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;

- анализ социальных паспортов групп ДОУ;

- опрос (анкетирование) родителей, желающих вступить в семейный клуб «Добрые дела – вместе!» (Приложение 2);

- составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;

- обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

  • Второй этап – основной (октябрь – июнь) предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей (семинары, тренинги, практикумы, консультации специалистов различных направлений и др.) и совместная деятельность родителей с детьми в воспитательно-образовательном процессе и творческой деятельности (мастер-классы, гостиные, практикумы и т.п.) Все эти мероприятия сближают родителей (законных представителей) и детей, учат взаимопониманию, доверию, делают их настоящими партнерами). Темы встреч планируются с учетом запроса и пожеланий родителей, а также с учетом вопросов, связанных с возрастными особенностями детей; работа проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять активное участие в  работе клуба);
  • Третий этап – заключительный (июль) подводятся итоги работы, анкетирование родителей (законных представителей), определяются перспективы для дальнейшей работы.

Цели и задачи Клуба «Добрые дела – вместе!»

Цель: Содействие становлению родительской компетентности в вопросах формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей, приобщения детей к национальной культуре, к семейным традициям в условиях клубной работы; обеспечение новых возможностей для духовного становления наших детей, появления «корней памяти» своей  семьи.

Задачи:

  • Приобщение родителей к участию в жизни ДОО путем поиска и внедрения в образовательный процесс наиболее эффективных форм сотрудничества;
  • Создание условий для реализации собственных идей участников клуба, способствующих проявлению творчества, полноценного общения;
  •  Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и педагогической культуры родителей (законных представителей) в вопросах формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников;
  • Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания духовности и нравственности.
  • Выработка общей стратегии улучшения работы в ДОО в вопросах воспитания и развития детей.

План работы семейного Клуба

«Добрые  дела – вместе!» на 2019 -2020 гг.

Тема: «Победа в Великой Отечественной войне»

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Подготовительный этап

1.

2.

Разработка плана клубных мероприятий

Анкетирование родителей с целью выявления запросов родителей по организации работы Клуба:  анкета члена клуба «Вместе дружная семья»

Сентябрь

Основной этап

1.

2.

Тренинг: «Давайте познакомимся»

Тематическая встреча «Путь к духовно - нравственным и социокультурным ценностям ребенка лежит через семью» Деловая игра «Духовно-нравственное воспитание детей

посредствам сказки»

Октябрь

1.

2.

Тематическая  встреча  с  родителями.  «О  чем мечтают дети? Знаете ли Вы своих детей?»

Дискуссия        «Как рассказать детям о войне?»        

Ноябрь

1.

2.

Творческая  гостиная «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Военные», «Больница»

Детско-родительские встречи «Обращение от правнуков к прадедам»

Декабрь

1.

2.

Практикум        «Мастерская волшебников» по   изготовлению атрибутов военной формы для  детей.

Круглый   стол   «Проблема   сохранения   и развития традиций»        Памятка для родителей (законных представителей) «Десять ключей успешного воспитания»

Январь

1.

2.

Круглый  стол  - обсуждение и распространение семейного опыта («Как мы празднуем День защитника Отечества»)

Досуг "Поиграй со мною, папа" (военные игры, эстафеты)

Февраль

1.

2.

Тематический вечер для родителей и детей  «Герои нашей семьи»

Музыкальная гостиная «Песни и игры военных лет»        

Март

1.

2.

Мастер-класс «Изготовление открыток ветеранам»

Творческая мастерская «Плакаты, рисунки о войне»

Апрель

1.

2.

Круглый стол «Дети спасут мир, если мы защитим детей»

Оформление мини-музея Победы

Май

1.

2.

Совместное творчество  «Рисуем на асфальте»

Оформление прогулочных веранд по произведениям для детей о войне.

Июнь

Заключительный

1.

2.

Музыкальная гостиная Квест - игра с родителями «Вместе дружная семья»

Круглый стол «Итоги работы клуба», фотовыставка, чаепитие

Июль

Оценка эффективности работы семейного Клуба «Добрые дела – вместе!»

Работа        семейного        Клуба в        МДОАУ № 35        способствовала:

-        установлению партнерства, созданию положительной эмоциональной среды общения между участниками образовательных отношений;

- формированию единых образовательных смыслов и ценностно - целевых ориентаций у педагогов и родителей;

-        повышению и обогащению педагогических знаний и умений, уровня психолого-педагогической компетентности и педагогической культуры родителей (законных представителей) в вопросах формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников;

-        развитию  креативных  способностей  детей        и  родителей  в совместной деятельности;

-        диссеминации и обобщению лучшего опыта семейного воспитания духовности и нравственности;

- положительной оценки деятельности семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольной образовательной организацией.

