Доклад "Сенсорные нетрадиционные игры в раннем возрасте"
учебно-методический материал

Кухаренко Александра Сергеевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sensornye_netraditsionnye_igry_v_rannem_vozraste.docx510.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №11 «Созвездие» города Дубны Московской области

«Сенсорные нетрадиционные игры в раннем возрасте»

Подготовила: Кухаренко А.C.

2020 г.


Аннотация

        Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет – предметно–игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию.

        Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Совместная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительным материалом, сенсорные, настольно-печатные); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдение за окружающим; общение с взрослыми, со сверстниками; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

        Мы стараемся создать условия для всех этих видов деятельности, создаем, по возможности, игровые зоны. Это полочки в шкафу с дидактическими играми, сетка с мячами, коробка в определенном месте со строительным материалом.


Содержание

Актуальность        4

Задачи        5

Создание развивающей среды        5

Игры на определение величины, формы и цвета        6

«Большой – маленький»        6

«Разноцветные комочки»        6

«Волшебные камушки»        7

Подвижные игры        7

«Бабочки на полянке»        7

«Разноцветные обручи»        8

Книжки – малышки        9

Методическая литература        9

        


«Тут всё дело в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами.» (Чуковский К. И.)                                                     

Актуальность

        Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

        Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

        Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

        Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Продуктивная деятельность по сенсорике, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность познавательного, физического, художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • готовит к реальной жизни;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • развивает наблюдательность;
  • развивает внимание;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Задачи

  • развивать у детей все виды восприятия;
  • совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;
  • формировать умение использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;
  • продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;
  • расширять уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

        Ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью.
        Сенсорное развитие ребёнка – это получение малышом знаний о свойствах предметов.

  • Форме;
  • Величине;
  • Размере;
  • Положение в пространстве;
  • Запахе;
  • Вкусе и т. д.

        С помощью сенсорных игр мы даём детям возможность познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Данные игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Создание развивающей среды

 


Игры на определение величины, формы и цвета

«Большой – маленький»

 

«Разноцветные комочки»


«Волшебные камушки»

Изображение выглядит как человек, ребенок, внутренний, маленький  Автоматически созданное описание

Подвижные игры

«Бабочки на полянке»

 


«Разноцветные обручи»


Книжки – малышки

Методическая литература

        В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путём разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение техники нетрадиционного рисования в раннем возрасте

Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возрас...

план работы кружка по нетрадиционному рисованию для раннего возраста.

план работы кружка "Радуга" по нетрадиционному рисованию для детей раннего возраста...

Нетрадиционное рисование в раннем возрасте.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами....

Нетрадиционное рисование в раннем возрасте.

Ранний возраст- период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами...

Рисование с использованием нетрадиционной техники — пальчиками ранний возраст

Тема: «Зайка серенький».Цели и задачи НОД:Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: пальчиковая живопись. Способом отпечаток пальчика на бумаге.Совершенствов...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

Кружок "Рисовашка" по нетрадиционной технике рисования (ранний возраст)

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его гла...