Вся деятельность клуба осуществлялась в тесном контакте педагогов, родителей (законных представителей) и детей. Широко использовалась система организации совместных тематических фотовыставок, выставок поделок, рисунков и плакатов.

        

Результативность деятельности Клуба «Добрые дела – вместе!»:

  • высокая посещаемость родителями (законными представителями) всех  планируемых мероприятий;
  • родители - активные участники образовательного процесса ДОО;
  • оптимизация детско  –  родительских отношений;
  • совершенствование работы в ДОО по формированию духовно – нравственных и социокультурных ценностей.

Заключение

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного Клуба «Добрые дела – вместе!» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей (законных представителей) к активному участию в воспитательно - образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей Родине.

В        результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг МДОАУ № 35 в микрорайоне.

Перспектива дальнейшего развития

На общем родительском собрании в ДОУ принято решение о продолжении работы семейного Клуба «Добрые дела – вместе!» в новом учебном году.

Также в новом учебном году мы планируем:

- организовать взаимодействие и сотрудничество с территориальными Семейными клубами через совместные проекты деятельности, конкурсы и другие мероприятия;

- развивать сотрудничество с различным социальными институтами, структурами, государственными и общественными организациями.

- открыть        «Филиалы»  Клуба        в        каждой        группе. В работе таких «филиалов» могут принимать участие различные специалисты МДОАУ № 35, а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Приложение № 1

АНКЕТА

члена клуба «Добрые дела – вместе!»

1. Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

2. Число, месяц, год рождения________________________________________________________

3. Домашний адрес, телефон_________________________________________________________

4. Ваша профессия (мужа)___________________________________________________________

5.Ваша профессия (жены ____________________________________________________________

6.Место работы____________________________________________________________________

7.Ваше образование________________________________________________________________

8.Дети (количество, возраст)_________________________________________________________

9.Ваше хобби _____________________________________________________________________

10.Читаете ли Вы педагогическую литературу__________________________________________

Если да, то какую__________________________________________________________________

11.Как обычно Вы организуете свой выходной день_____________________________________

__________________________________________________________________________________

12.Каакие семейные праздники являются традиционными в Вашей семье___________________

__________________________________________________________________________________13.Каким методам воспитания вашего ребенка Вы отдаете предпочтение и        считаете наиболее эффективными_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________14.Ваши пожелания членам клуба____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

17. Ваши пожелания организаторам клуба_____________________________________________

18. Что Вы ждете от встреч в нашем клубе_____________________________________________

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

1.        Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. ДА        2. НЕТ         3. НЕ ВПОЛНЕ

2.        Из каких источников вы получаете информацию о воспитании? - СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы); -специальные книги по педагогике; - беседы с друзьями и знакомыми; - беседы с воспитателями;

-        _________________________________________________________

-        _________________________________________________________

3.        Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

-  взаимное непонимание детей и взрослых;

- непослушание;

- лень;

- упрямство и капризы;

- агрессивность,

-         _________________________________________________________

4.        Что бы Вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5.        Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

6.        С кем вы говорили о вашей проблеме?

7.        В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

-        психолога;

-        педагога;

-        врача;

-        _____________________________________________________________

-        8. Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или образовательное учреждение?

-        Безусловно, семья;

-        В большей мере семья;

-        В равной степени и семья и образовательное учреждение;

-        Образовательное учреждение, так как там ребенок проводит много времени;

-        Образовательное учреждение и улица.

9.        Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетенции в нашем клубе

Приложение № 2

Тематическая встреча:

«Путь к духовно - нравственным и социокультурным ценностям ребенка

лежит через семью»

Цель: повышение уровня знаний родителей  по духовно-нравственному воспитанию детей  дошкольного возраста

Задачи:

  • совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
  • расширение знаний родителей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».
  • развитие психологических качеств, обеспечивающих личностно-ориентированное общение родителей с детьми.

План проведения тематической встречи:

  1. Вступительное слово
  2. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников»
  3.  Деловая игра «Духовно-нравственное воспитание детей  посредствам сказки»
  4. Подведение итогов.

Ход встречи:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Упражнение «Чаша»

- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть наших детей? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить своего ребенка. (родители пишут на «сердечках» качества, и размещают их в «чаше» на мольберте)

- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у наших детей! Озвучиваются качества, написанные на «сердечках»

- Дети при разговорах всегда  наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т.п.? Чем Вы можете это объяснить?

Дискуссия

Вопросы к родителям: 

- Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д.? 

- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее?

- Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над, чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.

  1. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников. Актуальность» (консультация с презентацией)

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста закладываются в тот период, когда малыши учатся общаться со своими сверстниками, виды их деятельности значительно расширяются, а знания об окружающем мире постоянно пополняются. Если трехлетний ребенок еще не испытывает чувства вины за проступок, то дети 4-5 лет  уже способны осознавать, что сделали что-то не так. Так как же родителям определить ту грань, когда дошкольники уже готовы к усвоению нравственных норм и их соблюдению? Существует простой тест: попросите ребенка не оборачиваться, пока вы будете за его спиной распаковывать интересную новую игрушку, о чем его следует уведомить. Выдержал? Не обернулся? Если малыш научился управлять своими желаниями и порывами, то вполне готов к тому, чтобы выполнять требования простейших нравственных норм.

Ребенок и родители

Первые представления о хорошем и плохом дети узнают в раннем возрасте из сказок, рассказанных родителями. Понятия добра и зла формируются в игровой ненавязчивой форме. Огромная роль в процессе социализации принадлежит нравственному воспитанию в семье, которое основано на взаимоотношениях ее членов. Ребенок постоянно слышит, что надо уважать старших, делится игрушками с братом или сестрой, не обижать животных, не обманывать. Но самый главный пример – поведение взрослых. Реьенок, наблюдающий неучтивость, эгоизм, неуважение родителей друг к другу, просто не может вести себя по-другому. Именно поэтому нравственное воспитание дошкольников невозможно вне семьи.

Воспитание нравственных мотивов

Одной из главных задач нравственного воспитания дошкольников является мотивация к тому, чтобы дети не просто знали о существовании определенных норм, но и хотели их соблюдать. Конечно, заставить – проще всего. Но можно действовать по-другому. Разнообразные методы нравственного воспитания дошкольников сводятся к наградам и поощрениям. Был честным – жди награды, обманул – будь готов к наказанию. Для дошкольников одобрение взрослого человека, а особенно родителя, имеет большое значение. Ребенок старается упрочить и сохранить хорошие отношения с родителями. Именно так и возникает главный мотив, ориентированный на так называемый социальный внешний контроль.

Хорошие результаты демонстрируют игры по нравственному воспитанию дошкольников, которые в веселой форме доносят до них важность соблюдения нравственных норм.

Роль наказания

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников не позволяют обходиться без наказаний, которые должны следовать за несоблюдение моральных норм. Грубые слова, физическая боль – методы, которые способны нанести психике ребенка непоправимую травму. Форма и дозировка наказаний всегда индивидуальны, а умение ими пользоваться - это мастерство особое. Главное, чтобы наказание не касалось духовных нитей доверия, которые связывают малыша с родителями. Человеческое достоинство, даже если человечку всего 3-7 лет, никогда не должно быть унижено!

Наказание – это только внешний контроль. Когда ребенок вырастет, контроль родителей ослабнет, а со временем вообще исчезнет, поэтому надеяться на «внешнего стража» нельзя. Дошкольник должен осознавать, что это необходимо, в первую очередь, ему самому. Существующие средства нравственного воспитания дошкольников позволяют выбрать оптимальный для конкретного ребенка вариант мотивации, награды и наказания.

Ситуация, когда воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста основана на бескорыстности и создании у ребенка положительного образа самого себя, - отличный повод дать малышу почувствовать собственную значимость. А ведь такой образ неотделим от нравственных поступков.

  1. Деловая игра «Духовно-нравственное воспитание детей  посредствам сказки»

Жили –  были…  каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.  Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

     Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Практическое задание. Внимательно рассмотрите иллюстрации.  Командам нужно составить сказку  для детей, которая бы  воспитывала в детях  нравственные качества. Так же нужно дать название сказке и  придумать мораль.

Практическое задание.

4. Подведение итогов.

Мы с вами, взрослые, должны быть хорошим примером для наших детей, оказывать каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви, никогда не унижать достоинство ребенка, не высмеивать его неудачи, не критиковать. Во всех проблемах уметь находить справедливое решение. Всегда эмоционально откликаться на проблемы ребенка, какими бы мизерными они не казались. Искренне радоваться успехам и достижениям малыша.
Уметь видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
Часто, но обосновано, хвалите ребенка, действовать исключительно в интересах ребенка, уметь смотреть на происходящее глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции. 

Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а так же добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание теплого микроклимата в семье, в группе – все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка. Спасибо за внимание!

Приложение № 3

Памятки для родителей (законных представителей)

«Десять ключей успешного воспитания»

 

1.     Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов. 

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными. 

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так: – Что случилось бы, если б я не вмешался? Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине. 

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

 

 

 

Приложение № 4

Тематическая встреча с родителями

«О чем мечтают дети? Знаете ли Вы своих детей?»

Цель: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями; развитие самосознания родителей и педагогов; развитие конструктивных представлений о детях у родителей, о воспитанниках у педагогов.

Ведущий. Муж и жена - это две первоосновы семьи. Отец и мать - это не просто родители, а люди, взявшие на себя ответственность за того, кого они родили, перед самими собой, перед обществом, в котором их дети будут жить.

Тема нашей сегодняшней встречи: «Знаете ли Вы своего ребенка? О чем мечтают дети?»

Дети - это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. И сейчас мы предоставляем Вам возможность взглянуть на своих детей со стороны, как в зеркале.

Итак, пикник на лесной поляне. Лето, солнышко и у детей полная свобода действий. Давайте понаблюдаем за ними. Но Вы будете не только наблюдать, но и оценивать их действия, используя три цвета, как при сигнале светофора: красный - остановись, желтый - осторожно, зеленый это можно делать. Проводится игра «Красный, желтый, зеленый».

- Вы, оказывается, все правильно делаете. Но, если дети Ваше отражение, то почему они иногда поступают неправильно? (Проводятся обсуждение вопроса родителями, педагогами, зрителями).

Ведущий. Наши дети, такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они как открытая книга, как чистый белый лист, на котором можно написать все, что захочется. А иногда - загадка, маленькая тайна. Знаем ли мы ее? Знаете ли Вы своих детей? Вот как Вы думаете, о чем мечтает Ваш ребенок? (Опрос родителей: «О чем мечтает Ваш ребенок?»)

Ведущий. А теперь я хочу, чтобы Вы послушали высказывания самих детей. (Звучит магнитофонная запись беседы с детьми, о чем они мечтают).

Ведущий. Нам кажется, мы знаем о наших детях все; о чем мечтают, чего хотят, но иногда их высказывания нас удивляют и даже поражают. Почему? Ведь взрослые - бывшие дети. (Проводится обсуждение вопроса).

Ведущий. Что ребенку надо - домик с тихим садом, мама с добрым взглядом и отца родного слышать ласки слова. Семья - это теплый очаг и вечера у новогодней елки, дружба и поддержка на всю жизнь. Это ты да я, да мы с тобой. (Взрослые совместно с детьми исполняют песню «Ты да я, да мы с тобой»)

Ведущий. С нами остается дружба, любовь, и ваши дети дарят ее нам, а мы дарим ее нашим детям, а еще тепло улыбок и свет глаз.

В нашей жизни, как в одной детской игре, на один вопрос можно ответить по-разному. (Проводится игра в мяч: те, кому в руки попадает мяч, продолжают начатое предложение).

1. Когда я вырасту, я буду...

2. Мне скучно, когда...

3. Взрослые любят больше всего...

4. Мне интереснее всего...

5. Летом я люблю...

6. Как меня ругали, когда...

7. Когда я пойду в школу...

8. Зимой интересней всего...

9. Папа меня хвалит за...

10.Мама довольна когда...

Ведущий. Известный сказочник Д. Радари говорил: «Все мы на одном большом огороде. Один злой лук, другой веселая морковка, третьи - румяные яблочки».

Сейчас мы предлагаем Вам, дорогие хозяева, нарисовать овощ или фрукт, которому соответствует Ваш характер. (Все члены присутствующих семей рисуют овощи и фрукты)

 Ведущий. Теперь сварим Ваш семейный компот. (Проводится деловая игра на соответствие характеров)

Ведущий. А сейчас я бы хотела предоставить слово «маске откровения». (На обсуждение выносится проблема, поставленная «маской», подбираются оптимальные варианты решения).

Ведущий. Мы благодарим Вас за участие в нашей беседе, потому что дети - это самое важное в нашей жизни и только от нас зависит, какими они будут, как из перегнившего леса через сотни лет рождаются уголь или алмаз.

Приложение № 5

Дискуссия

Как рассказать ребенку о войне?

        Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру. Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма, слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.            

         Для чего это нужно? Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.

       Зачем детям рассказывать о войне? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.

       Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.

      Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами битв? Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.

     В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.

     Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.

        Как грамотно рассказать ребенку 4 лет о войне? Не стоит в таком возрасте говорить слова «убивать», «ранить», «взрывать». Достаточно рассказать о том, что враги захватили страну. Но герои отстояли города, защитили свои семьи и победили.

      Прежде чем рассказать ребенку 5 лет о войне, можно прочитать рассказ или стихотворение, показать репродукцию, фотографию с мест боевых действий. Нужно донести до сознания ребенка, что война – это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. Следует также познакомить ребенка с военной техникой (пушками, танками).

       В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу.

      Почему началась война? Как им объяснить, почему она началась? 

       Такие вопросы волнуют родителей. Перед Днем Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны, разучиваются стихи и песни.          

     Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например, руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской Германией имела совсем другие причины.  Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы, армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.

      В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.

     Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название? Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья. Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.

    Военная техника и военные профессии.

  Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.

    Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют, куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.

   Летчики, связисты, врачи – во время войны они находились в самых горячих точках. Танки, корабли, артиллерия, самолеты – вся боевая техника управлялась подготовленными людьми. Происходили бои не только на улицах городов, но и в воздухе, на море.

    Женщины, которые находились в тылу, работали на заводах, полях, шили военную форму, готовили вооружение. Многие из них шли на фронт медсестрами. Разруху и горе принесла война.

  Рассказать детям можно о том, как в тылу ребята вместе с матерями работали на заводах, как не хватало еды, как враги взрывали дома, как люди прятались в бомбоубежищах.

     Стихи, рассказы, песни 

       Читайте литературу. Для детей есть много замечательных книг о войне, о героях, которые из года в год дети слушают с благоговением и после этих книг начинают всё больше интересоваться историей, которая не так давно была. Рассказать детям о войне 1941–1945 годов помогут стихи и рассказы, написанные специально для дошкольников. У С. Алексеева есть миниатюры о блокаде Ленинграда («Шуба», «Первая колонна»). Рассказ А. Митяева «Мешок овсянки» поведает о взаимоотношениях солдат. У В. Богомолова есть зарисовка «Вечный огонь» о защитниках Сталинграда. На военные темы писали Л. Кассиль, А. Гайдар. Можно включать в беседу стихи

А. Твардовского, В. Высоцкого.

   Песни военных лет («Журавли», «Катюша») после прослушивания можно выучить со старшими дошкольниками. Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма. Песни военных лет помогли выстоять в неравной борьбе. Это «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Алеша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Дорога на Берлин».

    Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. После прослушивания можно устроить беседу по содержанию миниатюры. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет, известные репродукции.

     Города-герои.

    Во время беседы о войне обязательно нужно вспомнить, что существуют города-герои. Это почетное звание присваивается населенному пункту за мужество и героизм, проявленный его жителями. Такие города находятся на территории Украины, Беларуси, России.

     Брестская крепость-герой первой приняла на себя удар врага. Солдаты до последнего сопротивлялись, стараясь выиграть время. Почти все защитники крепости пали в неравном бою. Целый месяц продолжалась борьба. Все это время над крепостью развивался красный флаг – символ мужества и единства народа.

     Город-герой Одесса – красивый порт на берегу Черного моря. Фашисты постепенно захватывали улицы. Окопы и баррикады уже не помогали – так велико было войско врага. Но одесситы не сдавались: они ушли из города и спрятались в катакомбах. Так называется огромное пространство под землей. Туннели длиной в несколько десятков километров укрыли от фашистов местное население. И тогда началась подрывная война. Одесситы, ночами выбираясь из катакомб, поджигали дома с фашистами, выводили из строя поезда.

     Город-герой Ленинград оказался во вражеском кольце. Войска фашистов окружили северную столицу – они не выпускали людей и не позволяли обозам с продуктами попадать на ее территорию. Блокада Ленинграда длилась почти 2 года. Люди голодали, не работало отопление. Но жители выдержали это испытание. Они не сдались врагу. Их не испугали зимний холод, голод, изнуряющий труд, болезни. Их мужество по сей день служит примером потомкам.

     Награды

      Можно попробовать мотивировать ребенка на самостоятельные раздумья. Например, задать такой вопрос: "За что получают медали и ордена во время войны?" Дети в старшем дошкольном возрасте могут уже сами рассказать, что за мужество, подвиги, храбрость солдаты получали награды. Бойцы и командиры во время Отечественной войны награждались медалями («За отвагу», «За боевые заслуги»), орденами («Красного знамени», «Красной звезды»). За оборону городов-героев выпустили специальные награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда». Ордена Кутузова, Невского, Суворова получали командиры за успехи в управлении отрядами, дивизиями. Орденом Отечественной войны награждались рядовые бойцы, партизаны, начальствующий состав Красной Армии и Военно-Морского Флота.

     Дети-герои 

     Дошкольникам больше понятен образ таких же детей, как и они сами. Как рассказать ребенку о войне? Поведать о детях-героях, которые, не побоявшись расправы, помогали стране победить.

     Музей боевой славы

     Перед Днем Победы дети детских садов, школ приходят к памятникам или Вечному огню. Они возлагают цветы к могилам погибших героев, обещая хранить память об их подвигах. Экскурсия в музей боевой славы поможет детям увидеть форму солдат, награды, гранаты, каски, фляжки, плащ-палатки. Там же находятся фотографии военных лет, письма бойцов, хранятся их биографии.

     Рассказ о войне в детском саду

    В детском саду существует большой спектр возможностей поведать детям о войне. Это и беседы, и разучивание песен, танцев, и чтение стихов, и участие в ратных играх-эстафетах, и возможность примерить на себя гимнастерки, фуражки.

     Родители о войне 

     Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность. Следует также объяснить малышу, что войны случались всегда.

Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий. Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.

     Творчество детей 

В преддверии 9 Мая в детских садах, школах воспитанники и учащиеся готовят поделки, рисуют картины на военную тематику. Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке. Это может быть танк, самолет, корабль. Или можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.  Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в нашем городе, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые сделали ранее. Ну а вечерний салют в честь победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени.

     Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов.

     Когда ребенок спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду. Родителям следует помочь малышу справиться с тревогой, беспокойством.

     Советы родителям: как рассказать детям о войне

   -Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.

 -Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану.

-Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.

     Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадит на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях.

      Пусть мир украсит доброта

      И расцветут улыбкой лица,

      А слово «страшное» война

      Пусть никогда не повториться!

      Пусть солнце светит над землей,

     Любовь шагает по планете.

     И в каждой пусть семье большой

     С любимой мамой будут дети!

                                  (М. В. Сидорова)

Приложение № 6


Круглый стол  «Дети спасут мир, если мы защитим детей»

Пояснительная записка

Первое знакомство с духовно-нравственно-правовыми понятиями ребёнка происходит в семье и родители являются гарантами прав ребёнка в дошкольном возрасте.

Иногда мы сами того не замечая забываем, что наши дети имеют чувство собственного достоинства, гордость, своё мнение с которым взрослые должны считаться, а мы порой добиваемся от них бесприкословного исполнения наших требований.

Ребёнок должен понимать, что от него хотят. У него есть своё мнение, с которым взрослые должны считаться. И это закреплено в конвенции о правах ребёнка. (ст. 13)

Унижение, психологическое давление со стороны взрослых и оскорбления порой ранят ребёнка больше, чем физическое наказание. Хотя и это тоже унижение, что также отражено в конвенции. (ст. 18)

Несогласованность в действиях родителей по отношению к ребёнку тоже не лучшим образом сказывается на воспитании ребёнка. При разногласиях родителей, в первую очередь страдают дети. В Конвенции о правах ребёнка также есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей. Причем обоих одинаково.

Следуя Конвенции о правах ребёнка, мы должны признавать ребёнка полноценной, полноправной личностью.

Цель: Познакомить родителей с Конвенцией о правах ребёнка. Систематизировать имеющиеся знания у родителей. Помочь родителям понять своих детей, учиться понимать их проблемы и всё сделать для того, чтобы их ребёнок вырос здоровым не только физически, но и духовно.

Ведущий. Существует семь чудес света, будь их воля, люди непременно бы добавили восьмое - улыбку ребенка. Не будь ее в человеческой жизни, каким ущербным, даже трагическим стало бы наше мироощущение.

Раннее детство считается стартовом периодом развития нравственности, духовности, интеллекта и здоровья, когда ребенок нами еще «не отредактированный», нами еще «не откорректированный», он нами еще далее «не постигнутый» - такой, какой он есть. Взлетающий, летящий.

Мы приглашаем вас сегодня в необычное место. На вокзал, где сходятся все пути. Начинаются и заканчиваются большие и маленькие дороги.

Ведь наша жизнь - дорога и осилить ее может только идущий. Тот, кто сделает первый шаг. Первый шаг к себе, первый шаг на встречу друг к другу, первый шаг к общению, к диалогу. Сегодня отправляясь в путь, мы просим вас быть искренними, чуткими и снисходительными, ведь на жизненном пути мы все добрые попутчики.

Итак, познакомьтесь. (происходит знакомство с родителями, которые присутствуют)

Ведущий. Пассажиры заняли свои места, и проводница может быть спокойна. Она студентка психологического факультета и, как многие студенты в каникулы, подрабатывает проводницей.

Ведущий. Уважаемые пассажиры, часы показывают 10.45, и поезд отправляется с широкого пути нашей платформы. (Дети старшей группы исполняют танец минуток.)

Ведущий. Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать Вас, и желаем Вам доброго пути, пути, который мы сегодня пройдем вместе с Вами.

Когда смотришь в вагонное окно, то видишь все как бы со стороны. Вот проплывают дома большие и маленькие. Мы можем мельком заглянуть в каждое окошко, увидеть кусочек чужой жизни. Как маленькая девочка из старой сказки. Помните, она была бедна и продавала спички. На улице трещал мороз, а девочка заглядывала в чужие окна, у нее не было своего праздника дома. Этой старой сказке почти 200 лет, но как часто можно увидеть и в наше время детей, заглядывающих в «чужие окна».А ведь согласно Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя в нем хозяином, как папа и мама». Почему же так происходит, что ищут дети из вполне благополучных семей за стеклом чужого окна? Не случайно мы начинаем этот разговор сейчас - хотя наши дети еще маленькие, но потом может быть поздно. А для того, чтобы вмешаться в чу-жую жизнь, надо твердо знать, что ты можешь предложить взамен. Как Вы думаете, почему дети, имеющие дом, уходят из него каждый вечер, или даже на совсем? Куда они уходят? В чьи окна они смотрят? (Родители высказывают своё мнение по поводу возникшей проблемы). (В вагон заходит Продавец газет.)

Продавец газет. Уважаемые пассажиры, мы предлагаем Вам свежую прессу: газеты и журналы на любой вкус. Вот смотрите, «Конвенция о правах ребенка». Кому такое пришло в голову? Что за права у ребенка? И нужно ли их защищать? И вообще, нужна ли эта конвенция? (Раздает участникам экземпляры «Конвенции» и выходит. Участники ведут дискуссию.)

Проводница. Мысль о создании данной «Конвенции» появилась в 1945г., когда кончилась Вторая мировая война. Людей тогда погибло столько, что если бы собрать их вместе, получилась бы целая страна. Мир был хрупким, спасти его могли только дети, потому что они наше будущее. Но ведь жизнь и судьба ребенка зависит от взрослых. И потому еще одно право зафиксировано в «Конвенции»: «Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать». Как по-вашему, насколько это правильно? (Обсуждение проблемы).

Проводница. Взрослые берут на себя ответственность за детей, иногда им эта ноша кажется слишком тяжелой. Но ведь богом каждому дано по силам, и нашим детям бывает тяжелее, потому они так любят волшебные палочки, чудесные заклинания, и кто из них не мечтает получить цветик - семицветик. У Вас есть такая возможность, напишите свои пожелания, и кто знает, может, они зажгут горячий и светлый, как пламя свечи, огонек надежды и милосердия. (Участникам предлагается написать на лепестках «цветика - семицветика» свои желания).

Проводница. Вам хотелось бы узнать, что пожелали ваши дети? (Звучит запись пожелания детей).

Проводница. А помните, что пожелала девочка Женя из сказки? Что? Как часто мы задумываемся об этом? (Обсуждение проблемы).

Проводница. Бывают ситуации, когда отзывчивость оборачивается для наших детей бедой. Будучи вежливым, ребенок открывает дверь незнакомому человеку, просящему о помощи. А ведь каждый ребенок имеет право на жизнь и неприкосновенность. Как же защитить наших детей и в то же время воспитать их милосердными? (Идет дискуссия).

Проводница. Важно научить наших детей не только милосердию, но и осторожности. Ведь Бог дал нам два уха и рот для благоразумия. Это слово имеет два корня«благо» и «разум».

Проводница. Смотрите, поезд остановился, переезд какой-то или поляна лесная. По-моему, там что-то происходит.

(Детьми проигрывается сценка «Лесной плакунчик»).

Шла по лесу Лена,

Споткнулась, упала

И к деду Плакунчику

В гости попала.

Приветливо дверью

Скрипела избушка,

В углу на ушате

Дремала лягушка.

Струился за печкою

Голос сверчка

Из щелки сухого полена.

На лавке

Седого как лунь старичка

Сквозь слезы увидела Лена.

- В какую ты глушь

Закатилась, юла! -

Сказал ей Плакунчик нестрого. -

Ну что ж, заходи,

Коль поплакать пришла,

Чего же стоять у порога?

Уж я не обижу,

Уж я провожу,

Лесную дорожку тебе покажу. -

Плакунчик одернул

Цветной армячок,

Седую бородку

Зажал в кулачок

И с грустной улыбкой

Промолвил: - Идем!

Уж ежели плакать,

То лучше вдвоем.

Лесная дорожка -

Грибы да морошка.

В задумчивый ельник

Свернула дорожка.

Плакунчик по ней

Не спеша, семенит,

Привычно пылит лапотками.

На шапке его

Колокольчик звенит -

Подснежник с тремя лепестками.

В лесу тишина.

Только ели скрипят

Да белки на ветках судачат.

- Смотрите, -

В гнезде сорочата кричат,

-Зайчонок к Плакунчику скачет!

Мелькнула, как мячик,

Пушинка хвоста. А вот и зайчонок

-Кувырк из куста!

- Плакунчик, Плакунчик,

Я лапки отбил -

Бежал из осинника в слякоть!

Мне ночью барсук

На усы наступил,

Мне больно и хочется плакать! -

И Лена подумала«Я не одна»,

Взглянув на зайчонка со вздохом. -

Поплачь с ним, Плакунчик, -

Сказала она, -

Совсем ему, бедному, плохо!

А я подожду,

На пеньке посижу,

Морошку на ниточку

Я нанижу.

Проводница. Вам бы хотелось повстречать такого вот Плакунчика? И почему? А Вашим детям? (Участниками обсуждается проблема).

Проводница. Как быстро угас день. Так и жизнь наша слишком стремительна, иногда мы так увлекаемся этой скоростью, что проходим мимо чего-то очень важного. Мимо детской слезинки или улыбки. Слышите - это вздыхает старый паровоз.

Паровоз. Фу, устал. Весь день спешил, ведь надо успеть по расписанию. Скоро рассвет, а сколько своих рассветов я не заметил в спешке, сколько этих рассветов я пропустил. А ведь когда-то давно, когда я был совсем юным паровозиком, мне казалось, что если я не увижу первых ландышей, то опоздаю на всю весну, а если не увижу рассвета, то опоздаю на целую жизнь. (Монолог паровоза звучит в записи)

Проводница. Однажды мама взяла на руки свою маленькую дочку. Она качала ее вперед-назад и тихо напевала: «Я люблю тебя! Я всегда буду любить тебя! Пока я жива, ты будешь моим ребенком». Девочка росла. Она была веселой и шумной. Мама водила ее в зоопарк, на прогулку, а иногда ей самой казалось, что она попала в зоопарк. Но когда наступала ночь, она брала свою дочь на руки, качала ее и тихо напевала: «Я люблю тебя! Я всегда буду любить тебя! Пока я жива, ты будешь моим ребенком». Время шло. Девочка слушала странную музыку. В доме стали появляться странные друзья, у них были странные разговоры. Но когда наступала ночь, мама садилась на кровать дочери, гладила ее по голове и тихо напевала: «Я люблю тебя! Я всегда буду любить тебя! Пока я жива, ты будешь моим ребенком». Время шло. Девочка выросла и уже давно не жила со своей матерью. Но иногда, ночью мама брала машину и ехала на другой конец города. Она наклонялась над своей уже взрослой дочерью и тихо напевала: «Я люблю тебя! Я всегда буду любить тебя! Пока я жива, ты будешь моим ребенком». Но однажды, когда женщина приехала к своей маме, та лежала на кровати, и только губы тихонько шептали: «Я люблю тебя! Я всегда буду любить тебя! Пока я жива, ты будешь моим ребенком». Женщина вернулась домой, взяла на руки свою маленькую дочку. Она качала ее вперед-назад и тихо напевала: «Я люблю тебя! Я всегда буду любить тебя! Пока я жива, ты будешь моим ребенком».

Ведущий. Попробуйте сравнить своего ребенка хоть с чем-нибудь. Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца в семье. А может быть, он просто радуга. Весь спектр вашей жизни в ребенке. Кем бы он ни был, но он воплощение чуда, живущего в вашей семье. И это чудо, дети, спасут этот огромный мир от злобы и насилия, если мы сможем защитить наших детей.

Ежедневно взрослые ходят на работу -

Кто недавно, а кто много лет.

И каждый день у всех одни заботы -

Свободных дней у нас почти что нет.

А рядом подрастают наши дети,

Бегут в детсадик, школу, институт.

И ох, как трудно нам порой заметить,

Какими же они у нас растут.

Прислушайтесь к их разговорам, люди.

Они вершат над нами строгий суд.

Ведь в играх детских, спорах, ох как часто

Проблемы очень взрослые встают.

МДОАУ № 35, г. Оренбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы инструктора по физкультуре для родителей. "Делай сам, делай вместе со мной"

Предлагаю комплексы упражнений по профилактике сколиоза и плоскостопия....

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в старшей группе №4 «Родители и я – здоровая Семья!»

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в старшей группе №4«Родители и я – здоровая Семья!»...

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в старшей группе №4 «Танцы на мячах»

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в старшей группе №4«Танцы на мячах»...

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в старшей группе №4 «Зверобика» - аэробика подражает характеру животного.

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в старшей группе №4«Зверобика» - аэробика подражает характеру животного....

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного досуга в старшей группе №4 «Силовая гимнастика с гантелями, атлетическим мячом»

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного досуга  в старшей группе №4«Силовая гимнастика с гантелями, атлетическим мячом»...

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в средней группе №2 «Родители и я – здоровая Семья!»

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в средней группе №2«Родители и я – здоровая Семья!»...

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в старшей группе №4 «Зверобика» - аэробика подражает характеру животного.

Семейный фитнес – клуб «Вместе с мамой» конспект семейного спортивного праздника в старшей группе №4«Зверобика» - аэробика подражает характеру животного....